Во втором эпизоде ситуация становится еще более накаленной. Во-первых, подключается аппарат на уровне ЦК и Горбачева, а во-вторых, обнажаются реальные размеры катастрофы фактической и потенциальной. И если с первым еще как-то можно мириться и жить дальше, то радиацию не обманешь.
Далее следуют спойлеры второго эпизода сериала
Валерий Легасов (Джаред Харрис), ученый-атомщик, постепенно переубеждает сначала правительственную комиссию по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС во главе с Горбачевым, а затем и Бориса Щербину (Стеллан Скарсгард), зампреда Совета Министров СССР и руководителя Комитета по топливу и энергетике при Совете Министров в чрезвычайной серьезности положения. И если раньше тотальный страх на всех уровнях и попытки замять вопрос в надежде, что все обойдется, работали, то теперь, когда Легасов в очень простых художественных метафорах объяснил, чем грозит дальнейшее игнорирование проблемы (он сравнил атомы с пулями, в количестве миллионов и триллионов летящих по всему континенту), то даже самые бюрократичные умы поняли, что дальнейшее сокрытие принесет лишь только неимоверное количество бед.
Щербина хоть и ниже по рангу Горбачева (и не только его), наиболее долго сопротивляется давлению Легасова. То ли работает рефлекторная привычка аппаратчика, то ли тотальное недоверие ко всем, особенно к людям со стороны, так или иначе, когда генсек отправляет обоих в Чернобыль, чиновник далеко не сразу проникается хоть какой-то способностью слушать то, что ему говорит специалист-физик. Он даже пытается пролететь прямо над горящим реактором на вертолете, чтобы лично убедиться в озвученных повреждениях.
Но реальность техногенной катастрофы влияет и на Легасова. Он постепенно понимает, что идеалистические подходы здесь также не сработают. Если нужно тушить пожар, то нужно подлетать максимально близко к периметру возгорания. Если нужно осуществить отток воды из-под нагревающегося реактора, чтобы не было мощного взрыва, уничтожающего все на сотни километров вокруг, придется пожертвовать жизнью трех водолазов. И пока опасность не будет нейтрализована полностью, именно так и придется действовать – ради спасения миллионов примириться с потерей десятков, сотен, а возможно, и тысяч жизней.
О ситуации с нагревающейся водой под реактором Легасова предупреждает сотрудница белорусского института, Ульяна Хомюк. И именно после ее расследования, и после совместного выступления ученых на совещании комитета по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС принимается решение об оправке трех водолазов в радиоактивную воду. Впрочем, Горбачев принимает это решение куда более спокойно, говоря о том, что «у всякой победы есть своя цена».
Водолазы отправляются на место, входят в помещение, через некоторое время у всех троих отказывают фонари. На чем серия и заканчивается.
Тут стоит отметить отличную актерскую игру Стеллана Скарсгарда и прекрасно прописанный под него сценарий. Благодаря такой комбинации персонаж не выглядит картонным. Это не просто тупой аппаратчик (в чем его обвиняют даже коллеги местного масштаба), это человек далеко не глупый, но вынужденный работать внутри жесткой системы. Его решения продиктованы необходимостью, которая выработана годами чиновничьей практики, а не тупостью или ленью. Что не отменяет того, что как минимум часть этих решений преступна. На контрасте с прагматичным циничным Щербиной работает Джаред Харрис, чей Легасов, взрослый человек, понимающий всю масштабность системы, тем не менее, пытается взывать к человечности и заботе о людях. В олдскульных боевиках эти двое ближе к финалу сдружились бы, но здесь их дружба вряд ли возможна – как максимум, они просто достигнут делового понимания, что каждый из них может и должен делать.
Мини-сериал “Чернобыль”
Эпизод 2: Пожалуйста, сохраняйте спокойствие (Please Remain Calm)
Режиссер Йохан Ренк
Автор сценария Крэйг Мазин
Дата премьеры – 13 мая
Смотрите также: