Второй сезон сериала-антологии «Американская история преступлений» должен понравиться зрителям еще больше, чем первый. Во-первых, более громкое и скандальное дело. Во-вторых, вместо серых и коричневых кабинетов – многообразие живых локаций, включая солнечный, красочный, праздный, гламурный, порочный даже при свете дня Майами. В-третьих, глубокое копание в личности и мотивации убийцы.
Напомним, первый сезон назывался «Народ против О. Дж. Симпсона» и рассказывал о судебном разбирательстве по делу звездного американского футболиста, обвиненного в убийстве бывшей жены и ее бойфренда. Практически все действие происходило в зале суда или в коридорах суда, или в кабинете прокурора. И хотя сценарий был построен таким образом, что вина подсудимого до последнего подвергалась сомнению, сам персонаж Симпсона никаких положительных эмоций не вызывал, его не было жаль, его не хотелось понять, а элементарным мотивом были злость, агрессия, ревность, и копаться там особо было не в чем.
Но критики оценили основательный и добросовестный подход авторов к освещению самого разбирательства, детальную прорисовку всех участников процесса, диалоги и, конечно же, актерскую игру (сразу четверо исполнителей были номинированы на «Золотой глобус», включая Джона Траволту и победившую в своей категории Сару Полсон).
Совершенно по-другому построено действие второго сезона, в центре которого не обвинение преступника и даже не его розыск/ поимка, а сам преступник. Кутюрье Джанни Версаче, ставший одной из жертв серийного убийцы Эндрю Кьюненена, является центром лишь первого эпизода. И кстати, критики, составившие рецензии по итогам выхода первой серии, в данном случае непростительно поторопились, так как не дождались обрисовки общей концепции, которая оказалась четко видна лишь в третьей серии.
Повествование здесь построено таким образом, что от эпизода к эпизоду движется в обратном порядке. После убийства Джанни Версаче сюжет отбрасывает зрителя назад, к предыдущему преступлению Кьюненена, а затем опять к предыдущему и так далее, будто включена обратная перемотка в проигрывателе, пока не добирается до самой сути, до того, с чего все началось. При этом в кадре мелькают разные города, разные штаты, и у каждого эпизода и каждого убийства свое настроение: зависть, ненависть, брезгливость, любовь.
Смотрите легально на MEGOGO
Дело Кьюненена/ Версаче (другие жертвы парня не были столь знамениты) созвучно с делом Чепмена/ Леннона. В 1980 году у входа в здание, где проживал Джон Леннон с женой, музыкант был застрелен своим фанатом Марком Чепменом, которого на преступление якобы вдохновил роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи». В 1997 году на пороге своего роскошного особняка в Майами был застрелен модельер Джанни Версаче своим поклонником Эндрю Кьюнененом, которого тоже, судя по тому, как было обставлено преступление, на это подвигло искусство, вдохновил некий арт, что-то не прозаичное, но из разряда поэзии или ее извращенной интерпретации.
Кьюненен убивал геев, будучи при этом не гомофобом, а гомосексуалистом, впрочем, одно другого не исключает. То ли парень не мог принять и ненавидел собственную природу. То ли не мог принять того, что другие не в состоянии открыто принять свое естество, скрывают истинные потребности за номинальными женами, псевдоидиллическими семьями, службой в армии и стремлением казаться не тем, кем они есть на самом деле.
Актерский состав превосходен, хотя на этапе кастинга вызывал некоторые сомнения. Венесуэлец Эдгар Рамирес органичен и убедителен в роли итальянца Версаче, а с окрашенными в седину щетиной и волосами даже внешне очень похож. Что касается Донателлы, ее изначально должна была сыграть Леди Гага, которая раньше участвовала в другой антологии Райана Мерфи – «Американской истории ужасов», и которая при удачном гриме могла бы действительно походить на сестру дизайнера. Но впоследствии ее заменила Пенелопа Крус, внешность которой, казалось бы, плохо вписывалась в заданный образ. Однако на деле, как ни странно, причем без меняющего черты лица мейк-апа, из актрисы получилась крайне достоверная и даже неопровержимая Донателла.
Отдельно стоит сказать, что Рики Мартин оказался вполне сносным актером. Хотя в большинстве случаев певцы и певицы, особенно со стажем, которых внезапно позвали в кино, не украшают, а портят кадр.
Но главный здесь – 31-летний Даррен Крисс из сериала «Хор» («Glee»), сыгравший Кьюненена. Тоже музыкант и певец, к слову. Выбор этого парня на роль психически травмированного и, мягко говоря, нестабильного истребителя геев совсем не случаен. В «Хоре» Даррен играл не просто солиста хора мужской академии, но открытого гомосексуалиста. В реальной жизни актер является активистом движения за права ЛГБТ и ведет деятельность по предотвращению самоубийств среди геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров.
В «Американской истории преступлений» Криссу удалось создать очень неоднозначный, многослойный, пугающий и вместе с тем способствующий эмпатии образ. Наблюдать за тем, как сладкий, смазливый, ранимый, обиженный мальчик в мгновение ока превращается в хладнокровного палача – и страшно, и упоительно.
Анастасия Лях
Американская история преступлений: Убийство Джанни Версаче (The Assassination of Gianni Versace: American Crime Story)
2018 год, США
Продюсеры: Райан Мерфи, Скотт Александер, Джефф Дикерсон
Режиссеры: Райан Мерфи, Мэтт Бомер, Дэниел Минахан, Гвинет Хордер-Пейтон, Нельсон Крэгг
Сценарий: Том Роб Смит, Морин Орт
В ролях: Эдгар Рамирес, Даррен Крисс, Рики Мартин, Пенелопа Крус, Джудит Лайт, Финн Уиттрок, Джоанна П. Адлер, Коди Ферн, Аннали Эшфорд
Оператор: Нельсон Крэгг
Композитор: Мак Куэйл