Эмили Блант, вероятно, будет номинирована на «Оскар» за роль Мэри Поппинс. Во-первых, все любят Эмили Блант (хотя голливудские киноакадемики ее до сих пор игнорировали). Во-вторых, таким образом будет продолжено славное дело Джули Эндрюс, для которой роль элегантной волшебной няни в 1964 году стала большим дебютом и принесла ей заветную статуэтку. Блант, конечно, далеко не дебютантка, но «Оскара» у нее пока нет. Собственно, у нее даже номинации пока нет, несмотря на неоднократное участие в гонках за «Золотым глобусом» и премией BAFTA.
«Мэри Поппинс возвращается» – продолжение оригинального семейного музыкального фэнтези, основанного на книгах Памелы Трэверс, вышедшее в прокат спустя половину столетия. Действие сиквела разворачивается в Лондоне через двадцать пять лет после событий первого фильма. То есть если тогда на дворе был 1910 год, то теперь – 1935-й, разгар Великой депрессии, которая затронула не только Америку, но и Европу. В том самом доме №17 в Вишневом переулке живет повзрослевший Майкл Бэнкс, который успел жениться, завести троих детей и овдоветь. Жена его скончалась от рака не так давно, и мистер Бэнкс все еще пытается справиться и с горем, и с заботой о детях. Чтобы хоть как-то помочь брату, в гости часто наведывается его бессемейная сестра Джейн.
Майкл и Джейн отчасти повторили судьбу родителей. Первый стал банковским работником (правда, не финансистом, а мелким клерком, потому что в действительности его призвание – быть художником, но художество совсем не приносит денег, а семью надо кормить). Вторая стала социальной активисткой вслед за матерью-суфражисткой. И оба опять же подзабыли, как это – быть детьми…
На Майкла обрушивается все и разом: смерть супруги, воспитание детей, которым он раньше не занимался, и… извещение из банка о выселении. Дело в том, что попытки лечения и больничное содержание жены стоили недешево, и Майклу пришлось взять в банке, в котором его отец был акционером, а сам он устроился клерком, ссуду под залог дома. Пребывая в скорби, он совсем забыл о выплатах и просрочил платеж на три месяца. Так что теперь банк требует либо выплатить кредит целиком, либо освободить дом. Тяжелые времена для семейства Бэнксов – самое время для появления Мэри Поппинс.
Американская пресса в полном восторге от сиквела (что ж, хореограф и режиссер Роб Маршалл, в арсенале которого «Чикаго», «Девять» и «Чем дальше в лес», действительно изумительно делает мюзиклы). Дело в том, что западная аудитория знает только свою американо-британскую «Мэри Поппинс», в которой волшебно пела и танцевала Джули Эндрюс. Она не знает советскую «Мэри Поппинс, до свидания» с участием Натальи Андрейченко, музыкой Максима Дунаевского и потрясающими песнями в исполнении рок-группы «Воскресение» (вернее на тот момент она уже называлась «СВ»).
Смотрите легально на MEGOGO
Продолжение с Эмили Блант делает множество оммажей в адрес картины 1964 года, получившей целых пять статуэток. И англоязычные критики от этих оммажей пребывают в ностальгическом восхищении. Маршалл тоже включает в игровую постановку мультипликацию: как и в оригинале, Мэри Поппинс путешествует с детьми в нарисованную страну, только на сей раз это страна, сошедшая с картинки на фарфоровой вазе, так что ее пространство чудесным и мелодичным образом гладко скользит и хрупко звенит. И хотя вместо трубочиста Берта леди Мэри теперь сопровождает фонарщик Джек (которого играет титулованный бродвейский композитор и актер Лин-Мануэль Миранда, собравший охапку театральных наград за мюзикл «Гамильтон»), 93-летний актер Дик Ван Дайк, который в оригинале исполнял сразу две роли – Берта и банкира мистера Доуса, появляется и в сиквеле.
Едва ли не каждая сцена «Возвращения» тем или иным образом рифмуется со сценами старого фильма. Так, например, вместо дядюшки Альберта, родного дяди Мэри Поппинс, в гостях у которого Майкл и Джейн летали под потолком комнаты, в продолжении фигурирует двоюродная сестра Мэри Поппинс (Мэрил Стрип), в доме которой все перевернуто вверх дном.
И снова важную роль играет тот самый порванный, а затем подклеенный воздушный змей. И вовсе неслучайно в финальной сцене появляется актриса Анджела Лэнсбери в образе продавщицы воздушных шаров: в свое время она пробовалась на роль Мэри Поппинс, которая в итоге досталась Эндрюс.
Сама Джули Эндрюс, несмотря на слухи о камео, отсутствует в сиквеле. И это совершенно правильно. Ведь Мэри Поппинс, леди Совершенство, никогда не стареет, а актрисы, увы, стареют, ничего не попишешь.
И в декорациях, и в костюмах здесь буйствуют сочные, яркие краски, которых, конечно же, не бывает в повседневной реальности. И даже банковские служащие здесь носят по-детски подстреленные штанишки. Новое диснеевское фэнтези не пытается разбавить детскую историю взрослыми вкраплениями, чтобы угодить родителям, которые привели в кинотеатр своих детей. Как раз наоборот: оно делает все для того, чтобы взрослые зрители на два с лишним часа почувствовали себя детьми, ощутили на языке мармеладный, карамельный, ирисковый вкус детства и, выбрав правильный шар, взлетели под облака.
К сожалению, украинские зрители не услышат оригинальные песни. Вполне понятно, почему прокатчики не смогли оставить их как есть и записали дублированные версии: потому что целевая аудитория – дети, которые не воспримут английские песни и не станут читать субтитры. Однако в переводе они не всегда звучат складно, хотя очевидно, сколько стараний и усилий пришлось приложить, чтобы попасть с переводом и в ритм, и в смысл, и по возможности в артикуляцию (тем не менее песня «Обкладинка – ще не зміст» звучит превосходно).
Мы, взрослая постсоветская аудитория, не сможем испытать от мюзикла Роба Маршалла такой же восторг, который испытала американская публика, несмотря на все безусловные достоинства экранизации. Потому что у нас есть «Мэри Поппинс, до свидания» Леонида Квинихидзе. И хотя советская постановка сильно отличается от книг Памелы Трэверс, а диснеевская максимально приближена к ним – это не имеет никакого значения. Повторяется ситуация, произошедшая с игровым диснеевским «Маугли», которым сложно было восхититься, имея в золотом фонде советской мультипликации экранизацию Романа Давыдова. И согласитесь, никакой трубочист Берт и фонарщик Джек не заменят нам мистера Эя, поющего «Непогоду».
Анастасия Лях
Мэри Поппинс возвращается (Mary Poppins Returns)
2018 год, США
Продюсеры: Роб Маршалл, Джон Делюка, Марк Платт
Режиссер: Роб Маршалл
Сценарий: Дэвид Мэги
В ролях: Эмили Блант, Лин-Мануэль Миранда, Бен Уишоу, Эмили Мортимер, Пикси Дейвис, Джоэл Доусон, Натаниэль Салех, Джули Уолтерс, Колин Ферт, Мерил Стрип, Анджела Лэнсбери, Дик Ван Дайк, Дэвид Уорнер
Оператор: Дион Биби
Композиторы: Марк Шейман, Скотт Уиттмэн
Длительность: 130 минут/ 02:10