Немецкая комедия с полностью обнаженными мужчинами на постере – согласитесь, завлекательно. Но она не про секс, не про геев и даже не про любовь и романтику. На самом деле она про эпоху потребительства. И про крепкую и нежную мужскую дружбу.
Пауль и Тони – друзья детства. Они даже росли в одном доме и в одной семье, в семье Пауля, так как Тони остался без родителей. И с детства же соперничали: за любовь мамы Пауля, за внимание со стороны девчонок. Самоуверенный красавчик-блондин Тони всегда выигрывал… И вот прошло много лет, обоим давно пошел четвертый десяток, вот-вот пойдет пятый, а детство так и не выветрилось. Пауль вырос в инфантильного интроверта, компьютерного гения и хипстера, компенсирующего нехватку человеческого общения бесконечными покупками бестолковых и ненужных вещей в интернете. Тони вырос в инфантильного экстраверта и метросексуала, обладающего бизнес-жилкой и подчеркивающего любовь к себе и своей внешности опять же бесконечными покупками.
Пауль изобрел умное приложение для мобильных телефонов – голосовую программу с искусственным интеллектом, с которой можно общаться, как с другом. И друзья запустили стартап. Однажды они пошли со своим приложением к интернет-гению Дэвиду Цукерману (в котором, конечно, сложно не разгадать основателя Фейсбука Марка Цукерберга), и тот предложил им пять миллионов евро. На радостях Пауль и Тони закатили вечеринку и хорошенько напились. Обвиняя друг друга в чрезмерном потребительстве и неспособности жить без своих вещей (шмоток, гаджетов, аксессуаров), они по пьяни заключили пари: прожить сто дней без личных вещей. Проигравший разделит свою половину денег между всеми сотрудниками стартапа.
Наутро, протрезвев, Пауль и Тони опомнились и захотели, естественно, отказаться от дурацкого спора, выдав вчерашнее за пьяную шутку. Но их подчиненные уже подсуетились: заперли обоих в абсолютно пустых арендованных лофтах, без мебели, гардероба, мобильников и даже носков и трусов (а на дворе, между прочим, холодная берлинская зима), и установили правила: в конце каждого дня можно спускаться в гараж, куда заботливые работники запихнули все материальное добро героев, и забирать по одному предмету.
Фильм поднимает не новый, но всегда актуальный вопрос. Наши вещи – это и есть мы, это и есть наша жизнь? Или вещи – лишь антураж, а мы – что-то большее, чем окружающие нас предметы и надетые на тело цветные тряпочки, и счастье от них не зависит.
Смотрите легально на MEGOGO
Не ведитесь на дату релиза 14 февраля и не рассчитывайте на классическую романтическую комедию. Нет, романтическая линия здесь, конечно, есть: в соседнем гараже герои встречают чудаковатую экстравагантную девушку, и Тони мигом включает свое обаяние. Но девушка оказывается под стать проблематике – шопоголиком. Не тем шопоголиком, который просто любит распродажи (кто ж их не любит), а тем, который по-настоящему болен: покупает, покупает, покупает, не контролируя себя и не имея силы воли остановиться, по уши влезает в долги и даже крадет деньги, лишь бы приобрести что-то новое, что-то материальное, что заполнит душевную пустоту. Согласитесь, серьезный вопрос, выходящий за рамки милой истории про влюбленность.
Пауля и Тони сыграли немецкие актеры Флориан Давид Фиц и Маттиас Швайгхёфер. Первый похож на смазливую версию Бенедикта Камбербэтча и на Сундукова из советской романтической комедии «Три плюс два». Второй – последователь Тиля Швайгера, в прошлом снимавшийся с немецким секс-символом в ромкомах «Красавчик» и «Соблазнитель». К слову, в фильмографии Фица тоже есть опыт съемок со Швайгером. Впрочем, у кого в немецком коммерческом кинематографе легковесного жанра нет съемок со Швайгером?..
Флориан Давид Фиц выступил также сценаристом и режиссером проекта. Причем тремя годами ранее он снял приключенческую трагикомедию «Самый крутой день», главные роли в которой исполнили опять же сам автор и Маттиас Швайгхёфер. И это был откровенный оммаж культовой криминальной трагикомедии с участием Швайгера «Достучаться до небес».
«100 вещей и ничего лишнего» (в оригинале просто «100 вещей») обыгрывает пагубность шопинга и нездоровую зависимость от него куда ярче и глубже, чем совершенно поверхностная и откровенно глупая (да и не особо смешная) голливудская сказка об очередной золушке «Шопоголик» с участием Айлы Фишер, которая хорошая комикесса и способна на большее, чем драка за сапоги с наклейкой «sale». Но вместе с тем немецкой комедии не хватает изобретательности, жесткости, остроумия и радикальности анимационной комедии Сета Рогена «Полный расколбас», которая блестяще изобличила бич неразумного, истеричного, одержимого пожирательства.
Особой душевности и эмоциональной наполненности фильму Фица добавляет персонаж эксцентричной бабушки Пауля, которая пережила войну и концлагеря. «Ты такая счастливая на этой фотографии, – говорит Пауль, разглядывая старый черно-белый снимок. – Хм… у тебя совсем ничего не было, но ты была счастлива…».
Анастасия Лях
100 вещей и ничего лишнего (100 Dinge)
2018 год, Германия
Продюсеры: Дан Мааг, Дэниэль Зоннабенд, Антье Бэнкманн
Режиссер: Флориан Давид Фиц
Сценарий: Флориан Давид Фиц
В ролях: Флориан Давид Фиц, Маттиас Швайгхёфер, Мириам Штайн, Ханнелоре Эльснер, Вольфганг Штумф, Катарина Тальбах, Йоханнес Алльмайер, Сара Виктория Фрик, Мария Фуртвенглер, Артем Гилз
Оператор: Бернхард Яспер
Композиторы: Джозеф Бах, Арни Шуманн
Длительность: 111 минут/ 01:51