Представьте себе смесь «Ворона» 1994, «Венома» и научной фантастики об искусственном разуме в духе «Бегущего по лезвию», «Терминатора» и «Робокопа». Австралийский «Апгрейд» сценариста и режиссера Ли Уоннелла – кино, которое умудряется быть смешным и серьезным в одну и ту же секунду и которое предлагает зрелищный, изобретательный, высокотехнологичный экшн, снятый всего лишь за пять миллионов.
Будущее (хотя по первой сцене кажется, что прошлое). Главный герой – автомеханик Грей, который брезгует и сторонится всего нового хайтешного и обожает старье. В своей мастерской он ковыряется под капотом винтажного Pontiac Firebird конца 1960-х, в то время как его жена-красавица, работающая в компании продвинутых компьютерных технологий, разъезжает на электрокаре с полным автопилотом. В мире, где практически все делают машины, Грей – динозавр, предпочитающий все делать собственными руками.
Однажды Грей вместе с женой, возвращаясь домой на умной чудо-машине, решают заняться сексом, пока рулит автопилот. Но тут автомобиль начинает сворачивать не туда, увеличивает скорость, не реагирует на команды и… бабах – попадает в аварию. Оказавшихся на земле героев обступает банда головорезов. На глазах Грея они убивают его возлюбленную, а затем стреляют и в него самого.
Приходит в себя он в больнице. Врачи спасли его жизнь. Но Грей парализован от самой шеи до самых кончиков пальцев на ногах. Вот ведь ирония судьбы: теперь он ничего не может делать собственными руками и может полагаться лишь на технологии, то есть на удобное инвалидное кресло… или же на чип с искусственным интеллектом по имени Stem, который ему предлагают вживить в качестве неофициального секретного эксперимента. С его помощью Грей сможет снова ходить. И сможет найти тех ублюдков, что сломали ему жизнь. Но герой даже не догадывается об истинных возможностях и целях той штуки, что у него в мозгу.
«Апгрейд» не выходил в украинский прокат. Но на мировые экраны фильм попал в марте 2018 года, то есть за более чем полгода до того, как в прокате стартовал октябрьский стомиллионный релиз студии Sony «Веном», разгромленный критиками в пух и прах (в отличие от «Апгрейда», получившего хвалебные рецензии). И это чертовски смешное совпадение, которое уже, естественно, нашло отражение в мемах и фотожабах. Когда Грей начинает разговаривать со своим чипом, а вернее чип начинает разговаривать со своим Греем (искусственный интеллект-имплант обращается к своему носителю в виде внутреннего голоса), это один в один созвучно со сценой, в которой герой Тома Харди слышит в своей голове голос инопланетного симбиота. Оба персонажа, столкнувшиеся с чужеродным «я», пребывают в шоке от происходящего и со стороны походят на шизофреников, беседуя сами с собой. И еще больше недоумевают и обалдевают, когда это постороннее «я» начинает управлять их телом.
Смотрите легально на MEGOGO
И что еще смешнее: Грея в «Апгрейде» играет актер Логан Маршалл-Грин, которого давно уже прозвали «Томом Харди для бедных», что как бы слегка оскорбительно и унизительно, но соответствует действительности: американец Маршалл-Грин внешне ну очень похож на британца Харди, но только лишен столь же выразительной харизмы и редко попадает в крупные проекты, а если и попадает, то не на главные роли. И есть кое-что смешнее уже сказанного: у Логана есть брат-близнец Тейлор Маршалл-Грин, который занимается телепродюсированием (сам не снимается), что означает, что у Тома Харди в Голливуде имеется не одна, а целых две копии.
Вот только конкретно в этом случае, в случае «Апгрейда» и «Венома», Том Харди для бедных переигрывает Тома Харди для богатых по всем статьям. Во-первых, потому, что снялся в фильме, который куда лучше «Венома». А во-вторых, потому, что гораздо круче и изобретательнее изображает несостыковки двух «я» в одной телесной оболочке. И это при минимуме компьютерных спецэффектов. Харди в основном кричит и извиняется, когда паразит Веном дает себе волю и бросается, что называется, на передовую, кромсая плохих парней налево и направо. А Маршалл-Грин помимо изумления от собственных движений изображает еще и паралич, так что местами походит на марионетку, которую невидимая сила дергает за ниточки. И мимика его лица действительно выглядит совершенно оторванной от перемещений его тела. И эти сцены по-настоящему смешны и виртуозны.
По поводу слова «кромсая». В «Веноме» подростковый прокатный рейтинг не позволил антигерою действительно «кромсать», позволил лишь покусывать без кровопролития. В «Апгрейде» же никакие условности и ограничения, связанные с правилами и коммерцией, не сдерживают главного героя. Так что в одной из сцен, к примеру, большой кухонный нож встает плохому парню поперек рта и в два счета перерезает его физиономию пополам.
На пять миллионов долларов создатели умудряются сотворить весьма затейливые высокотехнические штуки. Например, слюну, напичканную миллионами наномашин, проникающих в жертву по аналогии с гриппом воздушно-капельным путем, а затем аккуратно и незаметно, без лишних шума и пыли, убивающих мишень изнутри – достаточно просто чихнуть и извиниться за выпущенные бациллы.
И если в «Веноме», рассчитанном на детей, которым родители разрешили поглазеть на монстра с острыми зубами и неприлично длинным языком, носитель и паразит в итоге завели глупую и неубедительную дружбу (потому что подростковое кино, видимо, должно учить подростков дружить), то в «Апгрейде» подобных наивностей нет и близко. Во взрослом кино более сильное «я» всегда вытесняет более слабое. Как, к примеру, Зверь в «Сплите» вытеснил Кевина. И никаких тебе мира, дружбы, жвачки. Только лимб, из которого проигравшему сознанию нет выхода.
Анастасия Лях
Апгрейд (Upgrade)
2018 год, Австралия
Продюсеры: Джейсон Блум, Кайли Ду Фран, Брайан Кэвэна-Джонс
Режиссер: Ли Уоннелл
Сценарий: Ли Уоннелл
В ролях: Логан Маршалл-Грин, Мелани Валльехо, Стив Даниелсен, Эбби Краден, Харрисон Гилбертсон, Бенедикт Харди, Ричард Коуторн, Кристофер Кирби
Оператор: Стефан Душьо
Композитор: Джед Палмер
Длительность: 100 минут/ 01:40