Когда появились первые новости о том, что HBO снимет сериал о Чернобыле, сразу стало понятно, что этот сериал нужно будет смотреть. Слишком серьезный производитель и слишком серьезная тема, чтобы сделать проходной материал. Когда стал известен актерский состав, интерес лишь повысился. А когда вышел первый трейлер, то даже если у кого-то и оставались какие-то сомнения, то они были развеяны за те пару минут, которые этот трейлер длился. Было ясно: смотреть совершенно необходимо. И когда появились первые отзывы о премьерной серии, они редко были отметкой ниже, чем “великолепно”. Единственное, что помешало нам написать о первой серии сразу же после ее выхода – это то, что в сутках всего 24 часа, и до всего сразу руки просто не доходят.
Вряд ли кто-то расстроится, ведь сериал не перестал быть актуальным за пару недель. И впереди еще два эпизода из пяти. При этом, высказаться по теме очень хочется.
Первое, что хотелось бы отметить – это очень нужное кино. Мы пока не знаем (и никто не знает), чем завершится сериал, но главной темой для себя усматриваем трагедию существования системы, которая давит людей ради сохранения себя самой. И именно сейчас это особенно актуально, потому что поколения сменяются, и вырастают миллионы людей, которые не жили в Советском Союзе и не понимают, почему именно он был так плох. Одна из главных отвратительных черт советского строя – жизнь в угоду системе. Не важно, сколько людей умерло или потенциально может умереть, главное, чтобы была выдержана линия партии и правительства. В совершенном мире социализма нет аварий, катастроф и неблагополучия – если ты пытаешься открыть правду об этом, ты паникер и провокатор, а в худшем случае еще и предатель, изменник, агент Запада. Потому и не хочется возвращаться в те времена. Это не абстрактная нелюбовь к буквам СССР и красному флагу, это понимание того, в какой ужасающей атмосфере жили десятки миллионов людей. Катастрофы любого масштаба замалчивались, ради идеальной картинки для мирового сообщества и демонстрации силы коммунизма империалистическим буржуазным врагам аппарат шел на любые преступления.
Найдутся люди, которые будут выискивать неточности и несовпадения, чтобы рассказать о том, что ничего подобного не было, что это все поклеп и реваншизм Запада. В данном случае, правда, такие отзывы будут восприниматься с нулевой толерантностью: к сожалению, мы жили в то время слишком близко к эпицентру событий, кто в Киеве, кто в других городах Украины, знаем, что происходило и как это отразилось на наших жизнях, жизнях друзей, близких и родственников.
Далее следуют спойлеры первой серии мини-сериала “Чернобыль”
А происходило вот что: в 01:23 ночи 26 апреля на четвертом блоке ЧАЭС произошла авария. Подлинных масштабов катастрофы никто в первые минуты не знал, но даже если бы знали, есть подозрение, что их все равно попытались бы скрыть. В прологе к премьерной серии Валерий Легасов, замдиректора института имени Курчатова, который занимался вопросами атомной энергии, говорит о том, что цена правды слишком высока, и часто вместо поисков правды пытаются найти виноватого. Виноватым, похоже, сделали Анатолия Дятлова, зам главного инженера на ЧАЭС. Он и сам пытался до последнего сделать вид, что ничего страшного не происходит, отклонения в пределах нормы и ситуация под контролем. И вероятно, он действительно виноват в том, что произошло, но совершенно очевидно, что он не единственный виновный. Чем дальше эскалируется вопрос по уровням власти, от местной припятской до московской союзной, тем больше слов о том, как слух об аварии повлияет на панику среди населения и на реноме Союза в мировом сообществе. Вопрос пытаются замять на каждом новом совещании. Дозиметр показывает уровень 3.6, что является его пределом, но решают, что “не слишком хорошо, но терпимо”. Более мощные и точные дозиметры зашкаливают, но говорят о том, что это лишь “еще один неисправный счетчик”. Тем временем, сотрудников ЧАЭС и пожарных, прибывших на место происшествия, одного за другим рвет, выворачивает на изнанку и покрывает волдырями и сгоревшей от облучения кожей. Самого Дятлова выворачивает на стол прямо во время его гневной речи отрицания того, что ядро реактора взорвано.
Отрицание могло длиться бесконечно, и сложно сказать, к каким последствиям бы это все привело, но постепенно даже самым непробиваемым чиновникам становится понятно, что проблема существенно значительнее, чем неурядицы, от которых можно было бы просто отмахнуться.
Отметим, что сериал хоть и основан на реальной истории трагической аварии 1986 года, все же не является строго документальным. Это художественное кино, а значит, определенная доля вымысла есть. И дело касается не только второстепенных персонажей, но и более заметных действующих лиц. Вряд ли кто-то обладает полными протоколами всех заседаний в ЦК и комиссии по ликвидации катастрофы на ЧАЭС. Вряд ли кто-то точно знает содержание всех разговоров между чиновниками и инженерами в те дни. В конце концов, есть вымышленные персонажи – как, например, Ульяна Хомюк из белорусского института ядерной энергетики (Эмили Уотсон). Но общее повествование событий и атмосфера того, что происходило в те апрельские и майские дни изложены точно.
Что незамедлительно заставляет отметить еще одно неоспоримое достоинство этого мини-сериала: проработка деталей и реалистичность постановки. Здания, одежда, форма военных и медиков, машины, элементы быта, вплоть до ковров, посуды, постельного белья – все словно перенесено на экран прямо из 80-х. Сумасшедший контраст по сравнению с тем, что мы привыкли видеть в голливудских фильмах о Союзе.
В первой серии максимально сосредотачиваются также на полной беспомощности и неготовности к техногенным катастрофам такого порядка, причем не только мирного населения, но и сотрудников ЧАЭС, инженеров, пожарных, чиновников городского и союзного уровня. Над всеми довлеет страх неизбежной ответственности, но никто не знает простейшей техники безопасности при работе с окружением АЭС. А те, кто знает, настолько задавлены этим страхом и нажимом со стороны своего начальства, что идет в обычном халате проверять ядро реактора или выходит на крышу горящего четвертого энергоблока.
Поразительным обстоятельством является то, что сценаристом и создателем этого сериала является Крейг Мазин. В его портфолио сценарных работ такие фильмы как “Без чувств”, “Очень страшное кино” 3 и 4, “Мальчишник в Вегасе 2”, “Белоснежка и Охотник 2”. Ничего не имеем против всех этих фильмов, но кто бы мог подумать, что сценарист подобных беспечных комедий и легкого приключенческого кино сможет написать столь детально проработанный сценарий для такой документальной трагедии?
Которая еще более обстоятельно разворачивается во второй серии.
Мини-сериал “Чернобыль”
Эпизод 1: 1:23:45
Режиссер Йохан Ренк
Автор сценария Крэйг Мазин
Дата премьеры – 6 мая
Смотрите также: