1959 год. Белая процветающая Америка. Фешенебельный идиллический пригород под вымышленным названием Субурбикон (suburb на английском означает «предместье», «пригород»), райское гнездышко крепко стоящего среднего класса. Вдоль улицы выстроились неброские, но симпатичные и аккуратненькие дома, окруженные сочно-зелеными ровно постриженными лужайками и невысокими символическими оградами. Эдакий Плезантвиль, где живут якобы исключительно приятные, радушные, открытые люди.
Пока не случаются две вещи. Первая – в семействе добропорядочного и многоуважаемого мистера Гарднера происходит вооруженное нападение. Преступники, оснащенные хлороформом, атакуют Гарднеров во время вечерней трапезы, всех до единого усыпляют, но явно переусердствуют с миссис Гарднер: зачем-то прикладывают к ее лицу пропитанный хлороформом кляп снова и снова, хотя она уже давно без сознания. В итоге подозрительно странные и нелогичные грабители, которые ничего не украли, восвояси отчаливают, а миссис Гарднер умирает в больнице. Муж, сын и тетушка Маргарет (сестра-близняшка покойной) оплакивают утрату. Но буквально на похоронах, едва присыпав землей усопшую, тетя Маргарет по приглашению скорбящего отца семейства переезжает в дом почившей сестры и очень старательно намеревается ее заменить. Даже делает малышу Ники сэндвичи с арахисовым маслом и джемом, но парню такая скорая и назойливая подмена матери совсем не по душе.
Вторая вещь, произошедшая в Субурбиконе и нарушившая покой и идиллию приторной жизни по лекалу пресловутой американской мечты, – новые никому не угодные соседи, а именно чернокожее семейство, «бесцеремонно вторгшееся» в белый Эдем. И Ники, по сути главный герой этой нелепой и внезапно кровавой истории, творит сразу две американские революции: разоблачает культ якобы праведного белого благополучия и протягивает черным руку дружбы.
Вдохновившись криминальным мотивом из знаменитых нуарных детективов «Двойная страховка», «Почтальон всегда звонит дважды», «Жар тела», сценаристы Коэны и режиссер Джордж Клуни обращают образцовый нуар о тщательно спланированном убийстве, сыгравшем с преступником злую шутку, фатальной страсти и жажде легких денег в социальную антирасистскую сатиру, причем направленную не столько в защиту черных, сколько против белых, против того самого белого среднего класса, на котором держится благоденствие Соединенных Штатов. Естественно, пригород Субурбикон – это Америка в миниатюре, причем не обязательно Америка 50-х, но Америка вневременная, универсальная. Дикая и варварская с левого крыла дома и совершенно слепая с правого.
А Ники – маленькая надежда этой запутавшейся, искривленной системы.
Смотрите легально на MEGOGO
Показательно, с каким рвением и агрессией жители Субурбикона обрушиваются на дом темнокожего новосела, неистово громят его скромный очаг в твердой уверенности, что там поселилось зло. И в это же время подлинное циничное зло разрастается и достигает своей кульминации за ближайшим забором, под самым носом, в нескольких метрах, в семействе Гарднеров.
«Не играй больше с чернокожим соседским мальчиком», – говорит отец Ники в тот неловкий момент, когда гораздо уместнее было бы объяснить ошарашенному сыну, что за кошмарный кошмар творится в их собственном доме.
Мэтт Дэймон играет одновременно и мистера Рипли, и упитанного Марка Уитакера из «Информатора», маленького человека с пагубными амбициями, сорвавшегося с цепи обывателя. Только здесь его герой куда зауряднее. Мистер Гарднер – побратим агента соцстрахования Лестера Найгаарда из первого сезона сериала «Фарго». Он глуп и смешон во всем, за что бы не взялся: в убийстве, сексе, погоне на детском велосипеде и даже в собственной кончине. И одновременно бессовестно прагматичен и жесток. Героиня Джулианны Мур – не столько la femme fatale, сколько домохозяйка-маньяк, готовая угостить нежеланного гостя средством для прочистки труб и ревностно раскатывающая кухонной скалкой таблетки яда.
Субурбикон – место тотального лицемерия и самообмана, которое в идеале под занавес надо бы затопить беспросветными ливнями, теми, что лили четыре года одиннадцать месяцев и два дня и стерли с лица земли город Макондо из «Ста лет одиночества».
Анастасия Лях
Субурбикон (Suburbicon)
2017 год, США/ Великобритания
Продюсеры: Джордж Клуни, Грант Хеслов, Тедди Шварцман
Режиссер: Джордж Клуни
Сценарий: Джоэл Коэн, Итан Коэн, Джордж Клуни, Грант Хеслов
В ролях: Мэтт Дэймон, Джулианна Мур, Ноа Джьюп, Оскар Айзек, Джек Конли, Гленн Флешлер, Алекс Хасселл, Карима Уэстбрук, Тони Эспиноса
Оператор: Роберт Элсвит
Композитор: Александр Депла
Длительность: 104 минуты/ 01:44