При всем уважении к Гильермо дель Торо: новый «Хеллбой», который обошелся без участия мэтра, получился всецело кайфовой одиссеей под ручку с краснокожим. Нет, не индейцем (какая неполиткорректная шутка), а демоном-здоровяком из пекла с тяжелой ручищей, у которого постоянная незадача с хрупким сенсорным экраном телефона.
Честно говоря, предельно низкий рейтинг фильма на «гнилых помидорах», который в настоящее время составляет всего-то 11%, совершенно возмутителен. В сравнении с версией дель Торо свежая трактовка комикса об адском существе, который попал на землю через открывшийся портал в годы Второй мировой благодаря экспериментам нацистов и Григория Распутина (да, того самого), был усыновлен хорошим американским профессором и с тех пор помогает человечеству бороться с нечистью, не взирая на свою демоническую природу… так вот новая трактовка куда более брутальная, куда более хулиганская и куда более смешная. А что еще как не жесть и смех необходимы для легкомысленного взрослого развлечения?
Надо полагать, американские критики, выставившие ребуту столь низкие оценки, хотели таким образом угодить и поддержать создателя предыдущей дилогии, который мечтал вернуться в режиссерское кресло, чтобы снять триквел и завершить запланированную трилогию, но которого студия забраковала, поскольку два «Хеллбоя» с участием Рона Перлмана собрали ничтожную кассу.
В перезагрузке, которую поставил британец Нил Маршалл (хоррор «Спуск», пеплум «Центурион», сериалы «Игра престолов», «Ганнибал», «Константин», «Мир Дикого Запада»), роль черта-амбала с подпиленными рогами и бронебойной рукою-кувалдой исполнил Дэвид Харбор, известный по уже обросшему культовым статусом сериалу «Очень странные дела». Хеллбой в его исполнении (и в исполнении, конечно же, виртуозных гримеров) – фигура, во-первых, харизматичная и широкая, с очень убедительным подбородком; во-вторых, более соответствующая, как минимум внешне, рисункам из оригинального комикса; в-третьих, более сиволапая и потрепанная, нежели прилизанная, аккуратная версия Перлмана.
Да, фильмы дель Торо были сложнее. И они были наполнены причудливым, гротескным, фантасмагорическим романтизмом (неслучайно персонаж человека-амфибии впоследствии перекочевал в фантасмагорическую лав-стори «Форма воды»), что не очень-то вязалось с треш-настроением комиксов о Хеллбое. К тому же старые фильмы были связаны по рукам и ногам подростковым прокатным рейтингом, что отсекало присутствие в кадре насилия и месива. Маршалл же, который всю свою карьеру работал над проектами с рейтингом R, позволил себе покуражиться вдоволь, разбрасывая по экрану оторванные конечности и головы направо и налево, не жалея красной краски для истории про красного.
Смотрите легально на MEGOGO
Роковый саундтрек отменно сочетается с драйвом этого, возможно, тупого, но однозначно эффектного и улетного крошева. Причем улетного местами совершенно буквально: например, в сцене, где Хеллбой, сражаясь с тремя великанами-людоедами, отложившими высокую кучку из человеческих объедков после того, как сытно полакомились английскими лордами-снобами, получает от громил очередь тумаков и хаотично летает по экрану, как растерявший траекторию бейсбольный мяч в ураганную непогоду. А что касается юмора… ну, не знаю… разве лениво разложившиеся на диване перед телевизором части туловища Миллы Йовович с пультом в одной из отсеченных конечностей – это несмешно?
Твари у Маршалла хоть и лишены элегантности, с которой дель Торо вырисовывал своих потусторонних, аномальных существ, но преисполнены такого сочного отвратительного колорита, что эта их сочащаяся омерзительность ощутима на вкус и на запах, как зайти и вдохнуть аромат забегаловки с лучшими на районе протухшими стейками средней прожарки. Чего стоит одна только Баба-яга с костяными ногами (двумя в отличие от классического сказочного образа), заштопанным глазом, виртуозной цирковой акробатикой в лучших традициях хорроров про одержимость и глубоким слизким поцелуем (да, в комиксах про Хеллбоя много славянщины в сочетании с немецким экспрессионизмом).
К слову, на пресс-показе от моего соседа справа прозвучало вполне резонное предложение (не в обиду упомянутому ниже актеру будет сказано, а лишь по той причине, что из песни слов не выкинешь): а почему бы продюсерам не сэкономить на гриме и не пригласить в следующий раз на роль адского громилы, фейс которого, как говорится, можно спутать с кирпичом, красавца Микки Рурка?
Анастасия Лях
Хеллбой (Hellboy)
2019 год, США
Продюсеры: Кит Голдберг, Лоуренс Гордон, Карл Хампе
Режиссер: Нил Маршалл
Сценарий: Эндрю Косби, Майк Миньола
В ролях: Дэвид Харбор, Иэн МакШейн, Милла Йовович, Саша Лэйн, Дэниэл Дэ Ким, Марк Стэнли, Брин Глисон, Пенелопа Митчелл, Алистэр Петри, Софи Оконедо, Стивен Грэм,
Томас Хейден Чёрч
Оператор: Лоренцо Сенаторе
Композитор: Бенджамин Уоллфиш
Длительность: 120 минут/ 02:00