Если вы вспомнили постсоветскую комедию с молодым Хазановым в роли ловеласа «Маленький гигант большого секса», то она тут ни при чем. Хотя секс в этой канадской ЛГБТ-драме, очень хорошей драме, определенно присутствует. «Маленькие гиганты», показанные украинской публике на кинофестивале «Молодость» вне конкурса, – образцовая драма взросления, в которой подростки познают себя, свою сексуальность, границы между дружбой и влечением, границы между экспериментом и постоянством, погружаются в пропасть самообмана, противостоят навешанным ярлыкам, сталкиваются с правдой и пробуют ее принять. Потому что принятие правды, правды в первую очередь о самом себе, и есть взросление.
Две американские семьи живут по соседству и дружат домами. Вернее, дружат сыновья-подростки Баллас и Фрэнки, что учатся в старшей школе, ходят в один класс, вместе посещают кружок по плаванию. Один – картинный, тестостеронный, подкаченный. Другой – более хрупкий, мягкий, смазливый. Гормоны, естественно, закипают и мешают думать об учебе. Как-то в одно утро Баллас, проведший ночь со своей девушкой, хвастается, что «кончил шесть раз». У Фрэнки тоже есть девушка, но он пока девственник. «С ней не о чем поговорить… И она постоянно теребит свои волосы…», – сетует Фрэнки. «Ну и что. У нее красивые волосы», – отвечает Баллас. Приближается семнадцатилетие Фрэнки, готовится большая вечеринка: без взрослых, с выпивкой и заведомо припасенными презервативами. В свой день рождения Фрэнки должен наконец потерять невинность. И он ее теряет. Но вовсе не так, как предполагал. И теряет не только ее.
Эта ночь становится для отношений между двумя лучшими друзьями переломной и необратимой, когда как было раньше, уже никогда не будет.
Главный герой этой истории – Фрэнки. Именно его переживания и самокопания создают драматическую основу сюжета. Причем Фрэнки переживает как внешний конфликт (с Балласом, другими одноклассниками, родителями, в особенности отцом, который ушел из семьи, когда понял, что является геем), так и внутренний. Он не может однозначно определить свою ориентацию, задумывается над тем, что, возможно, гомосексуальность (если он таки гомосексуален, в чем он совсем не уверен) отца передалась ему по наследству, из-за чего злится на отца еще больше… Но больше всего злится на Балласа, который трансформирует острое отрицание произошедшего в показную ненависть и демонстративную вражду и который использует ложь и клевету как защитный механизм. И естественно, в какой-то момент противостояние героев доходит до кульминации, как доходит до пика и сама ситуация, и внутренние противоречия двоих ребят с их собственным «я».
Родителей Фрэнки играют Мария Белло и звезда «Твин Пикса» Кайл МакЛоклен. И хотя отец Фрэнки появляется лишь в нескольких сценах и ненадолго, преимущественно безуспешно пытаясь достучаться до выстроившего вокруг себя стену сына, видеть МакЛоклена на большом экране безусловное удовольствие. К тому же его персонаж, лишенный всякой манерности и наделенный сдержанностью и мудростью, периодически вбрасывается в повествование, будто спасательный круг для тонущего ребенка. И хотя Фрэнки снова и снова отказывается хвататься за этот круг, рано или поздно он все равно его примет.
Смотрите легально на MEGOGO
Немало сцен фильма разворачивается в бассейне, куда герои ходят на плавание. Вернее, не столько в бассейне, сколько в раздевалке и душевых. Сегодня гомосексуальность уже не является непроизносимым табу даже в стенах школы, ее не игнорируют, не делают вид, будто ее не существуют. Но значит ли принятая обществом и открытая для общественности (и детей в том числе) гомосексуальность, что деление на мальчиков и девочек в таких вопросах, как раздевалки, души и туалеты, больше не является актуальной нормой и актуальной мерой избавить восприимчивые детские сознания от стеснительности и заглядывания на потенциальный объект влечения? Значит ли это, что мальчик больше не может оголяться, мыться, ходить в туалет перед мальчиком, а девочка перед девочкой?.. Мы, образованные и терпимые люди, приняли все формы нетрадиционной сексуальности, но пока что не всегда понимаем, как с этим принятием быть.
Тинейджерам в общем-то без разницы, на кого или на что направлять свою озлобленность, вызванную гормональными изменениями в теле и хаотичностью в формирующейся психике. Поэтому они развешивают ярлыки вроде «шлюшка», «гомосек», «давалка» и выбирают уязвимые цели для слива агрессии. И это этап, который нельзя перескочить, на какой бы из двух сторон ты ни находился, на стороне мишени или на стороне дротика. Его нужно прожить, пережить и повзрослеть.
И когда Фрэнки бреет голову наголо, это, конечно же, символичная сцена взросления. Не ожесточения, как можно подумать, и не желания продемонстрировать мужественность, но исключительно взросления.
Анастасия Лях
Маленькие гиганты (Giant Little Ones)
2018 год, Канада
Продюсеры: Эллисон Блэк, Хусейн Амарши, Дэниэл Бекерман
Режиссер: Кит Берман
Сценарий: Кит Берман
В ролях: Мария Белло, Кайл МакЛоклен, Даррен Манн, Тэйлор Хиксон, Киана Мадейра, Питер Аутербридж, Джош Уиггинс, Нив Уилсон, Оливия Скривен, Кори Ли
Оператор: Гай Годфри
Композитор: Майкл Брук
Длительность: 93 минуты/ 01:33