Продолжаем писать о лучших фильмах в истории кино по версии сайта IMDb – часть третья, позиции с 51 по 75. Еще раз акцентируем внимание на том, что третьи 25 фильмов вовсе не означает, что они слабые. Напротив, это лучшие фильмы за историю индустрии, просто средний балл голосования оказался чуть ниже, чем у предыдущих пятидесяти.
51. Престиж (The Prestige) (2006)
Фильм Кристофера Нолана о фокусниках, которые одержимы жаждой славы и делают все мыслимое и немыслимое ради того, чтобы завладеть секретом лучшего фокуса. О том, куда это может завести коллег по работе и друзей, рассказывает история с участием Кристиана Бэйла, Хью Джекмана, Майкла Кейна, Скарлетт Йоханссон и даже Дэвида Боуи. Кстати, престиж в данном случае – название одной из частей фокуса.
52. Великий диктатор (The Great Dictator) (1940)
Великий Чарли Чаплин в роли великого диктатора. По характерным усикам и жесту руки, можете понять, какого. В фильме, правда, персонажа зовут Аденоид Хинкель. Это первый полностью звуковой фильм Чаплина. Политическая сатира на нацизм и Адольфа Гитлера как его олицетворение нашла отклик в сердцах зрителей, фильм имел значительный коммерческий успех. Тем не менее, позиция Чаплина по поводу Германии вызвала споры, поскольку на тот момент США и Германия не находились в состоянии войны. Но, как мы теперь уже знаем, это продлилось недолго и Чаплин оказался прав в своей оценке.
53. Жизнь других (Das Leben der Anderen) (2006)
“Жизнь других” – немецкий фильм о тотальном контроле властей ГДР над культурной жизнью Восточного Берлина. Фильм получил Оскар как лучший иностранный фильм, при том что для режиссера Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка он был дебютным. Никого из актеров, занятых в фильме, будем говорить, как есть, вы, скорее всего, не знаете, несмотря на то, что часть из них занята не только в немецком, но и в голливудском кино на регулярной основе.
Сюжетная линия: агенту Штази (министерство государственной безопасности ГДР) поручают слежку и прослушку известного драматурга и его подруги-актрисы. Сначала агент добросовестно выполняет свою работу, но потом проникается симпатией к тем, за кем он следит, и начинает скрывать часть получаемой информации от начальства…
54. Король Лев (The Lion King) (1994)
Полнометражный мультфильм Walt Disney Pictures, значимую часть успеха которого играет музыка. Музыкой занимались двое людей – Элтон Джон и Ханс Циммер, о котором мы достаточно хвалебно отзывались в нашей статье о лучших композиторах кино. Старания этих людей были отмечены Оскарами и, что важнее, зрительской любовью. Песни “Can you feel the love tonight”, “Circle of life”, “Hakuna matata” до сих пор очень популярны и, как и вся гениальная музыка, живут своей жизнью уже отдельно от фильма. Слова для песен писал Тим Райс.
Забавно, что прототипом истории в мультфильме выступил “Гамлет”. Предательство близкого родственника, смерть отца, возвращение сына с целью отомстить и вернуть себе свое по праву. Правда, все не так мрачно, как у Шекспира – мультфильм все же для детей.
55. Джанго освобождённый (Django Unchained) (2012)
Когда мы писали о всех фильмах Тарантино, мы позволили себе отметить, что “Джанго” – его самый слабый фильм после “Джеки Браун” по нашему субъективному мнению. Что Кристоф Вальц хоть и играет блистательно, но всего лишь повторяет свою же игру в “Бесславных ублюдках”. Мы остаемся при своем мнении, но это не отменяет того факта, что “Джанго” – отличный фильм. Да, он слабее других тарантиновских, но это, в первую очередь потому, что они очень мощные.
Наемный убийца немецкого происхождения доктор Кинг Шульц освобождает раба Джанго, чтобы тот помог ему найти следующую жертву. В процессе поиска и убийства киллер передает свои навыки Джанго и постепенно понимает, что они вдвоем могут делать гораздо больше. В какой-то момент Шульц соглашается помочь Джанго найти и освободить его жену – рабыню…
Отдельные комплименты Сэмюэлю Джексону и Леонардо Ди Каприо. Именно Лео, по нашему мнению, выступил в фильме наиболее мощно. Однако. по доброй традиции, Оскар ему не достался, а достался Кристофу Вальцу.
56. Темный рыцарь: Возрождение легенды (The Dark Knight Rises) (2012)
После оглушительного успеха предыдущей части трилогии о Бэтмене – “Темный рыцарь”, после супер-роли Хита Леджера (Джокер) очень сложно было достичь того же уровня с заключительным фильмом саги. Кристофер Нолан сделал все, что от него зависело, но выше себя не прыгнешь. Конечно, “Возрождение легенды” уступает “Темному рыцарю”. Но, как и в случае с фильмами Тарантино – планка настолько высоко поднята, что не достичь ее вовсе не означает, что ты снял недостойное кино.
Фильм хорош, хорош и его центральный отрицательный персонаж – Бэйн. Как и у Бэтмена, его лицо скрыто маской. Его голос изменен. Он загадочный и до самого конца фильма мы толком не понимаем, ни откуда он взялся, ни чего он хочет. Достойный противник для Бэтмена, который к моменту появления Бэйна забросил карьеру супергероя и жил отшельником, борясь с депрессией после смерти Рэйчел. Сыграл Бэйна Том Харди. В роли Бэтмена вновь Кристиан Бэйл, дворецкого Артура играет Майкл Кейн, также в фильме заняты Морган Фримен, Марион Котильяр, Гэри Олдмен, Энн Хэтуэй и Джозеф Гордон-Левитт. А еще в фильме одну из главных ролей играет прошлое: то, что случилось в предыдущей части, никуда не исчезло. Наше прошлое всегда влияет на наше будущее.
57. Новый кинотеатр Парадизо (Nuovo Cinema Paradiso) (1988)
Трогательный фильм от блистательного итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе (“Легенда о пианисте”, “Малена”, “Лучшее предложение”). Известный режиссер вспоминает свое детство и юность и то, как он влюбился в кинематограф. Красок фильму добавляет музыка еще одного выдающегося итальянца, Эннио Морриконе.
58. Сияние (The Shining) (1980)
Классик режиссуры Стэнли Кубрик поставил фильм по роману классика литературы Стивена Кинга. Во всем этом великолепии демонически усмехается Джек Николсон. Так и родился один из фильмов-икон двадцатого века. Даже если вы его не смотрели, вы, наверняка, видели фрагмент сцены, в котором Николсон вламывается в дверь с топором и кричит “Here’s Johnny!”. Или хотя бы видели фото из этой сцены. Как и множество других фото Николсона из этого фильма с безумной ухмылкой на лице. Или кадр с девочками-близнецами и мальчиком на велосипеде.
Писатель с семьей решает подработать и остается присмотреть за отелем зимой, а заодно и дописать новую книгу – с вдохновением, как и с деньгами, у него временные затянувшиеся трудности. Однако отель – место с историей, достаточно мрачной. Постепенно он овладевает сознанием Джека Торренса, а у его сына открываются способности слышать мысли других людей…
59. Тропы славы (Paths of Glory) (1957)
И сразу же еще один фильм Кубрика. С Кирком Дугласом (это не только отец Майкла Дугласа, но и “Спартак”, и еще много других хороших фильмов). Снова по литературной основе, на сей раз по Хамфри Коббу. Фильм, который считается одним из лучших антивоенных произведений (особенно это было оценено в США с началом вьетнамской войны). Во время Первой Мировой командующий дает дивизионному генералу приказ атаковать неприступную позицию. Попытка изначально обречена на провал. После очередного отступления командование требует расстрелять троих солдат, выбранных случайным образом. Защитить их берется полковник Дакс, роль которого исполняет Кирк Дуглас.
60. Красота по-американски (American Beauty) (1999)
Фильм после которого прогремело имя Кевина Спейси (да, к этому моменту у него уже был Оскар за “Обычных подозреваемых”, но второй превратил его в суперзвезду). И второе имя, которое узнал мир – Сэм Мендес (позже он также поставил “Дорогу перемен” с Кейт Уинслет и Лео Ди Каприо, а также “Координаты Скайфолл” – сейчас он работает над фильмом “Спектр”, в котором Бонд появится на экране в 25 раз). “Красота по-американски” – гимн против культуры потребления. Взрослый мужчина (Спейси), женатый, влюбляется в подружку дочери, танцовщицу из группы поддержки баскетбольной команды школы. Ради нее он серьезно меняется как внешне, так и внутренне. А главное – он понимает, что жить можно по-другому. И начинает жить по-другому, что приводит к необратимым последствиям, ведь не все в его окружении к такому повороту готовы.
В фильме также заняты Аннетт Бенинг (“Багси”, “Детки порядке”, “Осада”), Крис Купер (“Капоте”, “Патриот”, “Идентификация Борна”), Мена Сувари (очень много частей “Американского пирога”), Уэс Бентли (“Интерстеллар”, “Голодные игры”).
61. ВАЛЛ-И (WALL·E) (2008)
Walt Disney и Pixar умеют снимать мультфильмы. И умеют создавать новые образы. Поэтому маленький мусорный робот устаревшей модели, от которого зависит судьба человечества, так полюбился зрителям. Равно как и его попытки ухаживать за более совершенной моделью техники – белоснежной Евой. В фильме почти не говорят, что логично, учитывая, что главные герои – роботы; зато используется невероятное количество звуков (звукорежиссеру пришлось пойти не немыслимые ухищрения, чтобы подобрать озвучку для всех персонажей).
Мультфильм, главным образом, как это всегда бывает, о любви, однако параллельно основной темой проходит угроза окружающей среде.
62. На север через северо-запад (North by Northwest) (1959)
Классика от Хичкока. Шпиона не существует, его выдумали, но вражеская контрразведка выследила его и преследует, чтобы убрать. Точнее, преследуют они не шпиона, а рекламного агента, но от этого ему не легче, ведь верить ему на слово никто не собирается. Кроме, разве что, привлекательной блондинки, случайно встретившейся на пути. Напряженный шпионский триллер с непредсказуемыми поворотами. Шикарный Кэри Грант в роли спецагента, которого не было.
63. Чужиe (Aliens) (1986)
Продолжение фильма “Чужой” Ридли Скотта об инопланетных организмах, которые зарывались внутрь тела космического экипажа, а потом вырывались наружу в самый неподходящий момент. Эстафету в режиссерском кресле подхватил Джеймс Кэмерон – через семь лет после первого фильма. В главной роли по-прежнему Сигурни Уивер. Теперь к выходкам коварных инопланетных монстров все готовы. Или нет?
64. Гражданин Кейн (Citizen Kane) (1941)
Фильм режиссера Орсона Уэллса по сценарию Орсона Уэллса, главную роль в котором исполнил Орсон Уэллс. Этот фильм многие критики, актеры, режиссеры и простые зрители называют лучшим фильмом всех времен и народов. Делают они это по двум причинам:
– во-первых, это очень круто – прищурив глаза, чуть нахмурив лоб и затянувшись сигаретой, подумать несколько секунд и глубокомысленно сказать: “Лучший фильм? “Гражданин Кейн”. Без сомнения. Для меня он навсегда номер один”. Потому что: а) фильм этот мало кто видел; б) понятное дело, это же не “Мстители”, кто тебя упрекнет в том, что ты не интеллектуал?
– во-вторых, этот фильм хоть и не лучший на все времена, но на свое время он проделал настоящую революцию в подходе к съемке и самому построению фильма. Это сейчас никого не удивишь флэшбеками главного героя, когда он вспоминает прошлое, и история вдруг из дня сегодняшнего переходит в период многолетней давности. А в 1941 году еще никто не знал, что так можно снимать кино. Это сейчас никого не удивишь ракурсами съемки с потолка или пола, движением камеры по непредсказуемым траекториям. А в то время это были новаторские приемы первопроходцев.
Все это Орсон Уэллс нанизал на историю о том, как Чарльз Кейн из служителя новостей превращался в медиа-магната, а после и в эго-маньяка. Прототипом Кейна выступил Уильям Хёрст, человек, придумавший то, как делать на газетах по-настоящему большие деньги, придумавший газетные колонки от журналистов, придумавший, как подавать сплетни и скандалы, победивший в жестокой конкуренции другого газетного магната – Пулитцера. Молодому репортеру поручают узнать подробную историю жизни Кейна и докопаться до того, что означают последние слова умирающего магната…
65. Амели (Le fabuleux destin d’Amélie Poulain) (2001)
Одри Тату после этого фильма успела сыграть Коко Шанель, появилась с Томом Хэнксом в “Коде да Винчи”, “Долгой помолвке” и “Пене дней”, но для зрителей всего мира, похоже, так навсегда и останется странноватой девушкой по имени Амели. Впрочем, это не худшая судьба для актрисы.
Амели живет в своем мире фантазий, не особо контактируя с внешним миром. Однажды она находит у себя дома игрушки мальчика, который теперь уже взрослый пятидесятилетний мужчина. Амели находит его, и тот оказывается рад таким образом вновь встретиться со своим детством. Теперь Амели постоянно вмешивается в жизни чужих ей людей. Одним из таких становится парень, который разыскивает человека, разбрасывающего по всему городу свои фотографии. Они начинают искать его вместе, а заодно находят и друг друга. История, подкупающая в первую очередь нестандартностью изложения. Даже если пересказать сюжет полностью, это никак не передаст вам то, о чем этот фильм – тот случай, когда нужно смотреть. Киношный язык фильма определяет его успех.
66. Наваждение (Vertigo) (1958)
Хичкока в списке 250 лучших фильмов много, и это абсолютно заслуженно. Так закручивать сюжет и так играть со зрителем и его нервами на протяжении всего фильма под силу только мэтру.
Детектив (Джеймс Стюарт) уходит на пенсию из-за несчастного случая с коллегой, который погиб из-за боязни высоты у героя Стюарта. Преодолев депрессию, он начинает следить за загадочной женщиной, странно ведущей себя, по просьбе товарища, который на ней женат. По мере расследования страх высоты возвращается.
67. М (M) (1931)
Нет, М – это не М из фильмов о Джеймсе Бонде, и уж тем более не Мориарти. М – это сокращение от «Mörder unter uns» («Убийца среди нас»). Фильм также выходил под названиями «М — город ищет убийцу» и «М — убийца». Это первый звуковой фильм немецкого режиссера Фрица Ланга, основанный на реальных событиях дела маньяка-убийцы Петера Кюртена из Дюссельдорфа. Маньяк убивает маленьких девочек, что вводит город в состояние паранойи – жители готовы убивать всех, кто хотя бы заговорит с ребенком. Представители преступного мира также напряжены, поскольку из-за тотальной паники активность полиции резко возросла. Теперь убийцу ловят не только стражи закона, но и преступники, решившие объединиться, чтобы быстрее покончить с этим.
68. Подводная лодка (Das Boot) (1981)
Мы обязательно напишем отдельно об этом фильме, потому что “Подводная лодка” – это один из лучших фильмов о войне. Не пожалейте времени и посмотрите режиссерскую версию. Да, она занимает пять часов, но это того стоит.
Основная сила этого фильма – в настоящести. Все по-настоящему. Поход немецкой подлодки во время Второй Мировой. Если лодку выслеживают – все замолкают и молчат минутами, и вы вместе с ними. Если начинают бомбить, вы в тревожном ожидании после отдаленного звука сброшенной бомбы гадаете, попадут или нет. Если пускают торпеды, вы в предвкушении удачного выстрела следите за траекториями. И все без бесконечных взрывов и спецэффектов. Служба на подводной лодке – это долгое тревожное ожидание в тягучей темноте. Вы прочувствуете все это в полной мере при просмотре. Как бы банально это ни звучало – сейчас такого кино попросту не снимают.
Великолепные типажи во главе с капитаном лодки – актером Юргеном Прохновым. Режиссер – Вольфганг Петерсен. Знаете, что он еще снял? “Враг мой”, “Бесконечную историю” и “Трою”. Неплохое объединение любимых фильмов детства и современного кино, не так ли?
69. История игрушек: Большой побег (Toy Story 3) (2010)
“Игрушечная история” наделала шуму – мультяшная трилогия била самые разные рекорды по сборам. Герои – игрушки разного калибра и направленности – полюбились зрителям. Игрушки эти не простые, они не только говорят, но еще и думают отменно. Они способны не только вырваться из-под контроля хозяина, но и натворить делов, в том числе и для того, чтобы хозяину помочь.
Очередное сотрудничество Walt Disney и Pixar. В озвучке принимали участие такие люди как Том Хэнкс и Тим Аллен.
70. Могила светлячков (Hotaru no haka) (1988)
И сразу же японский мультфильм. Поставленный по одноименной книге о Второй Мировой. Да, и если вы думаете, что японское анимэ – это только фантастические мультфильмы или милые смешилки, то вы ошибаетесь. Этот мультфильм совсем не веселый. Это тяжелая история, хоть и мультяшная, о том, как двое детей, брат и сестры, вынуждены выживать после смерти матери во время бомбежки, в то время, как их отец находится на фронте.
Режиссер – Исао Такахата.
71. Олдбой (Oldeuboi) (2003)
Корейское кино мы смотрим не так часто. “Олдбой” – уникальный экземпляр. Интересное, резкое, непредсказуемое и очень жестокое. Причем, не только физически – в первую очередь, оно затрагивает ваш мозг. Обычного корейского клерка ловят на улице после пьянки и заключают в комнату, из которой он не может выйти. Пятнадцать лет.
А когда он выходит, главный вопрос, который перед ним становится, это не то, почему его посадили в заточение. Главный вопрос – почему ему позволили выйти?
Американцы сняли ремейк, как и на все успешные азиатские фильмы, с Джошем Бролином в главной роли. Но смотреть нужно оригинал – в первую очередь, из-за характерной корейской картинки.
72. Принцесса Мононокэ (Mononoke-hime) (1997)
Снова японская картина – и снова мультфильм анимэ. Режиссер Хаяо Миядзаки, создатель “Унесенных призраками”, о которых мы уже рассказывали в одной из предыдущих частей. На сей раз это сказочная история о поиске волшебного лекарства, о волшебном лесе, о принцессе и злых демонах в образе вепря. Лента была успешной как в родной Японии, так и в США.
73. Звёздные войны. Эпизод 6: Возвращение Джедая (Star Wars: Episode VI – Return of the Jedi) (1983)
“Звездные войны” – что тут добавить. Завершение саги, шестой эпизод. Режиссером на сей раз выступил Ричард Маркуанд. Люк Скайуокер становится Джедаем, вступает в финальный бой с императором и Дартом Вейдером, республика поднимается на битву с тиранией. Также фильм запомнился забавными мишками, которые помогали республике и кадрами, ставшими иконой кино, с принцессой Леей в сексуальном костюме рабыни у огромного Джаббы Хатта.
74. Однажды в Америке (Once Upon a Time in America) (1984)
Великолепная гангстерская сага Америки начала двадцатого века от режиссера Серджио Леоне, который отступил от своего традиционного жанра вестерна. История двух друзей, познакомившихся в детстве на улицах Нью-Йорка, промышлявших мелкими кражами и постепенно поднимавшимися вверх по лестнице преступного мира. История дружбы, предательства, жажды успеха и красивой жизни. Роберт Де Ниро, Джеймс Вудс и прекрасная музыка Эннио Морриконе.
75. Заводной апельсин (A Clockwork Orange) (1971)
Завершает третью часть обзора еще один фильм Стэнли Кубрика – “Заводной апельсин” по одноименной книге Энтони Бёрджесса. Сразу скажем, что в свое время он воспринимался совсем по-иному. Все же 1971 год – на экране еще не было столько жестокости, насилия, провокации, неприличной символики, общественного протеста. В наши дни такого эффекта на зрителя этот фильм уже не производит. И тем не менее, повествование не может не захватывать. История компании юных хулиганов, пути которых расходятся. Главного заводилу ловят и перевоспитывают, чтобы он больше не мог переносить на дух жестокость и не мог причинять другим людям зло. Но прошлое, в том числе и в виде бывших друзей, настигает героя Малькольма Макдауэлла.
Как всегда, фильмы такого размаха оставляют несколько сцен и образов, которые узнаваемы даже теми людьми, которые не видели фильма и цитируются следующими поколениями режиссеров уже в своих фильмах.
Продолжение следует…