Ярко выраженный стимпанк, размашистое постапокалиптическое зрелище, поразительные монструозные декорации, прекрасная молодая актриса, немного юмора, немного драмы, грандиозная финальная схватка, не самый глупый сюжет с отсылками на современную геополитику, захватывающие локации на суше, в воде и в воздухе, постоянная динамика на колесах, шутка про желтого миньона как ценный музейный экспонат, артефакт, представляющий почившую под руинами американскую поп-культуру, и про упакованный полуфабрикат для фастфуда, который не испортился за тысячу лет («еда стародавних не портится»)… Словом, «Смертные машины» определенно стоит посмотреть. На большом, желательно очень большом экране. И главное – это абсолютно новый фантастический мир, новая огромная и насыщенная киновселенная.
На дворе четвертое тысячелетие. Новая эра началась после того, как в двадцать первом веке человечество уничтожило собственную цивилизацию, подорвав ядерную бомбу. Война (которая, надо полагать, велась между США и западным миром с одной стороны и Россией и Китаем с другой) длилась всего шестьдесят минут (и, собственно, под таким названием и вошла в историю: Шестидесятиминутная война), но этого вполне хватило, чтобы навсегда перекроить географическую и политическую карту мира, порвав материки на ошметки, и завершить эпоху просвещенного демократического общества.
Теперь, когда ресурсы на планете исчерпаны, а порядка и законов не существует, действует лишь одно-единственное правило «урбанистического дарвинизма»: в пищевой цепочке городов-хищников выживает сильнейший. И мегаполисы, и крошечные провинции стали мобильными, передвижными городами на колесах, рыщущими по изнеможенной Земле в поисках топлива, еды и воды. Подобно тому, как в океане более крупная рыба заглатывает более мелкую, а после сама становится обедом для той рыбины, что еще крупнее, и так далее, большие города поглощают мелкие городишки. Самый опасный и крупный хищник на этой арене естественного отбора и выживания – Лондон, в котором есть мэр и есть серый кардинал – амбициозный археолог Тадеуш Валентайн (Валентайн – почему-то очень распространенная фамилия для архизлодеев), прикидывающийся добродетельным поборником истории и науки, но в действительности жаждущий тотальной власти любой ценой. Собственно, с чертовски увлекательной, напряженной, эпичной, эффектной погони прожорливого Лондона за небольшим шахтерским поселком и начинается фильм.
Люди четвертого тысячелетия зовут нас, современников, «стародавними». Археологи откапывают предметы нашей культуры и быта и выставляют в музее древностей. Там можно встретить и памятник миньону в характерном комбинезоне, и ржавый хлебный тостер… А быть может, и компьютерную систему, что когда-то запустила ядерную ракету.
«Смертные машины» (дословный перевод оригинального названия – «смертоносные двигатели») – экранизация первого романа из литературного цикла Филипа Рива «Хроники хищных городов», которую под чутким руководством Питера Джексона поставил его очередной протеже Кристиан Риверс, в прошлом мастер визуальных эффектов и художник по раскадровке, работавший над «Властелином колец», «Кинг Конгом» и «Хоббитом» и, судя по зрелищности и детализации вымышленного мира хищных городов, многому научившийся у своего ментора.
Смотрите легально на MEGOGO
Эта картина – как «Безумный Макс: Дорога ярости» в формате для тинейджеров, с амбициями «Аватара» и сказочными элементами, отсылающими в волшебный анимешный мир Хаяо Миядзаки, где «Небесный замок Лапута» встречается с «Ходячим замком».
Можно подумать, что главное украшение фильма – Хьюго Уивинг в роли злодея (кстати, занятная аллюзия: самый известный антагонист в исполнении Уивинга – агент Смит из «Матрицы», при этом в «Смертных машинах» есть персонаж, женщина-мятежница из Сопротивления, которая всем своим видом уподобляется Тринити). Но в действительности лучшее кастинг-решение Питера Джексона – молодая исландская актриса Гера Хилмарсдоттир, сыгравшая протагонистку Эстер Шоу. В Голливуд Гера попала в 2012 году, когда в «Анне Карениной» Джо Райта исполнила роль Вареньки, а затем было участие в сериале «Демоны да Винчи». Свою труднопроизносимую исландскую фамилию Гера сократила до Хилмар.
Так вот если говорить об актерских выступлениях на арене «Смертных машин», то исландка не просто солирует, но уверенно несет на своих хрупких плечах эту увесистую франшизу. В то время как Тадеуша Валентайна на манеже событий не так уж много, музейный подмастерье Том – персонаж подчас чрезмерно комичный, а мятежница-эквивалент Тринити – подчас чересчур пафосна, Эстер Шоу – идеальная героиня: убедительная, в меру жесткая, в меру эмоциональная, не переигрывающая ни драму, ни мелодраму, ни комичные перепалки с Томом, ни отчаянную жажду мести; взвешенная, твердая, человечная, в меру загадочная и совершенно естественная в антураже тяжкой скитальческой жизни по мертвым болотам на месте некогда плодородных полей, будто рыба в воде или бездомный бродяга на мусорной свалке.
Как же выглядит геополитическая карта четвертого тысячелетия? Западный мир представлен Лондоном, что означает, что Штаты, оторванные от главного континента непроходимым океаном, теперь находятся вне игры. Россия, судя по всему, полностью поглощена Азией (между строк азиатка-мятежница упоминает в разговоре свое детство и взросление в Архангельске, а Архангельская область – это северная окраина европейской части России, после которой начинается азиатская часть). И нельзя не заметить намек на то, что старый мир уничтожила именно американская боеголовка, которая называлась «Медуза», то есть «M.E.D.U.S.A.», где вторая половина слова – USA (США), а первая M.E.D. – это отсылка на Manhattan Engineer District, американский проект по созданию ядерной бомбы во время Второй мировой войны.
В целом, если бы не потрясающий фантастический мир, основная сюжетная линия здесь весьма схематична и ничем не отличается от рядового боевика про террористов, которые хотят завладеть ядерным оружием, а протагонист или протагонисты пытаются злодеям помешать и обезвредить боеголовку. Куда интереснее линии второстепенные. Например, история отношений Эстер и ее приемного родителя Шрайка, спасшего ее от верной мучительной смерти, представителя расы биокиборгов, созданных, видимо, по аналогии с робокопом на базе центральной нервной системы мертвых людей. Шрайк – то ли монстр, который как терминатор-убийца одержимо и безотказно преследует жертву, то ли самое несчастное существо на земле, неспособное разобраться, кто он: кукла, механизм, или же живой человек с чувствами и воспоминаниями…
Если сборы «Смертных машин» удовлетворят студию Universal, то наверняка последуют продолжения, то есть экранизации последующих романов цикла Филипа Рива. И надо сказать, история Шрайка или таких, как он, вполне может вылиться в отдельный спин-офф.
Анастасия Лях
Смертные машины (Хроники хищных городов, Mortal Engines)
2018 год, США/ Новая Зеландия
Продюсеры: Питер Джексон, Зейн Уэйнер, Дебора Форте, Аманда Уокер, Фрэн Уолш
Режиссер: Кристиан Риверс
Сценарий: Питер Джексон, Филиппа Бойенс, Фрэн Уолш, Филип Рив
В ролях: Гера Хилмарсдоттир, Роберт Шиэн, Хьюго Уивинг, Стивен Лэнг, Чихэ, Лейла Джордж, Ронан Рафтери, Патрик Малахайд, Колин Сэлмон, Реже-Жан Пейдж, Марк Хэдлоу, Марк Митчинсон
Оператор: Саймон Рэби
Композитор: Junkie XL
Длительность: 119 минут/ 01:59