Нет, это не о молодости Ванессы Паради. Это основанная на реальных событиях история одаренной венской пианистки Марии Терезии Паради, которая играла, будучи совершенно слепой.
Действие разворачивается в Вене в 1777 году. Восемнадцатилетняя мадмуазель Паради, дочь богатых аристократичных родителей, развлекает великосветские салоны виртуозной игрой на фортепиано. Но внимание напудренного общества привлекает не только игра девушки, но и ее специфическая внешность. Мария Терезия страдает необъяснимой слепотой с трех лет, ее зрачки при этом смотрят в разные стороны и стремительно вращаются по глазному яблоку. На голове у девушки – многоэтажный парик, который скрывает плешь и гнойные фурункулы, вызванные очередным экспериментальным лекарством от очередного врачевателя.
«Как ваши волосы?» – интересуется некая мадмуазель, брезгливо принюхиваясь и нашептывая симпатичной подруге, что, мол, давеча от пианистки сильно несло гноем.
Родители, не оставляющие попыток вернуть дочери зрение, решаются показать ее лекарю-чудотворцу, который исцеляет не мазями и не микстурами, а некоей целебной энергией, исходящей, что называется, из богом помазанных рук. И о чудо! Мадмуазель Паради действительно становится лучше.
При просмотре байопика Барбары Альберт вспоминается другая биографическая картина, также завязанная на контрасте физических изъянов и прекрасного искусства. А именно фильм «Мистер Тернер» британского постановщика Майка Ли, посвященный художнику-маринисту Уильяму Тернеру, романтические пейзажи которого плохо сочетались с непривлекательной и даже отталкивающей внешностью самого акварелиста, его гнилыми зубами и грубыми манерами.
Смотрите легально на MEGOGO
Но вместе с тем «Мадмуазель Паради» – совсем другая история. Тернер шокировал общественность не столько нечищеными ногтями, сколько дерзким, возмутительным, вульгарным нравом. Мария Терезия же – девушка мягкая и утонченная, и всячески страдает и стесняется своих внешних недостатков, хотя к дискомфорту слепоты давно привыкла. Зато ее беспокойство внешней эстетикой напрочь улетучивается, когда пальцы касаются клавиш и из-под них выходит музыка.
Австрия и Вена в частности, какая эпоха ни была бы на дворе сейчас, все равно ассоциируется с оперой, канделябрами, обильно напудренными лицами, высокими париками, декольтированными корсетами, юбками на металлических обручах, веерами, панталонами, бархатом, бантами, кружевом, перьями, мушками, хрусталем… И в этом фильме потрясающе ароматные декорации и костюмы. Ароматные в том смысле, что пропитаны запахом давно почившего века. И лица актеров идеально вписываются в то надушенное, напомаженное время.
«Мадмуазель Паради» – не трагическая история, хотя кульминация ведет к выбору весьма драматическому: прозрев, героиня теряет музыку, а чтобы вернуть ее, нужно снова ослепнуть (и тогда возникает вопрос, какой божественный дар ценнее: дар видеть или талант играть). В остальном же авторы обрисовывают ситуацию довольно комично. Прозревшая героиня похожа на впервые спустившегося на Землю пришельца. «Ааа, так вот как выглядят люди!» – восклицает она, впервые после трехлетнего возраста различив фигуры и лица вокруг. А увидев кучку испражнений, восхищается их благолепием.
Картину Барбары Альберт можно разложить на кадры, и по каждому написать полотно на холсте, а затем выставить в музей живописи восемнадцатого века. А игра румынской актрисы Марии-Виктории Драгус, исполнившей главную партию (ранее ее можно было видеть у Ханеке в «Белой ленте» и в «Выпускном» Кристиана Мунджиу), – совершенно особая магия, притягательная и отталкивающая одновременно, балансирующая между болью, ужасом внезапных откровений и абсолютным, каким-то внеземным, интимным упоением.
Анастасия Лях
Мадмуазель Паради (Mademoiselle Paradis)
2017 год, Австрия/ Германия
Продюсеры: Николаус Гейрхальтер, Михаэль Кицберегер
Режиссер: Барбара Альберт
Сценарий: Катрин Ресетариц, Барбара Альберт
В ролях: Томас Антон, Мария-Виктория Драгус, Кристоф Лузер, Тереза Мартини, Лукас Мико, Йоханна Орсини-Розенберг, Джулия Поинтнер
Оператор: Кристин А. Мэйер
Длительность: 97 минут/ 01:37
Коментарі закрито.