В этом суровом, мужском, напряженном криминальном боевике с впечатляющим тестостеронным актерским составом антигерои (а героев здесь, собственно, и нет) с армейскими бляхами и жетонами (американским военным фильм наверняка не понравился) под занавес все-таки демонстрируют исключительное товарищеское и просто человеческое благородство, даже чрезмерное. И этот финальный сценарный жест, противоречащий предыдущим поступкам персонажей, вроде как коробит и вызывает протест «не верю». Кажется, будто авторы в последний момент захотели заполучить одобрительный кивок Пентагона: мол, да, американский солдат может ошибаться и совершать проступки, но в конечном счете он все равно образцовый герой без всяких там приставок «анти».
В действительности же эта концовка, кажущаяся сентиментальной и неправдоподобной, – лишь логичное завершение сюжетной концепции, согласно которой пятерка неоднозначных персонажей, ослепленная жадностью, обязана остаться ни с чем. Ведь именно так заканчиваются все поучительные сказки, изобличающие алчность и неспособность вовремя остановиться, сказать «достаточно, мне хватит». В сказке о рыбаке и золотой рыбке старуха остается у разбитого корыта. В сказке «Али-Баба и сорок разбойников» жадный брат героя Касим, ослепленный грудами золота, забывает волшебное слово, открывающее пещеру, и его убивают разбойники. В сказке про золотую антилопу жадный раджа задыхается под насыпью золотых монет, вылетающих из-под ее волшебных копыт, потому что требовал еще и еще, и еще, и еще… и не знал меры.
В фильме «Тройная граница» деньги буквально и фигурально оказываются слишком тяжелой, непосильной ношей. По ходу повествования их количество уменьшается раз за разом, будто снежный ком на обратной перемотке; трофей тает, как глыба льда на солнце. Герои избавляются от неподъемной ноши всевозможными способами: часть сама отрывается, часть они отпускают, часть раздают, часть поддают символичному сожжению. Жечь книги, чтобы согреться, – символичное уничтожение мысли и духовности в пользу физиологической необходимости. Жечь деньги, чтобы согреться, – символичное уничтожение основ бездуховного мира, выстроенного на материальной ненасытности. И когда наступает критический момент, «все деньги мира» оказываются просто разрисованными бумажками, которыми не утолишь жажду и голод, с помощью которых не спрячешься от бури и не избавишься от холода… хотя нет, согреться ими как раз можно.
Действие «Тройной границы» разворачивается на кордоне между Парагваем, Аргентиной и Бразилией, где процветает преступная деятельность террористов и наркоторговцев. Отряд американского спецназа с помощью местной полиции пытается найти место нахождения крупнейшего наркобарона, чтобы, ясное дело, ликвидировать цель. Однако бывалый боец спецназа по кличке Папа (Оскар Айзек) решает действовать в обход закона и служебного долга и организовывает собственную миссию. Он привлекает к неофициальной морально сомнительной операции пятерых бывших сослуживцев, которым доверяет и в числе которых опытный пилот (Педро Паскаль) и толковый стратег и координатор (Бен Аффлек), чтобы убить и ограбить наркобарона, а награбленное (миллионов эдак сто по его подсчетам) разделить поровну.
Пятерка отправляется на рисковую авантюру с мыслями, что в общем-то делает хорошее дело: избавляет мир от очень плохого парня. Они все тщательно планируют. Грамотно, мастерски осуществляют зачистку дома. Но запах и осязаемость больших денег, непомерно больших денег, ослепляют и отравляют сознание, нравственность и разум даже самых лучших и самых правильных из нас.
Смотрите легально на MEGOGO
Голливудские сценаристы, обращаясь к жанру военного и армейского боевика/ драмы/ триллера/ детектива, практически всегда сотрудничают с Пентагоном. Но подобное сотрудничество проистекает двумя способами: без обмана и с обманом. Если без обмана – то на выходе получается патриотическое кино, прославляющее образ благородного и бесстрашного американского солдата. Если с обманом – то кино выходит сложное, а не лобовое, а образ американского солдата полон противоречий, необратимых душевных травм и внутренних демонов.
Так, к примеру, постановщица Кэтрин Бигелоу и журналист/ сценарист Марк Боал, работая над оскароносным «Повелителем бури», подали в Пентагон на утверждение один сценарий, а снимать собирались совсем другую историю, и Минобороны узнало о подмене в самый последний момент, перед непосредственным стартом съемок.
Боал, на счету которого также сценарии «В долине Эла», «Цели номер один», «Детройта» и многократное сотрудничество с Бигелоу, написал и «Тройную границу». И, собственно, именно Бигелоу должна была режиссировать ленту. Но что-то там не срослось, и проект перешел к Джей Си Чендору («Предел риска», «Не угаснет надежда», «Самый жестокий год»). Чендор подкорректировал на свое усмотрение сценарий Боала, и, возможно, он-то и переписал концовку. Дело в том, что картины Чендора обладают сухостью и реалистичностью, но не отличаются жесткостью, характерной для работ Кэтрин Бигелоу. Так что финальный жест вполне может быть его авторским вкраплением.
Непатриотическое армейское кино рассказывает не о солдатской доблести, а о том, что на гражданке солдаты переживают посттравматический синдром и неспособность жить нормальной цивильной жизнью. Они получают скромную пенсию, больше не нужны государству и понятия не имеют, как жить без войны. Бой им необходим. Бой – единственное, что они умеют. Как саперу необходимо постоянное ощущение хождения по тонкому льду: провалится или не провалится, взорвется или не взорвется.
Тема неприспособленности к мирному штатскому существованию без рисков и адреналина, конечно же, затрагивается и в «Тройной границе». Но не является основной. Главная же здесь – вынесенная в название «тройная граница». Однако имеется в виду вовсе не кордон между тремя южноамериканскими государствами, а граница между злом, добром и чем-то посередине. Как в классических сказках, только чуточку сложнее (неслучайно сцена, в которой герои «пожирают», «отгрызают куски» от наркобаронского дома, который буквально построен из долларовых пачек, напоминает сцену из сказки братьев Гримм про Гензеля и Гретель, которые столкнулись с абсолютным злом в лице ведьмы-людоедки, позарившись на пряничный домик, выстроенный из муки и меда).
В отличие от высоких и бесконечно длинных Анд, перейти которые, влача за собой «свинцовый» груз, оказывается очень непростой задачей, граница между добром и злом – преграда, преодолеваемая запросто, в два счета.
Анастасия Лях
Тройная граница (Triple Frontier)
2019 год, США
Продюсеры: Алекс Гартнер, Энди Хорвитц, Чарльз Ровен
Режиссер: Джей Си Чендор
Сценарий: Марк Боал, Джей Си Чендор
В ролях: Оскар Айзек, Чарли Ханнэм, Бен Аффлек, Гаррет Хедлунд, Педро Паскаль, Адриа Архона
Оператор: Роман Васьянов
Композитор: Рич Врилэнд
Длительность: 125 минут/ 02:05