Тематика театральной жизни не является «мэйнстримовой» темой кино, хотя много знаковых произведений кинематографа посвящено именно театру, такие как например «Влюбленный Шекспир» или «Призрак Оперы». Один из фильмов «тетатральной тематики» – «Бердмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, который назвал бы «драмой с элементами иронии», бесспорно, оставит свою золотую строку в истории кинематографа. Он посвящен судьбе актера, пришедшего в театр из «супергеройского» кино. Итак, познакомимся с ним поближе.
…Главный герой фильма – человек, пришедший в театр из кино, Ригган Томпсон (Майкл Китон), чей «банковский чек» был заложен в бытность актерства в блокбастерах. Но теперь для него все по-новому – теперь он режиссёр и исполнитель главной роли в спектале «Что мы говорим, когда говорим о любви». Кроме мук творчества, у него еще головная боль в виде бывшей жены, дочери, любовницы – и все они тоже вращаются в этом удивительном мире – мире театра. У него есть некие паранормальные способности и некое второе всепоглощающее Я, с которым Ригган ведет внутренний диалог. Эта страсть его сжигает, но из неё он возрождается, как птица Феникс – еще более уверенный, находя ответы на самые трудные вопросы, как будто сам Бердмен несет его на крыльях к триумфу. Знакомство с талантливым актером Майком Шайнером (Эдвард Нортон) заставляет его играть, стремиться к максимальному реализму, и он тоже самозабвенный настолько, что его партнерша говорит ему: «Может на сцене ты – сама правда, но в реальной жизни, где это нужно – ты фальшивка», да и сам он говорит: «На сцене я справляюсь с любой задачей», «я притворяюсь в других местах но не на сцене». Майк, Ригган – это единство и борьба противоположностей. Так же как реальная жизнь перетекает на театральную сцену и наоборот – реальная жизнь выплескивается на театральные подмостки во всех её страстях. Риггану приходится что-то решать с отнюдь не доброжелательным консервативным критиком в лице обозревателя газеты «Таймс», мисс Дикинсон, для которой он еще только «голливудский клоун в костюме птицы», и умеющий дать бой консерватизму, хоть у него самого еще нет ни фейсбука, ни твиттера. Он учится у Майка, у дочери, и идет… а к триумфу или провалу – это уже следует увидеть зрителю. Фильм настолько насыщенный, насыщенный перетеканием реальности и театра, диалогами, что смотрится огромной пьесой, где каждая сцена является знаковой, сама камера то легко плывет по волнам, то её подхватывает шторм, то она попадает в вихрь водоворота – и зрителю открывается огромное чудо: жизнь как большая театральная игра, вокруг собственно театральной игры. Это не разговорный фильм – он богат зрительными образами.
… «Бердмен» номинируется на Оскар (а уже сама номинация свидетельствует о признании фильма как явления в киноискусстве), уже собрал ряд наград: «Готэм» («Лучший фильм», «Лучшая мужская роль»), «Золотой глобус» («Лучшая мужская роль — комедия или мюзикл», «Лучший сценарий»), ряд других конкурсов и фестивалей. Хотя, это не главное – посмотрев его, можно открыть много интересного в мире закулисной жизни театра, и заглянуть в свой собственный мир, найти в себе надежду. Причем все это без какого-то пафоса, естественно и жизненно. Думаю, трудно найти ту категорию зрителей, которая не найдет в этом фильме чего-нибудь «своего».
Итак, «Бердмен» – расправил крылья!
Недзельницкий Андрей
Смотрите легально на MEGOGO
Бёрдмэн (Birdman)
2014 год, США, Канада
Продюсеры: Джон Лешер, Арнон Милчен, Джеймс В. Скотчдопоул
Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту
Авторы сценария: Алехандро Гонсалес Иньярриту, Николас Джакобоне, Александр Динеларис
В ролях: Майкл Китон
Эдвард Нортон
Эмма Стоун
Наоми Уоттс
Зак Галифианакис
Андреа Райзборо
Эми Райан
Линдси Дункан
Дэмиэн Янг
Джереми Шамос
Оператор: Эммануэль Любецки
Композитор: Антонио Санчес
Длительность: 119 минут/1:59