С составлением списка лучших сериалов прошедшего года та же проблема, что и с перечнем лучших фильмов года: слишком сложно вместить все достойное в рамки двадцати лучших. Но как бы сложно не было исключить порой очень достойные и даже любимые проекты, все равно что-то нужно оставить за бортом. И мы это сделали.
В список входят все сериалы, которые были в эфире в 2018 году: не имеет значения, это их первый сезон, или шоу насчитывает их несколько. Формат также не учитывался – это могут быть как мини-сериалы, так и продолжительные саги на несколько сезонов. Учитывалось только то, насколько хорошим оказался сериал именно в этом, 2018 году.
Страна-производитель также значения не имеет.
Порядок расположения сериалов в статье произвольный.
Читайте также:
Итак, kinowar.com представляет 20 лучших сериалов 2018 года.
Поехали.
Основная проблема многих сериалов, у которых вышел сильный первый сезон – это второй сезон. Ожидания уже высоки, а идея и оболочка сериала остается той же. Сложно удивлять так же сильно, как и в первый раз. У “Американской истории преступлений” задача была еще сложнее, ведь первый сезон был не просто хорош, он был фантастический.
В чем-то, правда, им было легче: когда неизменен концепт, но история и герои другие, впечатление от просмотра более свежее. Если в сезоне первом рассматривалось дело О. Джей Симпсона, то второй сезон сконцентрировался на убийстве всемирно известного модельера Джанни Версаче. Точнее, сконцентрировался он даже не на самом убийстве, а на личности убийцы. Помимо Версаче было убито еще несколько человек, и путь, по которому шел преступник, поражает витьеватостью и маниакальным желанием достичь чего-то в жизни за счет других людей.
Многим зрителям, правда, это не понравилось: Версаче слишком мало, убийцы слишком много. Но для истории сериала эта часть действительно важнее – мотивация убийств и путь преступления раскрыты полностью; само убийство модельера заняло бы крайне немного экранного времени (как бы цинично это ни звучало). Отчасти поэтому, но в первую очередь, за счет отличной актерской игры, разумеется, основным открытием сериала стал исполнитель роли серийного убийцы Энди Кьюненена – Даррен Крисс.
Остальные актеры также на высоте: Пенелопа Крус шикарно исполнила Донателлу Версаче, сестру убитого, самого Версаче сыграл Эдгар Рамирес, который еще себя покажет, его долговременного спутника жизни сыграл Рики Мартин (и кстати, он был очень хорош).
Патрик Мелроуз (Patrick Melrose)
Один из самых ожидаемых сериалов года не подвел. Бенедикт Камбербэтч играет опустившегося на самое дно потомка знатной британской фамилии, у которого детские травмы слишком серьезны, чтобы позволить ему нормально жить взрослым. Сначала кажется, что сериал будет про наркотики, алкоголь и блуд (особенно после первой серии, перенасыщенной всем перечисленным), но потом постепенно понимаешь, что это драма, достаточно тонкая и нелинейная, в которой не будет слишком много эффектных сюжетных твистов и развязок, потому что они и не нужны вовсе. При этом наркотики, алкоголь и блуд полностью никуда не уходят: не беспокойтесь, этого тут предостаточно.
Сыграть в экранизации повестей Эдварда Сент-Обина было мечтой Камбербэтча (точнее, мечты было две, вторая уже к тому моменту исполнилась – роль Гамлета). Неудивительно, что актер выкладывается по максимуму. В главных ролях также заняты Хьюго Уивинг и Дженнифер Джейсон Ли, которые играют себя и в юности, и в старости, и играют великолепно. Мини-сериал исследует детство и взрослую жизнь главного героя в нескольких ключевых временных этапах.
Однозначно рекомендуется к просмотру.
Мост (Bron/ Broen), 4 сезон
Все когда-нибудь подходит к завершению, и лучшие детективные сериалы – не исключение. К счастью, скандинавский “Мост” подошел к финальному сезону не на спаде, а все еще в отличной форме. И заключительный сезон хоть и не достиг уровня накала страстей первого, но не ударил лицом в грязь точно.
Два расследования ведутся параллельно: маньяк, убивающий жертв с помощью разных способов казни, используемых в современном обществе, и дело семьи Хенрика – убитая давно жена и пропавшие дочери. Сага, главная героиня, теперь на первом плане, но при этом она постепенно трансформируется по сравнению с первым, прорывным на свое время, сезоном.
Один из лучших детективных сериалов последнего времени снова показывает высокий класс.
Острые предметы (Sharp Objects)
Еще один мини-сериал, который входил в категорию наиболее ожидаемых в 2018 году. Экранизация автора “Исчезнувшей” Гиллиан Флинн, постановка человека, который снял “Большую маленькую ложь”, “Далласский клуб покупателей” и “Разрушение”, Жан-Марка Валле – все это обещало нечто выдающееся. И хотя публика оказалась, пожалуй, слишком перегретой такими серьезными надеждами, “Острые предметы” все равно стал очень мощным проектом.
Из плюсов однозначно можно назвать отлично прописанные персонажи и то, как их сыграли актеры, в первую очередь Эми Адамс и Патриша Кларксон. Мать и дочь в конфликте, слишком сильно отличном от классического конфликта поколений. Как и в “Патрике Мелроузе”, прошлое и детские травмы тянут вниз уже сформировавшихся, казалось бы, и взрослых людей. Крис Мессина и Мэтт Крейвен на мужской стороне – роли служащих закона, более взрослого и опытного с традиционного консервативного провинциального юга и более молодого и прогрессивного из большего города. Конфликт города и деревни в американском прочтении: догматы южных штатов во всей красе. Вторым большим плюсом мы бы обозначили постепенное медленное раскручивание действия. За счет этого создается та самая атмосфера сериала, которую не спутаешь с другим, она не затеряется в памяти среди похожих сюжетных линий десятков просмотренных проектов.
Из минусов – некоторая предсказуемость повествования и “дотягивание” последних серий. У сериала есть свои законы, и когда уже существующее литературное произведение пытаешься натянуть на его лекала, может выйти не лучшим образом. Впрочем, несмотря на отдельные недочеты, это однозначно один из самых запомнившихся проектов года.
За шумихой вокруг обвинений в адрес Кевина Спейси и, как следствие, полностью вырезанных сцен с его участием в фильме Ридли Скотта “Все деньги мира”, многие не заметили отличного сериала, основанного ровно на той же реальной истории. Внука миллиардера Джона Пола Гетти (его в этой версии рассказа исполняет Дональд Сазерленд) похищает итальянская мафия. Она требует выкуп, который богачу оплатить по силам. Но отец в этот момент недееспособен, а дед говорит, что не может вносить значимые суммы за каждого родственника – по миру пойдет. В итоге, за Гетти-младшего борется только его мать…
В ролях также заняты Хиллари Суонк, Харрис Дикинсон, который теперь заметно взлетит (кстати, к своим 22 годам он не только успел сняться в нескольких проектах на ТВ и на большом экране, но даже выступить сценаристом и режиссером трех короткометражек; теперь впереди вторая “Малефисента” и третий “Kingsman”), а также Брендан Фрейзер, которого давненько уже не было заметно в высшей лиге (по иронии судьбы, он стал жертвой замалчивания скандалов о сексуальных домогательствах в Голливуде).
Заметная часть зрителей считает, что сериал значительно сильнее фильма, но так это или нет – решать вам.
Невероятная миссис Мэйзел (The Marvelous Mrs. Maisel)
Сериал, который смело можно называть “прорывом года”: он появился из ниоткуда, его никто не ждал, в ролях (при всем уважении ко всем этим профессиональным актерам, часть из которых отмечена ключевыми телевизионными премиями) нет ни одной звезды топ-эшелона, но теперь на небе только и разговоров о том, когда же выйдет третий сезон.
Третий сезон выйдет в 2019 году, а второй появился в декабре 2018. Первый сезон формально вышел еще в 2017, но в самой его концовке. Именно поэтому мы и не разделяем успех сериала на конкретные сезоны, а просто хотим отметить свежую идею и не менее удачную форму, этой идеей заданную. Конец 50-х, от жены-домохозяйки уходит муж, а родители дочь также морально не поддерживают. Завязка стара как мир, но внезапно героиня попадает в стендап-шоу, где в душевном порыве выдает такую импровизацию, что получает совершенно непредвиденную поддержку зала. Внезапный успех меняет жизнь миссис Мейзел (Рэйчел Броснахэн). И вот тут уже все идет по-новому…
Создатель сериала Эми Шерман-Палладино стояла у руля таких титанических ТВ-проектов как “Девочки Гилмор” и “Розанна”. Так что с юмором и пониманием, как сделать хороший сценарий и воплотить его в увлекательное действо, у Эми все в порядке.
После “Настоящего детектива” Кэри Фукунагу считали мессией. После крайне неудачного “Алиениста” в этом закрались сомнения. С учетом постоянного выпадания из запланированных проектов (например, “Оно” по Стивену Кингу, который в итоге поставил Андрес Мускетти), вообще стал вопрос: Фукунага сможет сделать еще что-то стоящее? И только в выходом “Маньяка” можно выдохнуть и уверенно сказать: все в порядке.
Это ремейк, но не буквальный, норвежского одноименного сериала. Как это ни парадоксально, американская версия вышла куда более загадочной и куда менее прямолинейной, чем скандинавский оригинал. Герои Эммы Стоун и катастрофически похудевшего для роли Джоны Хилла встречаются на тестировании нового препарата могучей фармацевтической компании. Новое лекарство действует как на физическое, так и на психическое здоровье. Со вторым у обоих героев заметные проблемы. Но, как часто бывает на подобных испытаниях, побочные эффекты неизбежны. В результате ряда сеансов и галюцинационных психоделических фантазий, персонажи понимают, что они связаны, поскольку постоянно находят друг друга в разных мирах, времени и обстоятельствах.
Нестандартный юмор, безудержный полет фантазии, непредсказуемость развития действия. Где-то это больше похоже на черную комедию, где-то на фарс, где-то на грустную историю одиночества. Но в любой жанровой форме это одинаково увлекательно.
Американцы (The Americans), 6 сезон
Финальный сезон сериала, который заметила не такая уж большая часть аудитории. Создатель сериала, Джо Вайсберг, в прошлом был офицером ЦРУ. Возможно, это прибавило если не документальной точности, то как минимум, правдоподобности тому, что происходит на экране.
Кери Рассел и Мэттью Риз в истории двух офицеров КГБ, которые выдают себя за американских граждан. В США. 80-е годы, холодная война в разгаре, обычная семейная пара живет тихой жизнью с двумя детьми. Они настолько вжились в роль, что им начинает нравится окружающая их жизнь. Но примет ли такое перерождение твой спутник и напарник по делу госбезопасности? Да и щемящая боль ностальгии по Родине не отпускает. Как жить дальше, когда ты настолько сроднился с ролью, которую играешь?
Здесь нет демонизации КГБ и Советов, равно как и воспевания американской действительности (вряд ли это странно, учитывая, что автор прошел ЦРУ). Отрадно, что сериал не только не “сдулся” к шестому сезону, но наоборот, выдал пик к самому финалу.
Мир Дикого Запада (Westworld), 2 сезон
Мы отдаем себе отчет, что большей части зрителей второй сезон не понравился. И даже примерно понимаем почему. Во-первых, первый сезон задал настолько высокую планку, что достичь ее было уже нереально. А во-вторых, второй сезон был очень сложным для восприятия. То обилие сюжетных линий, твистов, неожиданных поворотов, смен концепции на общем и тактических уровнях, отсылок к первому сезону и просто непрекращающегося действия, которое наваяли авторы, превысило отметку возможности легко разобраться в происходящем.
Но мы настаиваем: несмотря на то, что создатели “Мира Дикого Запада” действительно слегка перемудрили, они проделали титаническую работу, и результат вышел на заглядение хорош. В каком-то смысле, второй сезон даже превзошел первый. И да, он сложный, очень. И многие вещи непонятны, даже если ты достаточно внимательно смотрел все эпизоды. Но с другой стороны, разве не то же самое можно было сказать о сезоне первом?
Теперь машины восстали (как они делают всегда в повестях об инфернальном апокалиптическом будущем и искусственном интеллекте) и начали свою игру. Как и в “Чужом”, “Бегущем по лезвию”, “Из машины” и многих других фильмах, роботы пытаются понять, кто они на самом деле и что им с этим делать дальше. И параллельно, что логично, то же самое пытаются понять и сами люди.
По одноименному роману Дэна Симмонса, который, в свою очередь основан на реальной истории. Реальная история – корабли “Террор” и “Эребус” отправляются в Арктику и там стают во льдах. Художественный вымысел при этом основан на потусторонних вещах – мифологии эскимосов о гигантских белых медведях, представляющих некую злую силу.
Помимо этой силы экипажу приходится бороться с холодом и болезнями. Шансы на выживание есть, но ясно, что выжить удатся не всем. Интересно также, что сами названия кораблей в переводе означают “Ужас” и “Мрак”. Вот такая и атмосфера у этого, тем не менее, захватывающего сериала.
Великолепные Джаред Харрис и Киаран Хайндс в главных ролях. Ридли Скотт в команде создателей проекта.
Возвращение домой (Homecoming)
Джулия Робертс умеет попасть точно в десятку. И редкое появление ее на ТВ в сериале “Возвращение домой” – очередное тому подтверждение.
Мини-сериал от Сэма Эсмейла, создателя “Мистера Робота”, вряд ли мог выйти плохим. В итоге, он собрал номинации на три Золотых глобуса. “Возвращение домой” – организация, помогающая солдатам вернуться в мирную жизнь. Именно в ней работает героиня Джулии Робертс, однако затем она ее покидает, и министерство обороны хочет выяснить, почему. Действие происходит в настоящем (2018 год) и в будущем (2022 год), в котором персонаж Робертс работает официанткой и, как кажется, не помнит о работе на военное ведомство. Или не хочет помнить?
Критика военной политики США, бесчеловечность крупных корпораций и органов власти – все это уже было и не раз, в том числе и в формате сериала. Но и сама история, и формат с постоянным перемещением из настоящего в будущее, обстоятельств которого мы, зрители, не знаем, все это смогло вдохнуть новую жизнь в старые идеи.
Джек Райан (Tom Clancy’s Jack Ryan)
Джон Красински отметился в этом году как режиссер одного из лучших фильмов года – “Тихое место”. Но помимо этого он смог в очередной раз выйти из амплуа комедийного милого простофили и сыграл спецагента.
Тома Клэнси, одного из самых продаваемых авторов детективов в мире, экранизировали множество раз. В том числе и его романы о Джеке Райане. Этого персонажа играли такие заметные фигуры актерского цеха как Алек Болдуин (“Охота за «Красным Октябрём»”), Харрисон Форд (“Игры патриотов” и “Прямая и явная угроза”), Бен Аффлек (не самая удачная “Цена страха”) и Крис Пайн (опять же, не то чтобы хит, “Джек Райан: Теория хаоса”). И вот – пятая инкарнация. Аналитик ЦРУ ведет расследование на базе серии подозрительных банковских переводов, которое выводит его на террористов. Как вы понимаете, теперь об офисной работе придется позабыть…
Пилотную серию сериала для Amazon Video снял Мортен Тильдум, который ранее поставил “Игру в имитацию”. Далее над эпизодами работали еще трое режиссеров. И хорошая новость в том, что второй сезон уже достаточно давно подтвержден.
Метод Комински (The Kominsky Method)
Не стареют душой. Майкл Дуглас (74 года) и Алан Аркин (84 года) смогли выдать на-гора отличный сериал, на зависть молодым коллегам. В основном это шоу состоит из диалогов и монологов, но разве только в экшне залог успеха? Вот и получается, что когда два больших актера (а у обоих есть Оскар) разыгрывают драму с помощью одних лишь слов, то этого вполне достаточно, чтобы приковать внимание на целых 8 эпизодов. И получить три номинации на Золотой глобус.
Дуглас преподает актерское мастерство (логично). В прошлом у него был краткий миг славы в качестве актера, но он остался далеко-далеко позади (это уже не так похоже на реального Майкла). Всем, кто любит спокойное интересное повествование и хорошую актерскую игру, рекомендуется для просмотра.
Побег из Даннеморы (Escape at Dannemora)
Бенисио Дель Торо и Пол Дано в главных ролях – это уже гарантия успеха. А если учесть, что сериал о столь любимой многими теме побега из тюрьмы, то однозначно стоит уделить сериалу внимание.
Как часто бывает в американском кино, снято все по реальным событиям. Они еще свежи в памяти – 2015 год. К счастью, спойлер заложен в самом названии, поэтому, вероятно, не слишком согрешим, если скажем, что двум заключенным удалось бежать оттуда, откуда бежать было в принципе невозможно (ну или, как минимум, сложно). Заключенных этих играют Бенисио Дель Торо и Пол Дано. Как именно им удалось бежать, удалось ли их поймать и чем была чревата погоня, смотрите в захватывающих семи эпизодах от американского канала Showtime.
Наиболее неожиданным фактом для многих станет то, что режиссером проекта выступил Бен Стиллер. Отношение к этому актеру и комедиям с его участием у многих зрителей, скажем так, противоречивое (в лучшем случае). Однако, стоит отметить, что как режиссер он снял такие фильмы как “Невероятная жизнь Уолтера Митти”, “Гром в тропиках” (она же “Солдаты неудачи”) с Дауни-младшим, Томом Крузом и Макконахи и “Кабельщик” с Джимом Кэрри. Неожиданно? В таком случае, смотрите “Побег из Даннеморы“ – ваше удивление мастерством Стиллера-режиссера заметно возрастет.
Видоизмененный углерод (Altered Carbon)
Самый дорогой сериал в истории Netflix (и вообще, очень дорогой сериал). По роману Ричарда Моргана. Сериал уже продлен на второй сезон (благо, и литературная основа – это трилогия, а потому сезонов можно сделать много). В главной роли – Юэль Киннаман, запомнившийся, среди прочего, по пятому сезону “Карточного домика” (молодой кандидат в президенты, соперник Фрэнка Андервуда), “Отряду самоубийц” и новому “Робокопу”. А еще он теперь запомнился как обладатель невероятного по своей атлетичности торса.
В 27 веке (теперь фантасты залазят подальше в будущее, чтобы в 2025, например, году, мы не спрашивали “ну и где все эти космолеты и роботы, готовые захватить Землю?”) человеческое тело – это лишь сосуд для пересадки того, что определяет бытие, сознания человека. Богачи могут пересаживать свое “я” из тела в тело практически бесконечно. Наемник просыпается через два с половиной века после смерти своей физической оболочки (его и играет Киннаман), чтобы обнаружить себя перед выбором: провести остаток жизни в тюрьме или раскрыть убийство самого богатого человека в мире…
Миллиарды (Billions), 3 сезон
Мы понимаем, что части зрителей мог не понравиться уже второй сезон, не говоря уж про третий. В конце концов, такова человеческая природа: получив что-то хорошее, спустя совсем короткое время мы требуем заметно большего. И если этого нет (или нам кажется, что этого нет), то мы недовольны.
Но мы, в редакции kinowar.com, третьим сезоном довольны. Довольны настолько, что ждем четвертого, а этот помещаем в список лучшего за год. Отдельные огрехи неизбежны: самоповторы, схожие ходы, выход на следующий сезон, заметный еще в середине текущего. Да, по силе с первым сезоном это не сравнится. Но “Миллиарды” по-прежнему очень сильны. В старую историю смогли вдохнуть новую жизнь, и дело не только в ярких новых персонажах (Джон Малкович в роли русского миллиардера-бандита и Клэнси Браун в роли нового генерального прокурора). Сама концепция борьбы эволюционировала в течение каждого эпизода. Плохие и хорошие менялись местами, порой предсказуемо, а порой и совершенно неожиданно. И финальная диспозиция обещает шикарную борьбу в 2019 году.
Лучше звоните Солу (Better Call Saul), 4 сезон
Многие фанаты сериалов считают, что этот спин-офф “Во все тяжкие” лучше оригинала. Так это или нет, решать вам. Но точно можно поручиться, что четвертый сезон фанатов не разочарует.
В главной роли Боб Оденкерк, который сыграл очень много где, а кроме того является сценаристом и режиссером. Однако, похоже, роль адвоката, решающего проблемы, из сериала “Лучше звоните Солу” (и, собственно, “Во все тяжкие”) навсегда останется для него визитной карточкой (что, впрочем, далеко не худший вариант). Примерно то же самое можно сказать и об остальных актерах, исполняющих главные роли: вероятно, вы видели их за пределами вселенной этих двух сериалов, но вряд ли вспомните, где именно.
Из хороших новостей также подтвержденный пятый сезон. И это один из тех редких случаев, когда к четвертому-пятому сезону шоу не выдыхается.
Убивая Еву (Killing Eve)
Еще один прорыв прошедшего года. Многие сериалы являются ожидаемыми – какие-то из-за больших актеров, занятых в них, какие-то из-за известной книги, по которой планируется постановка, что-то рассматривается как долгожданная новинка из-за фигуры культового режиссера. Ничего из перечисленного не относится к “Убивая Еву”. Актеров вы попросту не знаете (не считая, понятное дело, Кима Бодниа из “Моста”, но и его звездой не назовешь), литературная основа не то чтобы широко популярна, а создатель сериала Фиби Уоллер-Бридж хоть и имеет кое-какой опыт в сценарной работе и продюсировании, но по-хорошему, может рассматриваться как дебютант. Но какой мощный дебютант – шоу продлили на второй сезон еще до премьеры первого.
Сотрудница британской контрразведки (сериал, кстати, британский – так сказать, не Голливудом единым) охотится за наемницей, яркой и психопатичной. Обе девушки впечатлены деятельностью друг друга и становятся чем-то большим, чем просто очередным расследованием или уходом от преследования. Непредсказуемые повороты сюжета, который разворачивается по всей Европе, не оставят равнодушными тех, кто соскучился по экшну “шпион против шпиона” с хорошим сценарием. Уровень насилия очень высок, что является дополнительным плюсом (если, конечно, вы любите высокий уровень насилия на экране).
Телохранитель (Bodyguard)
Еще один британский сериал. Пусть вас не вводит в заблуждение название: ничего общего с одноименным фильмом с Уитни Хьюстон и Кевином Костнером. В том смысле, что ничего общего с точки зрения прямого наследования. По некоторым мотивам общность есть: телохранитель мужчина, охраняемая женщина; явное несовпадение взглядов в начале повествования; много экшна и героизма по ходу. Только вместо ветерана профессии – ветеран войны, вместо звезды-певицы – министр внутренних дел, вместо неприятия избалованности богемным образом жизни гораздо более серьезная проблематика в виде несовпадения политических взглядов. Но работа есть работа: защищать министра все равно нужно, пусть посттравматическое стрессовое расстройство в этом и не помощник.
В главных ролях Ричард Мэдден (вы можете его помнить по “Игре престолов”, “Любовнику леди Чаттерлей” и “Золушке”) и Кили Хоус (“Ограбление на Бейкер-стрит”, “Высотка”, “Смерть на похоронах”). Порядка 11 миллионов зрителей серии в среднем при показе в Британии по BBC (что очень много, с какой стороны ни оценивать).
Призраки дома на холме (The Haunting of Hill House)
Закончим еще одним проектом Netflix. Классическая история: семья с детьми вселяется в дом, хочет отремонтировать его, продать, а затем построить новый по собственному проекту. Но дом не простой, а с секретами прошлого, а потому он втягивает семью в нечто мистическое и трагическое. Семья покидает дом. Произошло это в 1992 году. И вот, в 2018 году, много лет спустя, семья вновь собирается вместе (братьев и сестер, кстати, пятеро)…
Повествование идет в двух временных линиях (прошлое детей и родителей влияет на современные события). Одноименный роман Шерли Джексон 1959 года ставили уже неоднократно в формате полнометражного фильма. Похоже, постановка в более популярном ныне формате сериала стала выигрышным вариантом. 10 эпизодов позволяют максимально раскрыть и характеры героев, и обстоятельства вторжения в жизнь семьи паранормальных явлений.
Из заметных актерских персоналий – Карла Гуджино, которая с годами, похоже, только хорошеет.
Читайте также: