Французская романтическая трагикомедия «Честный человек» от режиссера, сценариста и исполнителя главной роли Луи Гарреля. Допремьерные показы фильма прошли в рамках фестиваля «Вечера французского кино».
Герой Гарреля – молодой человек Абель, порядочный, романтичный, слегка мягкотелый. После трех лет сожительства его подруга Марианна заявляет, что беременна… от другого… от лучшего друга Абеля Поля, с которым давно уже втайне встречается и за которого собирается замуж… в ближайшие дни… дата уже назначена… Абель приглашен на свадьбу… если, конечно, захочет прийти. «А сегодня какое число?» – интересуется герой и отправляется на работу (он – начинающий журналист).
Спустя восемь лет Абель вновь встречает Марианну… на похоронах Поля, у которого внезапно отказало сердце. Марианна, которая все так же хороша, стоит у гроба вместе с восьмилетним сыном. «Возможно, сейчас не самый подходящий момент…», – думает Абель, намереваясь возобновить отношения с бывшей возлюбленной, которая так рано и скоропостижно стала вдовой. Смерть Поля – отличный шанс для Абеля. Главное – не торопить события. Зайдя после похорон на чашечку чая в ту же квартиру, из которой восемь лет назад ему пришлось съехать, Абель замечает в коридоре туфли покойного Поля, хорошие кожаные туфли, да и размер подходящий… Марианна предлагает Абелю забрать пару себе: «Поль был бы не против, ведь ты был его лучшим другом». Но Абель вежливо отказывается: не станет же он завоевывать сердце вдовы в ботинках ее скончавшегося супруга.
И вот, когда Марианна почти что в руках Абеля, когда все складывается именно так, как герою мечталось, на пути возникают две преграды: сын Марианны и младшая сестра Поля Ева. Ревнивый мальчик, который годами с трудом делил маму с папой и вот наконец-то остался с ней вдвоем, не намерен отдавать трофей чужому дядьке и даже выдумывает убедительную историю преднамеренного убийства, выставляя Марианну эдакой черной вдовой, отравительницей самцов. А юная Ева, которая с детства была влюблена в лучшего друга своего старшего брата, то есть в Абеля, теперь выросла, достигла, что называется, сексуальной зрелости и полна решимости осуществить детскую мечту – заполучить того единственного, о ком сходила с ума и кем обклеивала стену комнаты, увешанную романтическими фотоколлажами.
То есть в этом фильме не один, а целых два последовательных любовных треугольника с двумя постоянными и одной переменной. Сперва переменной был Поль (который в сюжете фигурирует сугубо номинально, ни разу не показываясь), а после ею стала Ева.
Смотрите легально на MEGOGO
Луи Гаррель как только попал в кино, сразу окунулся в атмосферу непростых любовных взаимоотношений с наличием третьего лишнего. Можно сказать, это произошло еще в 1989 году, когда Гаррель, будучи ребенком, снялся в картине своего отца Филиппа Гарреля «Запасные поцелуи». Повзрослев, Луи сыграл в культовых «Мечтателях» Бернардо Бертолуччи и с тех пор, кажется, привык к ситуации, когда в одной кровати лежат трое, а не двое – порой буквально, порой фигурально. «Все песни только о любви», «Граница рассвета», «Брак втроем», «Ревность»… Будь то драма, мелодрама, комедия, ромком… половина фильмографии Гарреля касается темы любовного треугольника, даже если один из углов – не живой человек, а призрак, отражение в зеркале, как в «Границе рассвета».
Неудивительно, что, став режиссером, актер погрузился в аналогичные многоугольные формы взаимоотношений женщин и мужчин. Начал исследовать эту тему с короткометражек: «Мои друзья», «Правило трех». А продолжил в полном метре: «Друзья» и «Честный человек».
В «Друзьях», к слову, Гаррель снял актрису-красавицу иранского происхождения Голшифте Фарахани, которая на тот момент была его спутницей жизни. В «Честном человеке» роль Марианны исполнила известная бывшая топ-модель Летиция Каста, которая в настоящее время является законной супругой Гарреля. Образ одержимой юной соблазнительницы Евы, зацикленной на детской влюбленности, воплотила дочка Джонни Деппа и Ванессы Паради Лили-Роуз Депп.
Если «Друзья», несмотря на, казалось бы, смешные и легкомысленные моменты, были в целом глубже и мрачнее, чем выглядели при поверхностном просмотре, то «Честный человек» определенно склоняется в сторону бесхитростной и развлекающей комедии, хоть и изобличающей изъяны характеров и моделей поведения, но не претендующей на глубину. Однако и в «Друзьях», и в «Честном человеке» Гаррель выводит на экран одни и те же пороки: эгоизм и малодушие, неспособность отдаваться любви и жизни со всей страстью и решимостью, праздность и лень в отношениях, инфантильность, неспособность трудиться и добиваться, жертвовать и геройствовать ради чувства к другому человеку. Гаррель не то чтобы критикует и высмеивает эти не лучшие человеческие качества, он просто констатирует: любовь – всепоглощающий огонь лишь в пафосном кино и любовных романах, а в реальности любовь – преимущественно привычка, удобство и самотек. Спустя восемь лет Абель возвращается к Марианне не потому, что все эти годы страдал и думал только о ней, а потому, что удобно сложилось со смертью Поля. А Марианна в свое время выбрала Поля не потому, что любила того больше, чем Абеля, а потому, что так решила подброшенная монетка.
Любовь у Гарреля – не сокрушительная и не созидательная сила, каковой она обычно является в эпичных любовных историях, преисполненных надрывов и драм. И не то чтобы обыденность, какой она предстает в реалистичных семейно-бытовых рассказах. И не курьез, как в классических комедиях. Любовь у Гарреля – это аксессуар в стиле «кэжуал» самовлюбленного парижанина, который мало чем отличается от часов или туфель.
Анастасия Лях
Честный человек (L’homme fidele)
2018 год, Франция
Продюсеры: Паскаль Кочето, Грегуар Сорлат, Мартин Кассинелли
Режиссер: Луи Гаррель
Сценарий: Жан-Клод Карьер, Луи Гаррель
В ролях: Луи Гаррель, Летиция Каста, Лили-Роуз Депп, Джозеф Энджел, Диан Курсей, Владислав Галард, Бакари Сангаре, Кьяра Каррьер, Дали Бенссалах, Артур Игуаль
Оператор: Ирина Любчански
Длительность: 75 минут/ 01:15