Почему как? В смысле это из той оперы, когда кто-нибудь говорит нечто в духе «а я стою и смотрю, как дура» и слышит в ответ «почему как?». То есть эта итальянская трагикомедия действительно про чокнутых. И хотя это не лучшая работа сценариста и режиссера Паоло Вирдзи (его «Человеческий капитал» был гораздо сложнее и проницательнее), она получила главный приз Итальянской киноакадемии, обойдя в числе прочих драму «Приятных снов» с Беренис Бежо и спортивный байопик «Быстрая, как ветер», посвященный итальянскому автогонщику Карло Капоне.
В кадре появляется крайне экстравагантная мадам (итальянская прима Валерия Бруни Тедески), которая раздает указания налево-направо, семенит аппетитными ножками на высоких каблуках и прячет немолодые, но привлекательные формы, подчеркнутые облегающим платьем, под китайским зонтом от солнца. Можно и впрямь подумать, что женщина эта голубых кровей или как минимум завидно богата, но торчащий из-под платья белый лифчик наводит на смутные сомнения. Через минуту выясняется, что мадам – пациентка пансиона для душевнобольных. А зовут ее Беатриче, как музу и возлюбленную Данте.
У героини разворачивается спор с сотрудницей пансионата: к ней собираются кого-то подселить, так как заведение не рассчитано на предоставление личных апартаментов даже таким прихотливым и важным больным, как она. Беатриче, конечно же, возмущена. Но тут в лечебницу привозят новенькую: мрачную и замкнутую молодую девушку с немытыми волосами, худющую и всю в татуировках (актриса и жена режиссера Микаела Рамадзотти). И почему-то она вызывает в Беатриче живой, почти что нездоровый интерес.
Недавно в украинском прокате прошла французская мелодрама «Поцелуй Беатрис» с Катрин Денев и Катрин Фро. Первая сыграла эпатажную, чуть вульгарную, инфантильную Беатрис, которая силком врывается в тихую и невзрачную жизнь второй героини и существенно ее меняет, вернее, меняет само восприятие и ощущение. Дуэт Валерии Бруни Тедески и Микаелы Рамадзотти во многом созвучен дуэту Денев и Фро (помимо созвучности имен Беатрис и Беатриче). Между ними тоже значительная разница в возрасте, они – опять же полные противоположности друг друга, как внешне, так и характером. И они дополняют одна вторую, как пармезан и паста. Как и Беатрис, полнокровная, бравурная Беатриче кардинально меняет тусклое мироощущение молодой, но давно погасшей незнакомки. Только в работе Паоло Вирдзи куда больше динамики.
Беатриче – эдакая псевдографиня, обожающая духи и кремы, мнящая себя королевой, от которой все вокруг без ума и готовы падать к ногам и целовать персты. И антураж психбольницы нисколько не сковывает ее иллюзию: «На приеме был американский президент с женой. Хиллари, конечно, еще та сучка, но Билл Клинтон – настоящий зайчик». Она – стопроцентный экстраверт, болтает без умолку и позарез нуждается в слушателях и почитателях. Донателла же (героиня Микаелы Рамадзотти) – крайней степени интроверт, бывшая танцовщица казино, девушка из неблагополучной семьи, немного брутальная, неумолимо депрессивная, которая однажды сильно разочаровалась, сломалась и теперь никого к себе не подпускает.
Смотрите легально на MEGOGO
Жанр трагикомедии состоит из двух противоположных тональностей. И у Паоло Вирдзи на этот счет все четко: Беатриче отвечает за комедию, Донателла – за трагедию. Собственно, даже причины их сумасшествия поддерживают дуальность жанра: Беатриче помешалась на одном сомнительном типе, лишенном всякого благородства, и пустила в трубу все фамильное состояние. А у Донателлы соцслужбы отняли сына (при этом первопричиной психического расстройства обеих стали мужчины и их безразличие, начиная с отца – все по Фрейду).
«Как чокнутые» – коктейль таких небезызвестных картин, как «Достучаться до небес», «Тельма и Луиза», «Прерванная жизнь». По сути, это классическое женское бадди-муви. Причем на постер вынесен кадр из фильма, который снимается внутри фильма и участницами которого случайно становятся героини. В этой сцене на Валерии Бруни Тедески изящный платок на волосах и темные очки от солнца, как на героине Сьюзен Сарандон в знаменитом роуд-муви Ридли Скотта.
Только в кино психи – на самом деле не психи, а соцслужбы – монстры, несправедливо отнимающие детей у матерей. Но в данном случае сумасшедшие женщины – и впрямь не здоровы. Более того, в финале они сами осознают свою потребность в посторонней помощи и обсервации.
Анастасия Лях
Как чокнутые (La pazza gioia)
2016 год, Италия/ Франция
Продюсер: Марко Беларди
Режиссер: Паоло Вирдзи
Сценарий: Паоло Вирдзи, Франческа Арчибуджи
В ролях: Валерия Бруни Тедески, Микаела Рамадзотти, Валентина Карнелутти, Марко Мессери, Анна Гальена, Томмазо Раньо, Боб Мессини, Серджо Альбелли, Мариза Борини
Оператор: Владан Радович
Композитор: Карло Вирзи
Длительность: 118 минут/ 01:58