В 2018 году вышел четвертый, последний, сезон шведско-датского детективного сериала «Мост», проекта, без преувеличения сказать, феноменального. Почему мы называем «Мост» феноменом? Ну, хотя бы потому, что он породил целых три ремейка в других странах: в США, где действие с Эрессунского моста между Копенгагеном и Мальме было перенесено на американо-мексиканскую границу; во Франции и Великобритании, где события развернулись в Евротоннеле под Ла-Маншем, соединяющем британский порт Фолкстон и французский Кале; и даже в России, где местом преступления был выбран мост между Ивангородом и эстонской Нарвой.
Существует мнение, что скандинавский «Мост» выдохся после второго сезона, когда из проекта ушел датский актер Ким Бодниа, сыгравший Мартина Руде. Но мы с этим мнением не согласны. Бесспорно, Мартин был важным и ярким персонажем, и составлял забавный и одновременно трогательный тандем с детективом полиции Мальме Сагой Нурен. И была своя прелесть в том, что между ними не могло возникнуть никаких романтических чувств, но связывала искренняя, неподдельная дружба и взаимопонимание. Им было комфортно друг с другом, а нам было комфортно с ними. Но согласитесь, стержнем и сердцем «Моста» всегда была героиня Софии Хелин, космическая Сага, будто свалившаяся на Землю с другой планеты или с Луны, не понимающая сарказм, почти не испытывающая эмоций, не выносящая близких контактов с людьми, далеко не всегда распознающая, что в человеческой среде является уместным и неуместным, нормой и чудачеством, поведением адекватным и выходящим за рамки, что приятным, а что обидным. Психическое нарушение социальных ориентиров было ее визитной карточкой и выделяло на фоне прочих персонажей-детективов так же, как дедукция и курительная трубка выделяли Шерлока Холмса.
Так что существенно ничего не изменилось, когда в третьем сезоне Мартина заменил сотрудник отдела убийств полиции Копенгагена Хенрик Сабрё. У Хенрика была своя любопытная история из прошлого, также полная нераскрытых тайн. К тому же было интересно наблюдать за тем, как Сага выстраивает с напарником отношения иного толка, не дружеские, а интимные; вернее, не она их выстраивает, а они выстраиваются вокруг нее, а она как бы продолжает жить так, будто ничего в ее мироощущении не изменилось.
Конечно, ни один из последующих сезонов «Моста» с первым не сравнится по той элементарной причине, что первый был первым и поразил, увлек, зацепил самой концепцией, нетривиальной и полной подтекстов идеей совершения преступления ровно на пограничной черте между двумя государствами, черте, с одной стороны, условной, с другой – разделяющей все и вся на два параллельных мира. Скандинавы в силу своего исключительного благополучия наиболее болезненно и глубоко воспринимают дуализм, контрастность человеческого существования, разделенного на богачей и бедняков, привилегированных и бесправных, удачливых и обездоленных, жертв и палачей. Поэтому каждый сезон «Моста», посвященный серии связанных между собой красноречивых преступлений, несущих определенное послание, – это высказывание против социальной несправедливости. И даже когда высокий мотив в итоге оборачивается личной местью, в ее основе – все равно борьба с системой, которая лишь притворяется европейским эталоном, но в действительности совсем не идеальна, а люди, следующие этой системе неидеальны и подавно.
Четвертый сезон не стал исключением. В то время как Сага сидит в тюрьме, дожидаясь судебного решения по делу «убийства» ее матери, Хенрик Сабрё расследует зверское убийство женщины, сотрудницы миграционной службы, забитой насмерть камнями. Подозрение падает на нелегала-иранца-гомосексуалиста, который сбежал, как только госслужбы приняли решение о его депортации на родину, где гомосексуалистов якобы казнят путем забивания камнями. Однако появляются еще трупы. И становится очевидным, что убийца использует способы, указывающие на семь видов смертной казни, практикующиеся в современном обществе: забивание камнями, электрический ток, инъекция, удушение газом, повешение, гильотина и расстрел.
Смотрите легально на MEGOGO
Четвертый сезон включает два параллельных расследования, которые случайным образом пересекаются благодаря одному второстепенному персонажу. Второе расследование посвящено семье Хенрика: убитой много лет назад жене и двум пропавшим без вести дочерям.
Но глобально заключительный сезон, конечно же, посвящен Саге, ее пусть небольшой, но все же заметной трансформации. Если третий сезон был ударным по отношению к психике героини, то финальный пожинает последствия того удара и демонстрирует изменения. Авторы сериала аккуратно подталкивают аномальную Сагу к тому, что считается в обществе нормой, нормальным образом жизни и нормальной поведенческой схемой: дом, муж, дети, совместные завтраки и ужины, разговоры о быте. Но не бойтесь, под занавес Сага не предстает улыбающейся мадонной с младенцем на руках и пирогом в духовке, поспевающим к вечерней трапезе. Хотя жизнь она действительно меняет, причем кардинально.
Впрочем, кое-что остается неизменным: Сага по-прежнему рубит правду-матку надо и не надо, например, сообщает новоиспеченному папаше, что его ребенок – плод супружеской измены, поскольку цвет глаз не совпадает ни с одним из родителей.
На Саге – все то же пальто болотного цвета, которое всегда нараспашку, та же теплая кофта на молнии, те же коричневые кожаные брюки, те же растрепанные волосы. И ездит она на том же стильном винтажном Porsche Carrera 911 S точно такого же цвета, как пальто. Все это тоже ее визитная карточка, как мятый плащ у Коломбо или рябое пальто и красный галстук у Лютера.
С моста все начинается и мостом же заканчивается. Граница, черта между мирами в финале обретает уже не социальный, но индивидуальный, личный, интимный подтекст. Сага Нурен, детектив отдела убийств полиции Мальме, переступает черту, оставляя за спиной свое прошлое «я», прошлую жизнь, прошлые тайны, прошлые сомнения, то, что все годы мучило и не отпускало; и смотрит вперед, в новый мир, что на другой стороне соединительной линии. Потому что между мирами, какими далекими и недосягаемыми они б не казались, пропастей не бывает, всегда есть путепровод, всегда проложен мост, нужно лишь захотеть по нему пройти.
Анастасия Лях
Мост, 4 сезон (Bron/ Broen, season 4)
2018 год, Швеция/ Дания
Продюсеры: Ларс Бломгрен, Пил Гюндерлах Брандструп, Анна Кронеман, Вольфганг Фейндт, Томас Гаммельтофт, Биргитте Хальд, София Хелин
Режиссеры: Хенрик Георгссон, Румле Хаммерих
Сценарий: Ханс Розенфельдт, Камилла Альгрен, Бьёрн Стейн, Николай Шерфиг
В ролях: София Хелин, Туре Линдхардт, Мария Кулле, Сара Боберг, Рафаэль Петтерссон, Габриэль Флорес, Джули Карлсен, Андерс Мосслинг, Понтус Т. Паглер, Эрик Лённгрен, Александер Бехран Кешткар, Лиза Линнерторп, Томас В. Габриелссон, Йеспер Хильдегаард
Оператор: Карл Сандберг
Композиторы: Патрик Андрен, Уно Хельмерссон, Йохан Сёдерквист