Скромный, интимный и искренний режиссерский дебют Марины Степанской «Стремглав» – это, кажется, самое тонкое, деликатное, трепетное и грустное кино из всего, что было снято у нас в годы независимости.
«Стремглав» – это лав-стори. Он – субтильный, интеллигентный юноша, который выглядит совершенно растерянно и потерянно в сегодняшней реальности. С детства подавая большие музыкальные надежды, стремясь не просто играть на фортепиано, но сочинять оперы, парень не справился с собственными амбициями и дурной наследственностью. Сын алкоголички, он в один прекрасный момент, что называется, ушел в отрыв. Год или больше провел на лечении от алкогольной и наркотической зависимости. Пропустил революцию, расстрелы, смену власти, войну… И теперь живет за чертой города, подальше от столичных соблазнов, буквально посреди леса, в уютном, но одиноком доме под присмотром сурового деда «самых честных правил» и старой закалки, который с трудом прощает людям их ошибки и несовершенства и пытается держать оступившегося внука в золотой клетке.
Она – привлекательная девушка, в прошлом студентка художественной школы, которая, засомневавшись в своем таланте, бросила учебу и теперь висит в клубах с немцем-бойфрендом. Познакомились они во время Майдана: он был иностранным фотокором, а она разливала чай на баррикадах. И теперь она готовится переехать в Берлин, в ту европейскую жизнь, к которой стремились повстанцы. Но едва ли счастлива в предвкушении перемен. Чувствует, что не найдет гармонии ни в чужой стране, ни с чужаком в постели, потому что сердце ее и место здесь.
И однажды их судьбы случайно пересекаются.
В названии ленты кроется умышленное противоречие или даже легкая, незлая ирония, а может, и самоирония. Сюжет вовсе не несется стремглав. А герои почти что стоят на месте в своей нерешительности, неуверенности и незнании, что делать дальше; в страхе перед завтрашним днем и полной беспомощности.
Смотрите легально на MEGOGO
Марина Степанская, без сомнения умная и не идущая у зрителя на поводу сценаристка, не стремится облегчить публике задачу, всячески избегает наводящих движений и реплик и не приемлет фальши. Бэкграунд персонажей – травма из темного прошлого героя, позиция и мотивации героини – раскрываются постепенно, намеками, между мыслей и строк. Мы долго не понимаем, что именно произошло с Антоном, и лишь строим предположения и догадки (в плохих сценариях если автору необходимо что-нибудь рассказать о прошлом персонажа, не прибегая к наглядному флэшбэку, он начинает неуклюже внедрять этот рассказ в диалоги, мол, «а помнишь, как ты начал спиваться и лег в диспансер», и звучит это крайне неестественно). Не сразу распознаем, какой человек на самом деле Катя, внешне вписывающаяся в стереотип поверхностной дискотечной тусовщицы, но в действительности скрывающая нетривиальную и глубокую суть. Степанская погружает зрителя в души своих героев так же бережно, чутко и тихо, как они произносят слова и предпринимают шаги.
Да, «Стремглав» – очень тихое (и буквально, и фигурально), хрупкое, ранимое кино, которое ни в коем случае нельзя обижать. И одновременно жесткое и отрезвляющее, без сантиментов, ребячества и наивностей. Это не только по-настоящему трагическая лав-стори (которых в кинематографе де-факто не так уж много), это еще печальная история нового «потерянного поколения». Не того, что вернулось с фронта и не приспособилось к мирной жизни, а того, что утратило нить и почву в эпоху больших перемен, которые вопреки ожиданиям не привели к лучшему.
Из всех украинских фильмов, что вышли в последние годы и так или иначе коснулись сегодняшних тяжелых событий, «Стремглав» сделал это наиболее ненавязчиво и аккуратно, не вдаваясь ни в откровенный патриотизм, ни в демонстративную отстраненность, ни в грубую прямоту.
Несложившаяся художница и несложившийся музыкант. Степанская неслучайно обращается именно к нереализованным людям искусства, безуспешным творческим личностям, которые максимально остро чувствуют неустроенность и неприкаянность.
В наушниках героини звучат ранние стихотворения Павла Тычины, положенные на современную, своеобразную музыку, тягучую, депрессивную и совершенно прекрасную; та поэзия, которую еще не успела убить советская власть. И проснувшись утром, Катя пытается донести эту трагическую страничку из истории творческой украинской интеллигенции до ничего не понимающего немца, который просто хочет немного утренних ласк и крепкого кофе. Этот дисконнект происходит вовсе не потому, что иностранец такой черствый, а героиня такая нелепо, неадекватно и неуместно возвышенная, а лишь потому, что она ищет причину остаться здесь.
Актеры, сыгравшие Антона и Катю, сложились в абсолютно органичный тандем. Дарья Плахтий живо и непринужденно сыграла. А Андрей Силецкий при некоторых технических прорехах в игре создал сильный эмоциональный и визуальный образ. Он напомнил Юрия Балабанова в малоизвестной российской картине 1994 года «Любовь, предвестие печали». Такой же притягательный, ломкий, нуждающийся в защите и вместе с тем не лишенный стержня, способный на внезапный, отчаянный и в то же время осознанный героизм. И эта финальная сцена с лестницей в обеих лентах не кажется случайной… Пытаясь подняться, часто топчемся на месте, но падаем всегда стремглав.
Анастасия Лях
Стрімголов
2017 год, Украина
Продюсеры: Владимир Филиппов, Елена Ершова, Алла Овсянникова, Андрей Ящишин, Екатерина Лачина
Режиссер: Марина Степанская
Сценарий: Марина Степанская
В ролях: Андрей Силецкий, Дарья Плахтий, Олег Мосийчук, Лариса Руснак, Кристиан Борис
Оператор: Себастьян Талер
Композитор: Никита Моисеев
Длительность: 105 минут/ 01:45