Один из лучших сериалов всех времен. Один из лучших телевизионных актерских дуэтов всех времен. И один из лучших телевизионных антигероев всех времен.
Оригинальное название «Breaking Bad» можно перевести как «разрушительно плохой».
Действие разворачивается в городе Альбукерке, штат Нью-Мексико. Школьный учитель химии по имени Уолтер Уайт (Брайан Крэнстон) – типичный мягкотелый тюфяк, которого все вокруг считают либо пустым местом, либо козлом отпущения, либо бедолагой, нуждающимся в опеке и командире. Собственно, жена-домохозяйка им вовсю и командует. Не демонстративно, а по умолчанию. Ученики в школе его не слушают. А хозяин автомойки, где Уолтер подрабатывает, просто-напросто использует и унижает. И даже свояк Хэнк, работающий в УБН, такой брутальный и самоуверенный коп, пьет с Уолтером пиво будто из милости, или потому, что рядом со слабохарактерным родственником еще больше чувствует себя мужиком.
У Уолтера есть сын-старшеклассник, болеющий ДЦП. Жена беременна и без работы. И очевидно, что зарплаты учителя и автомойщика не хватает на все нужды. А ведь впереди колледж у старшего, рождение малыша, пенсия на горизонте… Уолтеру исполняется пятьдесят. Наступает кризис среднего возраста. Страх перед туманным и нестабильным будущим встречается с оплакиванием бесцельно прожитого прошлого. Не только безвозвратно ушедшей молодости, но упущенного шанса, несправедливого поворота судьбы (когда-то у Уолтера был друг, ставший его партнером в одном бизнес-проекте, и была девушка; но в итоге партнер стал миллионером, девушка – его женой, а Уолтер остался у разбитого корыта).
Вдобавок ко всему герой узнает, что умирает от неоперабельного рака легких. И это притом, что он никогда в жизни не курил.
Смотрите легально на MEGOGO
Можно, конечно, потратить последние сбережения на курсы химиотерапии и тщетно цепляться за жизнь. Но Уолтер решает, что последние месяцы жизни он должен потратить на то, чтобы обеспечить будущее своей семьи, которая вскоре лишится кормильца (хотя кормилец из Уолтера так себе, но он старается). Если за знание химии не платят в школе, то заплатят… в криминальных кругах Альбукерке, который, как и любой другой приближенный к границе с Мексикой город, погряз в наркоторговле. В напарники герой берет своего бывшего ученика Джесси Пинкмана (Аарон Пол), местного мелкого наркодилера и торчка. Так Уолтер из скромного учителя превращается в варщика метамфетамина, к тому же лучшего в штате.
«Разрушение», вынесенное в заглавие сериала, отражает лишь половину происходящего с главным героем. Его старый мир, конечно же, рушится. Более того, по ходу своего превращения в антигероя Уолтер разрушает жизни других людей, порой случайных, порой очень близких. Но параллельно вокруг Уолтера Уайта создается мир новый, в котором он уже не пустое место, не тряпка, не подкаблучник, не баба в штанах, а самоуверенный, тестостеронный мужчина, что называется, в расцвете сил (и даже рак загнан в ремиссию), впервые за всю жизнь удовлетворивший свое подавленное, затюканное эго.
«Breaking» также переводится как «ломка». Не та ломка, которую испытывает наркоман Джесси Пинкман, подсевший на собственный товар и неспособный рационально и трезво вести бизнес. А ломка Уолтера Уайта, который в определенный момент уже становится не отделим от своего альтер эго, авторитетного варщика Хайзенберга, и уже не способен отказаться от нового мира и возвратиться в старый. Герой становится зависим от ощущения собственной значимости, которого у него никогда не было. Причем это ощущение дают не столько деньги, сколько власть. Ему важно быть и оставаться лучшим в своем деле, важно признание его недооцененного профессионального гения. Возможно, он мог бы получить Нобелевскую по химии. Но коль не сложилось, так пусть все вокруг восхищаются уникальной чистотой его синего мета.
В какой-то момент перфекционизм Уолтера, который начинает считать варку метамфетамина «делом всей жизни» (потому что это единственное, что у него получилось), доходит практически до сумасшествия. Например, в третьем сезоне есть серия, едва ли не полностью посвященная ловле мухи, которая залетела в лабораторию и якобы может испортить весь товар, если наследит в непосредственном процессе («таинстве») его производства. Уолтер буквально становится одержим мухой. И муха эта – конечно же, аллегория. Условная «мухобойка» героя бьет по всем, кто каким-либо образом может помешать его плану. А план заключается в следующем: наварить мета как можно больше, отложить денег как можно больше и с «чистой совестью» умереть.
«Чистая совесть» в сериале такое же сложное и неоднозначное понятие, как сама фигура Уолтера Уайта. Умереть со знанием того, что близкие обеспечены, – значит умереть с чистой совестью. Но может ли совесть действительно быть чистой, если прямо или косвенно виновен в десятках смертей? (и это не считая глобальной вины: наркотики губят жизни миллионов людей, как ни крути).
В первом сезоне Уолтер никак не решается убить наркобарыгу. Держит его несколько дней в подвале, кормит и поит. «Господи, дай мне малейший повод не делать этого!» – умоляет Уолтер и Всевышнего, и свою жертву. А через какое-то время убийство для мистера Уайта становится едва ли не нормой.
Борьбу доктора Джекила с мистером Хайдом, добра со злом подчеркивает и высококлассная операторская работа, использующая игру света и тени. Особенно четко это деление можно заметить в знаковом разговоре между Уолтером и наркобароном Густаво, когда тот предлагает либо закончить одну партию и распрощаться, либо продолжить сотрудничество и заработать еще три миллиона. И лицо Густаво, и лицо Уолтера наполовину спрятаны во мраке.
Переломным моментом сюжета становится аварийное падение Боинга над Альбукерке, в котором косвенно виноват Уолтер. Сценаристы сериала назвали сцену падения самолета метафорой, символизирующей кару Господню. Обломки авиалайнера падают в бассейн Уолтера. Среди них – мягкая игрушка, розовый плюшевый мишка, у которого от удара отрывается глаз. Этот мишка (который на промо-фотографиях к сериалу изображался ярко-розовым на черно-белом фоне, подобно еврейской девочке в сочном алом пальто из черно-белого «Списка Шиндлера») символизирует вину Уолтера перед детьми, не только перед своими, но и перед случайными: перед безымянным ребенком, разбившимся в самолете; перед застреленным одиннадцатилетним наркокурьером Томасом; перед отравленным малышом Броком, сыном мексиканки, в которую влюбился Джесси; в конце концов перед каждым подростком, подсевшим на мет.
И он чувствует эту вину, чувствует угрызения совести. С одной стороны, пытается себя оправдать в своих же глазах (поэтому на школьном вечере, посвященном произошедшей трагедии, рассказывает, что не стоит уж так убиваться, потому что случались авиакатастрофы, в которых погибало куда большее количество людей). С другой, не отказывается от вины и даже мучит себя постоянным напоминанием, пряча в ящик стола оторванный от игрушки глаз.
Есть ли в этом сериале любовь? Есть. Но точно не у Уолтера к жене, которая вроде бы не делает по сюжету ничего откровенно плохого, но предстает довольно неприятным, отталкивающим персонажем, вызывающим перманентное раздражение. И даже не у Уолтера к детям: он очень мало контактирует со старшим сыном и не больше с новорожденной дочерью, которая на руках родителей отыгрывает роль молчаливой куклы, словно символизируя то пустое место, которое осталось после смерти «чужих» детей, ставших случайными жертвами амбициозного «плана» Уолтера Уайта.
Но Уолтер определенно испытывает любовь к Джесси. Это не только один из самых мощных актерских дуэтов на ТВ, это также одна из самых эмоциональных связей между персонажами на малом экране. Связь между отцом, который направил свою родительскую любовь на чужого ребенка, и сыном, которого разлюбили его собственные родители. Ведь даже юную наркоманку, подругу Джесси, Уолтер не спасает от передозировки, то есть дает девушке умереть, именно из-за заботы о парне: с ней у него нет будущего, с ней он закончит на игле в грязном наркоманском притоне. Не говоря уже о всех ситуациях, в которых Уолтер подставлял собственную шею, покрывая глупости своего горе-напарника, своего «чужого сына».
Эгоист ли Уолтер Уайт? Ведь он в конце концов признается, что варит потому, что ему это нравится и нравится быть «опасным». Неслучайно в сериале неоднократно упоминается Уолт Уитмен, у которого те же инициалы У. У., и его сборник поэзии «Листья травы». В сборнике есть стихотворение под названием «Песнь о Себе»: «Я славлю себя и воспеваю себя. И что я принимаю, то примете вы, ибо каждый атом, принадлежащий мне, принадлежит и вам… Рожденный здесь от родителей, рожденных здесь от родителей, тоже рожденных здесь, я теперь, тридцати семи лет, в полном здоровье, начинаю эту песню и надеюсь не кончить до смерти…». Уолтеру, конечно, давно не тридцать семь, но он тоже славит и воспевает себя, славит свой наконец-то реализованный, раскрывшийся гений.
Злодей ли Уолтер Уайт? Пожалуй, это главный вопрос, который задает себе зритель. И конечно же, ответа однозначного нет. Но герой Брайана Крэнстона, потрясающе живой и крайне противоречивый, на финальной точке своего пути и своей истории все равно вызывает сочувствие и симпатию (как вызывают симпатию безрассудные, но благородные порывы Джесси), которыми не может, к примеру, похвастаться «злодей» Фрэнк Андервуд из «Карточного домика» или «злодей» Лестер Найгаард из «Фарго». Стало быть, мистер Уайт – не злодей, а все-таки сбившийся с курса герой, у которого не получилось остаться «белым».
Анастасия Лях
Во все тяжкие (Breaking Bad)
2008-2013, США
Продюсеры: Винс Гиллиган, Мишель Макларен, Марк Джонсон
Режиссеры: Винс Гиллиган, Адам Бернстайн, Джим МакКэй, Тришиа Брок, Брайан Крэнстон, Чарльз Хейд, Терри МакДонаф, Мишель Макларен, Фил Абрахам, Колин Бакси, Скотт Винант, Райан Джонсон, Дэвид Слэйд
Сценарий: Винс Гиллиган, Питер Гулд, Джордж Мастрас, Сэм Кэтлин, Джон Шибан, Томас Шнауз
В ролях: Брайан Крэнстон, Аарон Пол, Анна Ганн, Дин Норрис, Бетси Брандт, Ар Джей Митт, Боб Оденкерк, Джанкарло Эспозито, Джонатан Бэнкс, Джесси Племонс, Лора Фрейзер, Кристен Риттер
Операторы: Майкл Слоуйс, Джон Толл
Композитор: Дэйв Портер
Коментарі закрито.