Все, чего много лет не хватало франшизе «Трансформеры», есть в этом очаровательном, душевном, стильном спин-оффе. Все, что раздражало в зубодробительных экшнах Майкла Бэя, здесь прибрано с глаз долой умелой и нежной рукой не просто мастера, но человека, который любит кино и любит своего зрителя.
Только первые «Трансформеры» были относительно сносными. Лишь там были внятный сюжет, терпимый юмор и эмоциональная связь между главным героем Сэмом Уитвики и его новыми большими металлическими друзьями из космоса – автоботами. Начиная со второй части, «Трансформеры» превратились в образцовый пример дорогущей голливудской тупости, которая в пятой картине «Последний рыцарь», продемонстрировавшей все самые худшие стороны культурного явления китч, достигла своего апогея и, кажется, взбесила даже самую невзыскательную и преданную франшизе аудиторию: сборы главной дойной коровы студии Paramount впервые не оправдали возложенных продюсерами надежд.
Кроме высокого качества компьютерной графики и амбициозных масштабов схваток и разрушений, в «Трансформерах» очень плохим было решительно все: сюжет, который существовал исключительно для галочки и либо повторял предыдущую серию, либо поражал фееричностью и нагромождением ахинеи; персонажи, которые мельтешили по экрану пустыми болванками; юмор, за который порой было даже неудобно, настолько деревянным, архиглупым, несмешным он был. Из серии в серию гигантские роботы-пришельцы якобы становились все более очеловеченными, обзаводясь бородами, папиросами, непринужденной манерой вести беседу, стремлением пошутить или повздорить…, но оттого лишь усугублялась их нелепость и несуразность; они очеловечивались, но не становились человечнее. В итоге «Трансформеры» превратились в самый бездушный блокбастер в истории голливудского экшна.
И вот Майкл Бэй, поставивший все пять фильмов, наконец-то освободил режиссерское кресло (собственно, он хотел это сделать давно, но студийные боссы не отпускали), оставив за собой лишь продюсерские функции. Сценарий спин-оффа о Бамблби написала Кристина Ходсон, надежда нового американского экшна, у которой впереди дисишные «Хищные птицы». А поставил картину Трэвис Найт, ранее выпустивший обласканный критиками мультфильм «Кубо».
И все изменилось. Кардинально. Разительно. Поразительно. Новые авторы вдохнули в безжизненную, пластмассовую франшизу душу, реанимировали, запустили ее сердце, вернее поместили сердце туда, где раньше было «тупо бабло». Каждый их шаг, каждый их ход оказались спасительной живительной влагой для этой обезвоженной вселенной.
Смотрите легально на MEGOGO
Во-первых, без сомнения удачным было решение сделать не просто спин-офф, посвященный самому симпатичному и обаятельному трансформеру, но ответвление-приквел и перенести действие из наших дней в 80-е, придав истории, у которой никогда не было ни чувства вкуса, ни чувства стиля, ни атмосферности, собственный выразительный антураж и уютный винтажный дух. Ведь старый «фольксваген жук» куда душевнее, чем «шевроле камаро». Аудиокассетники и виниловые проигрыватели душевнее, чем музыка, звучащая из смартфона. Песни a-ha и The Smiths душевнее, чем любая сегодняшняя рок- и электро-попса. Так что это самое то для реинкарнации франшизы, которую много лет упрекали в бездушии.
Хейли Стейнфелд, сыгравшая умную, бойкую, пацанскую старшеклассницу Чарли Уотсон, которая вместе с тем очень нежна и ранима, которая смертельно грустит за скончавшимся от инфаркта отцом-механиком, с которым много времени проводила в гараже и благодаря которому научилась с любовью ремонтировать тачки, которая не находит общий язык с матерью, ее новым мужем и младшим единоутробным братом, потому что не вписывается в их семейную идиллию, которая подсознательно очень нуждается в близком друге, что заполнил бы огромную дыру в ее сердце… так вот Хейли Стейнфелд, которую и зрители, и критики узнали и оценили после «Настоящего мужества» братьев Коэнов, – одна из лучших молодых американских актрис, которой превосходно удаются мужественные юные героини, преисполненные боли, силы и нерастраченной ласки. И эту ласку, эту нежность, эту любовь она целиком отдает диковинному железному существу с большими трогательными голубыми глазами, кротким нравом и опять же нерастраченным душевным теплом. И эмоциональная связь между ними, готовность закрыть друг друга спиной от жестокости внешнего мира, затмевает любой экшн, который здесь происходит ненавязчивым фоном, на заднике, уступая передний план простым и милым бытовым безделицам.
Юмор в «Трансформерах» наконец-то стал мягким, приятным, находчивым, непринужденным. Ракурсы стали изобретательными (например, сцена знакомства Чарли и Бамблби, где она лежит под машиной, а он в это время начинает трансформироваться просто над ней, и мы, зрители, наблюдаем трансформацию ее ошарашенными глазами). История стала историей, а не просто набором оглушающих визуальных эффектов. Эмоции стали искренними и чистыми…
Помните мудрые слова из советской «Золушки»? «И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым». И никакие спецэффекты не помогут, если в кино не вложить любовь и душу. А в «Бамблби» много любви, так много, что даже холодный металл кажется теплым, будто в нем течет горячая человеческая кровь.
Анастасия Лях
Бамблби (Bumblebee)
2018 год, США
Продюсеры: Майкл Бэй, Стивен Дэвис, Том ДеСанто, Лоренцо ди Бонавентура
Режиссер: Трэвис Найт
Сценарий: Кристина Ходсон
В ролях: Хейли Стейнфелд, Джон Сина, Хорхе Лендеборг-мл., Памела Эдлон, Грейси Дзинни, Джейсон Дракер, Джон Ортис
Оператор: Энрике Чедьяк
Композитор: Дарио Марианелли
Длительность: 113 минут/ 01:53