Это не всегда убедительное и не вполне правдоподобное, но очень увлекательное и динамичное кино в жанре камерного детективного экшна. Действительно очень увлекательное. И, как ни странно, еще и социальное, предлагающее выразительный срез американского общества.
Главный герой – немолодой страховой агент, который когда-то был полицейским, но давно уже ведет совершенно отличный от предыдущего образ жизни: тихий, непыльный, размеренный, семейный. Теперь он – страховой агент с неплохим годовым доходом и, казалось бы, стабильно продвигающейся карьерой. На плечах – ипотека, поступление сына в колледж и стандартный набор рутинных бытовых проблем среднестатистического главы семейства. Вот уже десять лет он изо дня в день ездит на работу в пригородном поезде (электричке по-нашему), в красивом офисе напаривает клиентам страховки и вечером тем же маршрутом возвращается к ужину домой. И люди в поезде в основном все одни и те же: знакомые проводники, кондукторы, пассажиры с тривиальными привычками и судьбами.
И вот в один из дней, поначалу ничем не отличающийся от других, героя берут и увольняют, потому что стар, а на пороге выстроилась очередь из энергичных и инициативных выпускников вузов. Как выплачивать ипотеку? Чем заплатить за учебу сына? Как сказать жене? Встречается с другом-копом в баре, жалуется, выпивает. По телеку в новостях передают о самоубийце, сиганувшем с верхнего этажа офисного здания. И жизнь героя, кажется, точно так же летит кубарем вниз. Без настроения он садится обратно в поезд, там толкучка, один вагон пустует по причине неработающего кондиционера, в вагонах классом повыше свободнее и комфортнее. Перекидывается парой фраз со знакомыми пассажирами. Находит свободное место, садится, открывает книжку. И тут напротив присаживается привлекательная женщина, дорого одетая, в броских изысканных туфлях на шпильке, сильно выбивающихся из общей атмосферы трясущегося в электричке среднего класса. Немного флиртует, герой смущается, показывает кольцо. И затем незнакомка переходит к сути: предлагает сделать одну малюсенькую и, казалось бы, незначительную мелочь: найти кое-кого в этом поезде, кого-то случайного, не повторяющего данный маршрут изо дня в день. И получить за это сто тысяч.
«Пассажир» – четвертая совместная работа режиссера Хауме Кольет-Серры и актера Лиама Нисона, его неизменной музы. Причем сшит «Пассажир» по тому же лекалу, что и «Воздушный маршал»: замкнутое пространство, ограниченное количество действующих лиц, среди которых скрывается некто, выдающий себя не за того, кем является на самом деле; темп и настроение видеоигры-квеста. Если в «Воздушном маршале» герой Нисона вычислял в самолете анонимного террориста, то здесь он вычисляет в поезде анонимного свидетеля преступления. И зритель не менее одержимо ломает голову с ним за компанию. В обоих сюжетах неопознанный злодей намеревается не просто дискредитировать протагониста, но сделать из него козла отпущения.
В самом начале Кольет-Серра применяет эффектный ход: демонстрирует однообразие повседневной жизни, меняя одежду персонажей, но не прерывая линейность сцены и диалогов, то есть, к примеру, герой Нисона начинает реплику, будучи в пальто, а завершает, будучи в куртке. Меняются шапки, шарфы, ботинки, но не меняется ежедневная схема, включающая одни и те же действия, жесты, слова.
Смотрите легально на MEGOGO
Главный герой – положительный персонаж, совершающий отрицательный поступок, который впоследствии он пытается выправить. В силу сложившихся обстоятельств он попадается на удочку и соглашается на действие, сравнимое с заряженным пистолетом в руке слепого, глухого и страдающего нарушением координации движений. И в итоге пистолет, конечно же, стреляет, причем неизвестно в кого, неизвестно с какими последствиями и вроде как без злого умысла, а лишь потому, что непослушный палец случайно нажал на спусковой курок. Но зачем изначально было брать оружие в руки?
«В этот момент ты мог бы быть дома» – дразнит слоган на мелькнувшем в окне поезда рекламном щите то ли строительной компании, то ли агентства по продаже недвижимости. Герой, уже полностью погрязший в очевидно грязной авантюре, из которой никак не выпутаться, в этот момент мог бы быть дома, если бы не сделал один неверный шаг.
«Пассажир» – эдакий гибрид «Воздушного маршала» и «Исходного кода», только без «дня сурка». А разношерстная публика в поезде, начиная медсестрой-иммигранткой и заканчивая надменным менеджером-невежей в брендовом галстуке, возомнившем себя богом посреди черни, напоминает социальные классы, разместившиеся в вагонах длиннющего поезда антиутопии «Сквозь снег».
Уже не так интересно становится ближе к финалу, когда «Пассажир» превращается в «Неуправляемого», а детектив переходит в разряд чистого экшна. Но боевик о лихом героизме, благо, длится недолго, и после сюжет возвращается к прежним баранам. А твист в развязке подытоживает лейтмотив, проходящий сквозь все повествование: можно годами делать одно и то же, выучить окружающих наизусть, но в действительности каждый человек на нашем пути – «пассажир», который вне поезда, вне монотонной налаженной схемы, вне дежурных рукопожатий и диалогов может оказаться кем угодно.
Анастасия Лях
Пассажир (The Commuter)
2018 год, США/ Великобритания/ Франция
Продюсеры: Алекс Хайнемэн, Эндрю Рона
Режиссер: Хауме Кольет-Серра
Сценарий: Байрон Уиллинджер, Филип де Бласи
В ролях: Лиам Нисон, Вера Фармига, Патрик Уилсон, Сэм Нил, Джонатан Бэнкс, Элизабет МакГоверн, Флоренс Пью, Летиша Райт, Киллиан Скотт, Шазад Латиф, Кобна Холдбрук-Смит, Энди Найман, Клара Лаго, Дин-Чарльз Чэпман
Оператор: Пол Кэмерон
Композитор: Рокуэ Баньос
Длительность: 104 минуты/ 01:44