Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что Николь Кидман – одна из самых заметных актрис современного Голливуда. За последние двадцать лет нет ни одного года, когда не вышел бы мощный блокбастер, или обсуждаемый артхаус, или номинированная на все награды драма с ее участием. Другое дело, что очень заметная часть зрительской аудитории сомневается в ее профессиональной квалификации. Как часто бывает с красивыми женщинами в Голливуде, успех Кидман часто объясняют внешней привлекательностью, везением и заговором шести семей, контролирующих мировую экономику. Оскар и еще три номинации, четыре Золотых глобуса и еще восемь номинаций никого ни в чем не убеждают.
Но мы сегодня постараемся показать, что Николь Кидман – это больше, чем просто красивая женщина и умелая работа агентов и продюсеров. Ее талант, разносторонность в подходе к выбору ролей и целеустремленность сделали из нее по-настоящему большую актрису.
Как всегда в таких подборках, мы оцениваем именно роль актрисы, а не сам фильм. Фильм может быть известным и любимым публикой, но роль при этом проходная. И наоборот, роль может быть очень сложной и запоминающейся, но картина прошла относительно незамеченной. Мы уделяем внимание тому, насколько серьезным было перевоплощение артистки, насколько естественно она смотрелась на экране в исполняемом образе и насколько памятным этот образ оказался. Поверьте, мы знаем про существование фильмов “Лев” и “Другие”, но именно из-за того, что составляем список лучших ролей, а не фильмов, эти работы окажутся вне подборки. Также стоит учитывать, что статья ограничена десятью пунктами, поэтому что-то попросту не вошло в рейтинг, чтобы он не оказался безразмерным.
Итак, kinowar.com представляет 10 лучший ролей Николь Кидман.
10. Холодная гора (Cold Mountain) 2003
В фильме настолько мощный актерский состав, что не затеряться на его фоне – уже значимое актерское достижение. Джуд Лоу, Рене Зеллвегер, Натали Портман, Брендан Глисон, Филип Сэймур Хоффман, Дональд Сазерленд, Рэй Уинстон, Киллиан Мерфи – и тем не менее, Кидман свою роль дочери священника в истории воссоединения разлученной гражданской войной пары играет прекрасно, не уступая матерым исполнителям, мастерам, ветеранам актерского цеха. Зеллвегер получила Оскар и Золотой глобус за роль второго плана, у Лоу была номинация на обе премии, у Николь – номинация на Золотой глобус за главную роль.
Как играть любовную драму, не сбиваясь в банальщину и штампы, как изображать страдания, не используя непрерывные слезы и истерику – все это о роли Кидман в “Холодной горе”. После выхода фильма основные восторги критиков были у Зеллвегер (и абсолютно заслуженно). Именно поэтому мы также хотим отметить и серьезную работу Кидман в этой замечательной картине.
9. Мулен Руж (Moulin Rouge!) 2001
Самая спорная номинация на Оскар в карьере Николь и самая неоднозначная роль с точки зрения восприятия аудиторией. Многие считают, что номинацию дали лишь за выслугу лет и, опять же, за то, что она просто была красивой женщиной на экране. Позволим себе не согласиться. Фильм начинается как веселая история любви и знаменитого кабаре, однако по ходу развития сюжета драмы становится заметно больше, как и проявления актерского мастерства Кидман. И если в первые полчаса Николь, в основном красиво позирует и участвует в комедийных сценах, то затем переживания и истинные эмоции настоящего, живого человека выходят на первый план.
Широко известная картина, но не настолько ярко выраженное признание работы актрисы в ней. Отметим также, что свои вокальные партии Кидман исполняла самостоятельно (как и ее партнер на площадке, Юэн Макгрегор).
8. Умереть во имя (To Die For) 1995
Гас Ван Сент – не только великолепный режиссер и новатор, но и первооткрыватель новых имен или новых граней в людях уже известных. Одна из первых заметных ролей для Хоакина Феникса и одна из первых по-настоящему интересных работ для Кидман. Да, она к тому моменту уже была, по сути, звездой после “Дней грома” и “Мертвого штиля”, но ее роли, главным образом представляли достаточно заезженное клише “красивая женщина в сложных обстоятельствах”.
Другое дело – гиперактивная и маниакально целеустремленная молодая интриганка из “Умереть во имя”. Несмотря на использование образа сексуальной кошечки, Кидман (и сценарий) копают куда глубже. Извечная погоня за успехом может вылиться в историю серьезного бизнесмена или изобретателя, а может обернуться травматичной драмой, в которую вовлечены подростки маленького городка, где смешная и наивная на вид девушка всеми силами строит себе карьеру. И кто знает, куда это в итоге приведет ее и окружающих…
Заслуженный Золотой глобус.
7. Гений (Genius) 2016
Прекрасный фильм, прошедший практически незамеченным. Шикарное трио – Колин Ферт, Джуд Лоу и Николь Кидман (еще один дуэт с Лоу после “Холодной горы”). На первом плане, разумеется, история писателя и его редактора (Томас Вулф (Лоу) и Максвелл Перкинс (Ферт)), которые сходятся на пике литературного энтузиазма, а затем ведут очень непростую совместную деятельность, то сходясь в глубокой искренней дружбе, то безмерно друг от друга уставая.
Но именно второй план – жена писателя – Кидман, добавляет жизненности в эту летящую поэтичную историю о таланте и управлении им. Она возвращает все на бренную землю, она выступает голосом разума, пусть часто и эгоистичным, и истеричным. Голосом разума не в самой истории, а в том, как это все выглядит для зрителя. За бесконечными поисками себя и лучших литературных форм писатель попросту теряет связь с реальностью. Его практичный рациональный редактор в состоянии (хоть и не всегда) вернуть его в нужную колею с точки зрения профессии. Но только глядя на страдания героини Кидман понимаешь, что в обычной повседневной жизни на рельсы реальности его поставить некому. И впереди только новые и новые жертвы на алтарь таланта, признанного или обойденного вниманием публики.
6. Кроличья нора (Rabbit Hole) 2010
Постановка успешной бродвейской пьесы Дэвида Линдси-Эбера, получившего за нее Пулитцеровскую премию. История семейной пары, которая теряет восьмимесячного ребенка в ДТП и безуспешно пытается от этого оправиться. Для этого они сначала проходят все стандартные процедуры вроде сеансов групповой терапии, а позже углубляются в персональные поиски спасения.
Боль, отчаяние и тщетные попытки снова обрести смысл жизни в исполнении Кидман принесли ей номинацию на Оскар. Ее партнерами по площадки стали Аарон Экхарт (муж) и совсем еще юный тогда Майлз Теллер, сыгравший подростка, вовлеченного историю гибели сына супружеской четы.
5. Убийство священного оленя (The Killing of a Sacred Deer) 2017
Йоргос Лантимос просто не умеет снимать нейтральное кино. Оно должно цеплять, заставлять зрителя чувствовать себя неудобно, подталкивать к поиску или очень неудобных компромиссов, или радикальных решений. “Убийство священного оленя” – один из таких фильмов. Кидман играет жену успешного хирурга, и очень скоро после начала действия картины семье придется принимать очень непростые решения. Именно переход от состояния уставшей от повседневной рутины пары к отчаявшимся думать рационально загнанным индивидуумам и удалось так убедительно показать Колину Фарреллу и Николь Кидман.
Далеко не всем нравится этот фильм в силу заметного уровня жесткости. Но только так и удается заглянуть внутрь себя, спросить “а что бы я делал в подобной ситуации?”.
4. Догвилль (Dogville) 2003
Еще один мастер не нейтрального кино. Пожалуй, даже более жесткий, чем Лантимос. Ларс фон Триер.
Пожалуй, самый известный фильм этого очень нишевого режиссера. Действие происходит на условной “театральной” площадке, декораций, по сути, нет – контуры домов нарисованы на “сцене”. Все пространство картины отдано действию, на декор нет времени и ресурсов. В рамках этого аскетизма актеры (среди которых Стеллан Скарсгард, Пол Беттани и Хлоя Севиньи) обнажаются (эмоционально, но порой и физически) по максимуму. И главным образом, именно Кидман.
Николь играет девушку, убежавшую от диктатуры отца в глухую деревушку, чтобы начать все сначала. Жители деревни кажутся простыми и дружелюбными, принимают радушно свою гостью, голосуют за то, чтобы она осталась. Но пороки, как личные, так и коллективные, постепенно выходят наружу, и жизнь беглянки превращается в ад. Через который актриса проходит с отлично выполненным преображением.
Фильм обошли все номинации на Оскар и Глобус, хоть он и был отмечен в Каннах. Тем не менее, это не только одна из самых заметных работ режиссера, но и в принципе один из самых интересных фильмов в истории кинематографа (и, само собой, в карьере Кидман-актрисы).
3. С широко закрытыми глазами (Eyes Wide Shut) 1999
Последний фильм легендарного Стэнли Кубрика. Великий режиссер приложил руку не только к одной из лучших ролей Кидман, но и к расставанию звездной пары Николь и Тома Круза. Они были идеальной семьей (по крайней мере, со стороны), но вскоре после фильма их пути разошлись. В самом фильме также активно обсуждается хрупкость долгосрочного союза. Почему ты считаешь, что твоя жена будет тебе верна? Почему ты думаешь, что она счастлива? Откуда уверенность в том, что она не обратит внимание на активно предлагающего себя кавалера? И почему она должна быть уверенна в том же по отношению к тебе?
Многочасовые беседы на эти и смежные темы вел с Кидман и Крузом раздельно и сам Кубрик. И, вполне вероятно, что дожал. Супруги просто не выдержали нервного напряжения от роли и длительного процесса подготовки к ней. А может, это стало последним перышком, сломавшим хребет верблюду – накопившимся проблемам пары. Так или иначе, то что они воплотили на экране – прекрасно. И это одна из лучших работ мастера.
Некоторые фильмы удивительным образом не получают номинации на Оскар – и это как раз тот непостижимый случай.
2. Большая маленькая ложь (Big Little Lies) 2017-…
Как мы уже неоднократно обсуждали, сериалы давно перестали быть телевизионным мылом и уверенно вошли в разряд серьезных больших проектов. Можно даже с определенной долей уверенности сказать, что именно сериалы стали образцом лучшего кино в текущий момент времени. Не обошли они стороной и Кидман, и участие в “Большой маленькой лжи” стало большой (и не маленькой) удачей для актрисы. Одна из лучших ее ролей и очередной Золотой глобус.
И опять идеальный фасад счастливой семьи оказывается лишь иллюзией, прикрытием для суровой бытовой реальности: красавицу и умницу деспотичный муж держит дома, не давая заниматься любимой работой и, что хуже, регулярно устраивая побои. Два лица одной женщины: идеальная мать и жена при свете дня в обществе, загнанная жертва дома. Сериал посвящен двойной морали, проблемам отношений взрослых семейных пар, нереализованности женщины в современном обществе. И именно благодаря блестящим работам Кидман, а также ее коллег по проекту – Риз Уизерспун, Зои Кравиц, Шейлин Вудли – удалось сделать тонкое, пронзительное, интересное кино, а не неудачный гимн феминизму.
1. Чaсы (The Hours) 2002
Дело не только в Оскаре, на данный момент единственном для Николь. Дело не только в том, что “Часы” – хорошее кино. Просто посмотрите на степень перевоплощения для актрисы (вы в принципе ее узнаете в этой роли?) и на то, как она естественно выглядит в этом образе.
Три женщины живут в разное время: 1923, 1951 и 2001 годы. Их объединяет лишь тематика депрессии и суицида. Кидман играет писательницу Вирджинию Вулф. Любопытно, что фильм был номинирован на девять Оскаров, но получила статуэтку лишь Николь (Эд Харрис и Джулианна Мур остались без наград за роли второго плана). Также актриса получила Золотой глобус. Но наверно, наибольшим профессиональным достижением в этой картине было не затеряться на фоне актерского состава: помимо упомянутых Мур и Харриса в ленте была также занята Мерил Стрип. Один из тех фильмов, который единогласно восторженно приняли и критики, и зрители. Впрочем, стоит отметить, что широкая аудитория с ним, скорее, незнакома.
Читайте также:
Роли Мерил Стрип, которые принесли ей номинации на Оскар