Скажем так: «Лига справедливости» хуже, чем «Чудо-женщина» и большинство фильмов Marvel, но однозначно лучше, намного лучше, чем «Бэтмен против Супермена» и «Отряд самоубийц».
Как известно, на съемках «Лиги справедливости» произошла серьезная пертурбация. В семье режиссера Зака Снайдера произошла трагедия (его взрослая дочь от предыдущего брака покончила с собой), после которой постановщик хоть и пытался с головой уйти в работу, но в итоге все же решил временно отойти от дел и побыть в кругу близких. Снайдер покинул проект перед пост-продакшном. Warner нашла режиссеру замену в лице Джосса Уидона, создателя первых и вторых «Мстителей», который на тот момент рассорился с Marvel и охотно перекочевал к конкурентам, то есть во вселенную DC.
Изначально предполагалось, что Уидон займется исключительно пост-продакшном, готовый материал переснимать ни в коем случае не станет и вообще будет строго придерживаться стилистики и тональности, заданной Снайдером. Но позже от инсайдеров пошли слухи, что Уидон взялся существенно переделывать фильм: менять сценарий, добавлять и вырезать сцены, переиначивать общее настроение истории.
Если мы говорим о том, что «Лига» должна была преобразовать слишком серьезную, мрачную и драматичную дисишную вселенную во что-то менее грузное и готичное, то есть более легкое, светлое и оптимистичное, то это решение было принято боссами Warner еще до назначения Уидона, а именно после провала «Бэтмена против Супермена» и многочисленных претензий со стороны критиков (а триумф «Чудо-женщины» убедил студию в верности новой концепции). Но Уидон сделал еще больше, то есть больше, чем хотели продюсеры: переформатировал формат DC в формат Marvel. И это в принципе пошло комиксу на пользу: смотреть на героев отстающего издательства стало куда веселее. Однако с другой стороны, стерло различия и подавило индивидуальность.
Дело в том, что еще много лет назад Warner Bros. и DC Entertainment решили, что их экранизации будут принципиально отличными от продуктов Marvel Studios: не будет этого вездесущего легкомыслия, бесконечных гэгов и дополнительных сцен после финальных титров, которые заставляют фанатов сидеть в кинозалах до посинения, даже тогда, когда техники уже врубили свет и пришли с пакетами уборщицы.
Смотрите легально на MEGOGO
И что же мы видим в «Лиге справедливости»: долю легкомыслия, много гэгов и аккурат две сцены после финальных титров (дождитесь их, они отличные).
Кажется, так прям и бросается в глаза, где остался Зак Снайдер, а где прошлась рука Джосса Уидона (нет, не везде, где есть шутки). Безусловно, Снайдер ощутим в самом начале, в тех красивых, замедленных, пафосных, драматичных сценах, где Метрополис оплакивает смерть Супермена, где на улицах бесчинствуют отморозки, а полиция ни с чем не справляется, где дом убитой горем земной матери похороненного криптонца выставлен на продажу из-за долгов перед банком, и вывеска «sale» обреченно колышется на ветру. Ну, и все в таком духе. Можно предположить, что Снайдер тоже попытался шутить, сдержанно, скромно, чуть-чуть. Например, он вполне мог придумать сцену, в которой Аквамен высмеивает костюм летучей мыши, и ту, где Барри Аллен (Флэш) не без намерения уколоть интересуется наличием сверхспособностей у Бэтмена, на что последний твердо и самоуверенно напоминает о своих миллиардах.
Но чем дальше, тем смешнее, и тем больше Джосса Уидона, который внес в сюжет не просто остроты, но фонтанирующую самоиронию, да, ту самую, фирменную марвеловскую. Например, там, где Барри Аллен в привязке к лежащему в гробу Супермену, которого испытывающий угрызения совести Бэтмен задумал каким-нибудь образом оживить (допустим, прибегнув к методике доктора Франкенштейна), с опаской вспоминает побочные эффекты из «Кладбища домашних животных». Или там, где брутальный здоровяк Аквамен внезапно начинает трусливо лепетать под действием лассо правды Дианы. Или там (это мой любимый момент), где ошарашенное лицо Флэша перекашивается в гротескной гримасе, когда он понимает, что кое-кто из его коллег-супергероев с ним на одной волне (нет, не Аквамен), то есть в одном ритме, то есть двигается так же быстро, как он.
Есть, конечно, и нелепости. Вроде той, где Лоис Лэйн одному восставшему из могилы парню (простите за спойлер, но вряд ли же кто-то из зрителей всерьез рассчитывал на то, что практически неуязвимый и бессмертный пришелец навсегда почил с миром) томным голосом говорит «Ты хорошо пахнешь». Хотя эту реплику тоже можно воспринимать как издевку.
Сюжет «Лиги», конечно, до невозможности прост. Из некой абстрактной тьмы откуда ни возьмись является амбициозный злодей, жаждущий поработить всю планету, а то и вселенную, и команда героев ему противостоит. При этом согласно бестолковой американской закономерности в истории непременно появляются русскоговорящие и загадочные русскоязычные вывески.
Злодей. В нем самом тоже есть проблема. И это не только дисишная прореха, но и марвеловская: компьютерные антагонисты всегда менее эффектны и эмоциональны, чем живые. Вспомним хотя бы Альтрона и Локи. Как хороши были Кейт Бланшетт в «Рагнареке», Майкл Китон в обновленном «Человеке-пауке», Дэнни Хьюстон в «Чудо-женщине». И как безжизненен Танос… Так что лучше бы для роли Степного волка актера Киарана Хайндса просто загримировали, тем более что у него и без того «волчий» типаж.
Если подытожить сухо, математически, то на выходе имеем два минуса (сюжет и злодей) и три плюса. А плюсы – это Чудо-женщина, Аквамен и Флэш (Киборг, увы, скучен). Галь Гадот все так же обворожительна, статна, грациозна, величественна и вместе с тем ее красота и мощь, несмотря на пафосное и отстраненное божественное происхождение, кажутся совершенно земными, доступными, теплыми. Большой, фактурный, рельефный Джейсон Момоа с окрашенными в блонд кончиками длинных, вьющихся волос и неестественно голубыми линзами – идеальный атлантидец, эдакий Посейдон в годы бурной молодости, когда хотелось быть альфа-самцом и хлебать высокоградусный алкоголь в низкоградусных северных водах. Персонаж Эзры Миллера, восторженный тинейджер-остряк, похож одновременно и на последнего Питера Паркера в лице Тома Холланда, и на Квиксильвера в лице Эвана Питерса, но в то же время он – не калька, а самостоятельный герой, который переживает взросление, связанную с убийством матери и обвинением в том отца травму, а также стремится найти свое место в жизни и обрести друзей.
Что же касается Бэтмена, Бэтмен по-настоящему устал и, кажется, готов уйти на покой. Не именно Бэтмен в исполнении Бена Аффлека, а Бэтмен в принципе, как персонаж. По-хорошему студии Warner стоило бы отказаться от затеи снимать сольник о Брюсе Уэйне, не трогать и не перезапускать этого супергероя хотя бы лет десять. А в «Лиге справедливости» его место вполне мог бы занять… Робин, молодой, крепкий, полный энергии и энтузиазма (благо, анимационный сериал «Юная Лига справедливости» пока что в полный игровой метр превращать не собираются).
Анастасия Лях
Лига справедливости (Justice League)
2017 год, США
Продюсеры: Джон Берг, Джефф Джонс, Чарльз Ровен, Дебора Снайдер
Режиссеры: Зак Снайдер, Джосс Уидон
Сценарий: Крис Террио, Джосс Уидон, Зак Снайдер, Боб Кэйн, Билл Фингер
В ролях: Бен Аффлек, Генри Кавилл, Галь Гадот, Джейсон Момоа, Эзра Миллер, Рэй Фишер, Киаран Хайндс, Джереми Айронс, Эми Адамс, Дайан Лэйн, Конни Нильсен, Эмбер Херд, Билли Крудап, Дж. К. Симмонс, Джо Мортон, Джесси Айзенберг
Оператор: Фабиан Вагнер
Композитор: Дэнни Элфман
Длительность: 121 минута/ 02:01