Что толкает женщину-репортера на работу в горячих точках, где каждый рабочий день – риск для здоровья и жизни? Почему она это делает? Этим вопросом задается байопик «Частная война» с Розамунд Пайк в роли знаменитой британской военной журналистки Мэри Колвин.
Фильм Мэтта Хейнемана получил две номинации на «Золотой глобус» (за игру Розамунд Пайк и за лучшую песню), но пролетел на «Оскаре». С одной стороны, это безынтересно однозначное кино, воспевающее бесстрашие и благородство героини, которая жертвует собой ради распространения в массы неудобной правды о чужих войнах, о чужих голодных и мертвых детях; которая искренне сопереживает несчастным, бедствующим из-за диктаторских режимов и бесконечных военных конфликтов ливийцам, сирийцам, иранцам, афганцам и так далее. Она – эдакий эталон труженика средств массовой информации, воспринимающего работу как призвание и необходимость действовать, геройствовать, нести в народ честное, неподкупное журналистское слово и ради этого слова даже бросаться под пули.
Увы, с этого ракурса «Частная война» непривлекательна и неубедительна. Журналисты – среда, преисполненная корысти, лжи, цинизма, карьеризма, нравственной нечистоплотности. Гонка за сенсацией здесь всегда превозмогает мораль. И поэтому разоблачительный «Стрингер» Дэна Гилроя, раскрывающий шокирующе гнилое и беспринципное нутро массмедиа, хоть и не основан на реальных событиях, вызывает куда больше доверия и резонанса.
С другой стороны, «Частная война» неспроста называется «Частная война». Иными словами, «Приватная война», «Личная война». Последний вариант, пожалуй, наиболее точен. И речь вовсе не о личной войне Мэри Колвин с несправедливостью, ужасами, бесчеловечностью этого мира, с плохими дядьками вроде Каддафи. Речь о войне с самою собой.
После оскароносного «Повелителя бури», рассказавшего историю одного сапера в Ираке и наглядно показавшего зависимость от войны и невозможность солдата существовать вне ее, тема войны как наркотика и неизлечимой страсти стала относительно популярной. Впрочем, все равно менее популярной, нежели классический героизм и патриотизм. Но «Частная война» в этом смысле пошла еще дальше. Она показала не просто зависимость, но предложила войну как способ протеста женщины против своей несостоятельности в качестве исполнительницы традиционной роли матери и жены, в качестве красивой и женственной представительницы слабого пола, в качестве глупой представительницы глупого пола, способной писать лишь о моде, кухне и садоводстве.
Смотрите легально на MEGOGO
Что примечательно, Розамунд Пайк уже играла одержимость, ожесточение и извращенный радикальный феминизм в триллере «Исчезнувшая». Но там ее образ был, во-первых, вымышленным, во-вторых, утрированным, в-третьих, ее героиня была откровенным монстром. Здесь же Мэри Колвин – герой. Хотя в числе ее внутренних демонов – те же одержимость, ожесточение и извращенный радикальный феминизм. «Я ненавижу горячие точки», – признается Колвин в одной из сцен, в эпизоде откровенного диалога «по душам» с фотографом Полом Конроем, которого играет возмужавший Джейми Дорнан. Но стоит ли говорить, что она явно лукавит.
Местами красивую актрису Розамунд Пайк действительно сложно узнать. И грим здесь ни при чем, как ни при чем пиратская повязка на глазу. Лицо актрисы, ее взгляд, а также ее тело без всяких дополнительных визуальных эффектов выражают тот факт, что война калечит, обезображивает, старит и отбирает последние крохи наивности и оптимизма, веры во что-то поистине светлое, отнимает желание смотреть в зеркало и видеть завтрашний день.
Почему она это делает? Потому, что совсем не разбирается в садоводстве.
Анастасия Лях
Частная война (A Private War)
2018 год, США/ Великобритания
Продюсеры: Мэттью Джордж, Мэтт Хейнеман, Бэзил Иваник
Режиссер: Мэтт Хейнеман
Сценарий: Араш Амель, Мари Бреннер
В ролях: Розамунд Пайк, Джейми Дорнан, Стэнли Туччи, Том Холландер, Никки Амука-Бёрд, Грег Уайз, Александра Моэн, Фэй Марсей, Джесутасан Антонитасан
Оператор: Роберт Ричардсон
Композитор: Х. Скотт Салинас
Длительность: 110 минут/ 01:50