Путанный, загадочный и интригующий сериал. И нет, это не женская версия истории Будулая. Собственно, цыгане здесь вообще ни при чем.
Главная героиня Джин Холлоуэй (Наоми Уоттс) – нью-йоркский психотерапевт. В числе ее пациентов – молодой парень-нытик, который никак не может забыть свою бывшую девушку и сходит по ней с ума, в то время как та живет новой, весьма бурной жизнью; возрастная женщина-мать, которая не дает свободно дышать своей взрослой дочери, удушая ее чрезмерными вниманием и любовью, а та в свою очередь дистанцируется все дальше и дальше; юная наркоманка, у которой проблемы с зависимостью, матерью и агрессивным бойфрендом. Плюс в разговорах периодически всплывает некая Мелисса, бывшая пациентка Джин, которая после ее сеансов попала в натуральную психбольницу.
Работу, которой героиня посвящает огромное количество времени, она пытается совмещать с ролью заботливой матери и любящей домашней жены. Пытается кухарничать, хотя не умеет. И даже пытается подружиться с мамашами-наседками, родительницами одноклассниц маленькой дочери Долли. Но на обоих фронтах не складывается. В итоге школьные мамаши поднимают скандал, потому что Долли ведет себя как мальчишка, по-мальчишески одевается и пытается целовать девочек. А муж-адвокат на работе флиртует с сексапильной секретаршей, вернее, позволяет той флиртовать с собой.
Джин все больше отдаляется от семейных проблем (или, быть может, наоборот, проблемы в семье возникают именно потому, что она отдаляется) и с головой погружается в жизнь пациентов. Более того, она погружается и в жизнь тех, на кого ее клиенты жалуются и от кого зависимы. Так, она создает свою альтернативную личность по имени Диана Харт, эффектную, независимую журналистку, без семьи и обязательств, и под этой личиной знакомится и втирается в доверие к той самой дочери возрастной женщины, с которой якобы случайно сталкивается в парикмахерской; и к той самой страстной и неординарной экс-подруге парня-нытика, которая днем работает баристой в кофейне, а по вечерам поет песни собственного сочинения в баре. И к последней Джин начинает испытывать не только профессиональный интерес, но и сексуальное влечение.
Почему «Цыганка»? Возможно, потому, что Джин Холлоуэй скрывается под стереотипом счастливой представительницы среднего американского класса с Манхэттена, у которой есть дом, машина, карьера, муж, ребенок и собака; хотя внутри ощущает себя Дианой, искательницей приключений, ярких эмоций, острых моментов, пылких страстей. Как цыганка, которая скрывается под стереотипом брутальной черноволосой девицы в пестрых тряпочках и с бубном. Или, быть может, потому, что Джин подобно гадалке предугадывает, а вернее, собственными руками выстраивает судьбу своих пациентов, слишком глубоко вклиниваясь в их жизни. Или, возможно, подобно воровке она их жизни крадет…
Смотрите легально на MEGOGO
Сперва кажется, что десятисерийный сериал Лизы Рубин (у которого при желании вполне может появиться второй сезон) – это посвящение новой методике психоанализа, когда врачеватель душевных травм в офисе работает с непосредственными клиентами, а в полевых условиях окучивает вторые стороны конфликта, чтобы в итоге найти верное решение проблемы. И этот метод кажется вполне логичным и действенным, несмотря на расхожесть с нормами профессиональной этики: невозможно излечить боль, не уловив соли проблемы, невозможно выяснить суть, не изучив обе точки зрения.
Затем кажется, что «Цыганка» – это эротическая лесбийская мелодрама, суть которой сводится к тому, что одна немолодая правильная гетеросексуальная женщина среднего класса внезапно совсем потеряла голову и влюбилась в свою полную противоположность: молодую бисексуальную прожигательницу жизни, вышедшую из рваных низов.
А позже история превращается в пикантный психологический триллер, в котором постельные сцены – просто эстетика, а соль заключается в нездоровом мозгу главной героини. Как говорится, сначала в халате – потом в палате. Ведь, как известно, многих психоаналитиков подстерегает плачевная участь: они так глубоко копают, что в итоге сами становятся пациентами.
Когда поток имен в бесконечных телефонных переписках Джин Холлоуэй превращается в винегрет и полный сумбур, когда ее все дальше и дальше засасывают собственные вранье и игра, когда никак не получается понять, кто же такая на самом деле Мелисса…, тогда начинаешь строить самые смелые и безумные предположения. Возможно, у Джин не только одно альтер эго. Возможно, она страдает расстройством множественной личности. Возможно, ее любовница – это то, какой она когда-то была или какой могла бы быть; отношения возрастной женщины с дочерью – это ее отношения с матерью; слабость и зависимость наркоманки – это ее подчиненность больному воображению; муж – это тот нытик, слишком правильный, скучный и положительный для нее; и даже дочь Долли – это она сама, которая в детстве любила целовать девочек, но правила заставили выскочить замуж, родить, обустроить дом и завести пса.
«Стремление одержать власть над другими – это в действительности попытка взять под контроль себя», – скажет Джин в заключительной серии.
Так или иначе, предположения останутся предположениями. Финал не даст однозначных ответов. Неспроста же «Цыганка» кишит отсылками к творчеству Дэвида Линча, в частности, к фильму «Малхолланд Драйв», где Наоми Уоттс также испытывала сексуальное притяжение к женщине и где также играла две личности одной героини, и одну из этих личностей звали Дианой. Причем Дианой была та, что реальна, а не та, что родилась в мечтах о другой жизни. И к слову, «Малхолланд Драйв» изначально планировался как сериал, но пилот был забракован заказчиком, и Линч переформатировал его в полный метр.
Диана Дэвида Линча была актрисой. «Нужно уметь притворяться кем-то другим. В этом и есть суть актерства», – учит Джин Холлоуэй дочь, которой предстоит сыграть Питера Пэна в школьном спектакле. Не обязательно быть сумасшедшим, чтобы хранить в себе множество разных характеров и темпераментов, можно просто играть в кино.
Анастасия Лях
Цыганка (Gypsy)
2017 год, США/ Великобритания
Продюсеры: Лиза Рубин, Лиза Чейсин, Тим Беван, Эрик Феллнер, Наоми Уоттс, Сэм Тейлор-Джонсон, Шон Яблонски
Режиссеры: Алик Сахаров, Сэм Тейлор-Джонсон, Виктория Махони
Сценарий: Лиза Рубин, Шон Яблонски, Джонатан Карен
В ролях: Наоми Уоттс, Билли Крудап, Софи Куксон, Карл Глусман, Пурна Джаганнатан, Брук Блум, Люси Бойнтон, Мелани Либерд, Бренда Ваккаро
Оператор: Мэттью Реблер
Композитор: Джефф Бил