Это совсем не смешной фильм Вуди Аллена. Несмешной в хорошем смысле слова. То есть это не интеллектуальная комедия и даже не драмеди, которую мы ожидали увидеть, это полноценная драма. И в ней нет ни особо комичных ситуаций, ни комичных персонажей. Просто есть герои глупые, а есть очень несчастные.
Действие разворачивается в 50-х на бруклинском полуострове Кони-Айленд, который переживает упадок подобно актрисе, переживающей закат карьеры и ностальгию по вспышкам камер и софитам. Отдыхающих вроде бы еще много, пляж забит, но в воздухе витает прощание с летом и эпохой. По инерции движется луна-парк и как-то обреченно вращается колесо обозрения. И, кажется, только в тире еще гудит жизнь и шумят подвыпившие курортники, которые нарушают беспрерывной пальбой покой Джинни (Кейт Уинслет) и Хампти (Джеймс Белуши), немолодой супружеской пары, обосновавшейся на втором этаже, над стрельбищем.
Бывшая актриса Джинни теперь работает официанткой, но бережно хранит в шкафу сценические платья и бутафорские ожерелья из тех далеких времен, когда она играла в пьесах Чехова и Юджина О’Нила. Она живет в месте, которое ненавидит, с мужем, которого не любит, и работает в закусочной, где распинается перед мужланами, заказывающими пиво и устриц. Простой, непритязательный Хампти работает на каруселях, ходит с мужиками на рыбалку и любит жарить дома рыбу, чего ему вполне достаточно для счастья. Джинни раньше делала вид, что ей тоже нравится рыбалка, но больше не делает. В действительности она совершенно не любит рыбалку.
У супругов есть сын-подросток от первого брака Джинни. А у Хампти от первого брака есть взрослая дочь Каролина (Джуно Темпл) – небольшого ума милашка-блондинка, которая несколько лет назад разбила отцу сердце, выскочив замуж за гангстера, затем сдала последнего федералам, сбежала и теперь, блудная и до смерти напуганная, возвратилась в отчий дом, чтобы укрыться от мафии. Тем временем безнадежно разочарованная в собственной жизни Джинни случайно закрутила роман с молодым и приторно симпатичным пляжным спасателем Микки (Джастин Тимберлейк), который в свободное от летних каникул время учится в университете и мечтает стать драматургом (Тимберлейк, ясное дело, играет роль самого Вуди Аллена, одно из его многочисленных эго, хотя Оуэну Уилсону и Джесси Айзенбергу эта роль далась куда лучше).
И вот Джинни, слыша от Микки поэтичные рассказы о Чехове, Гамлете, Гогене и Бора-Бора (сама-то Джинни практически нигде никогда не бывала, да и роли играла, будучи «на замене»), ошибочно думает, что вот оно – ее спасение от серости и рутины…
Смотрите легально на MEGOGO
Героиня Кейт Уинслет – это отчасти героиня Кейт Бланшетт из драмы «Жасмин» и отчасти Эмма Бовари из романа Флобера. Когда-то у нее тоже все было: пусть не материальный достаток, но любимый муж-барабанщик и красивая профессия, а затем все разом ушло, и она неизлечимо зациклилась на прошлой счастливой жизни, не желая принимать заурядное настоящее. И как мадам Бовари, она теперь замужем за слишком простым человеком, к которому нет ни любви, ни страсти. И подобно девчонке, развесившей уши, бросается с головой в омут, почувствовав бабочки в животе, впервые за много лет испытав волнение и надежду.
С подачи легендарного итальянского оператора Витторио Стораро, трижды получавшего «Оскар», Вуди Аллен играет, экспериментирует со светом: желтым полуденным, синим вечерним, красным тревожным. «У тебя красивое лицо. Особенно при дождевом свете», – говорит Микки Каролине, и в этот момент лицо Джуно Темпл похоже на облитую солнцем Джоконду, тем самым особенным солнцем, которое вышло из-за серого облака после небольшого проливного дождя (не зря документальный фильм о творчестве Витторио Стораро, вышедший в 1992 году, назывался «Живопись светом»: оператор действительно пишет светом картины).
В этой истории, которая кажется немного унылой, пока ее не потрясает пронзительный финальный монолог Уинслет, чувствуется возрастной кризис, разочарованность, хандра и зависть по отношению к чужой расцветающей молодости самого Вуди Аллена. Молодые герои, Микки и Каролина, здесь антипатичны, глупы, эгоистичны, пусты, неприятны, хотя ничего откровенно плохого не делают, просто соответствуют легкомыслию возраста. В то время как Джинни и Хампти вызывают безоговорочное сочувствие: она – тем, что обречена чистить рыбу и постепенно сходить с ума от несоответствия реальности и иллюзии, а он – тем, что слишком приземлен и никогда не сможет удовлетворить любимую женщину ни физически, ни духовно.
Особый акцент история делает на рыжеволосом сыне-подростке Джинни, в котором растет пироман. Мальчик всегда и везде ходит один, постоянно просиживает штаны в кинотеатре вместо учебы в школе. И постоянно палит костры, всюду, из всевозможных подручных средств. Кино он одержим ровно так же, как одержим огнем. И неизвестно, что из этого большее отклонение. И когда-нибудь он наверняка сожжет Кони-Айленд 50-х к чертовой матери, сожжет луна-парк, колесо обозрения, сожжет все эти красивые, но фальшивые декорации.
Анастасия Лях
Колесо чудес (Wonder Wheel)
2017 год, США
Продюсеры: Эрика Аронсон, Летти Аронсон, Эдвард Уолстон
Режиссер: Вуди Аллен
Сценарий: Вуди Аллен
В ролях: Кейт Уинслет, Джеймс Белуши, Джуно Темпл, Джастин Тимберлейк, Макс Казелла, Тони Сирико, Стив Ширрипа, Джек Гор
Оператор: Витторио Стораро
Длительность: 101 минута/ 01:41