Если говорить о финалах крупных марвеловских франшиз, то «Темный Феникс», конечно, и близко не стоит с финальными «Мстителями». Ни эпичностью, ни размахом, ни увлекательностью и хитросплетенностью сюжета, ни ностальгичностью, ни красочностью персонажей как всех вместе, так и каждого в отдельности.
Ну а касательно юмора, его в «Темном Фениксе» нет совсем, абсолютный ноль шуток (не считая одной-единственной реплики Квиксильвера/ Ртути). И западная пресса уже разругала фильм Саймона Кинберга, назвав его «разочаровывающим». А в контексте финала и прощания с полюбившимися героями разочаровывающим еще сильнее.
Хотя начиналась эта франшиза-приквел-перезагрузка, перезапустившая трилогию Брайана Сингера, очень бодро и многообещающе. И каждая из частей предыстории, что поэтапно близилась к нулевым, согласно оригинальной задумке ловила дух и настроение своего времени. «Первый класс» был насыщен 60-ми и холодной войной, в частности Карибским кризисом. «Дни минувшего будущего» окунались в 70-е, эпоху диско и хиппи, время массовых демонстраций и акций протеста против Вьетнамской войны, которая заставила Америку едва ли не впервые испытать поражение. «Апокалипсис» разворачивался в 80-х, но дух времени пропустил сквозь пальцы, потерявшись в древнеегипетской мифологии. Наконец «Темный Феникс» должен был окрасить повествование красками и настроениями 90-х, но этого опять же не произошло (в отличие от «Капитана Марвел», в котором 90-е звучали из каждого движения и каждой шмотки).
К тому же просчетом со стороны продюсеров было помещать в центр сюжета, тем более заключительного, героиню Софи Тернер, юную Джин Грей. Актриса и в «Игре престолов» на протяжении всех сезонов была одним из слабых звеньев, но там хотя бы ее окружала толпа других персонажей, куда более значимых и выразительных. Здесь же, оказавшись в эпицентре событий совсем одна, Тернер не оставила в своей пресности ни малейшего сомнения.
И все же в «Темном Фениксе» есть на что посмотреть. И речь не только о Джессике Честейн, излучающей серебряный холод, которую гримеры превратили в альбиноса и которая исправно изображает плохого терминатора, неубиваемого и безэмоционального, ледяное хладнокровие которого остро, как лезвие. И не только о кульминационном экшне (а другого в фильме в общем-то и нет), где ареной боя становятся вагоны несущегося и по рельсам, и по воздуху поезда, которые Магнето сминает, как жестяные банки из-под газировки или пива. И не о сцене, в которой красивое лицо Честейн решетят одновременно несколько десятков автоматов, а ей хоть бы что. И не о том эпизоде, где заболевший звездной болезнью профессор Ксавьер звонит по обыкновению президенту, с которым он в угоду своим эго и амбициям братается с недавних пор (впервые этот бескомпромиссно положительный персонаж проявляет не лучшие качества), но в ответ слышит обидные и унизительные гудки.
Смотрите легально на MEGOGO
Нет, речь о трех моментах, на которых, собственно, держится «Темный Феникс» и которые разрушают законы этого комикса. Эти моменты касаются смерти, падения реликвии и фальшивой инъекции жизни в мертвую плоть. Кто не должен был умереть – умирает. Что не должно было быть уничтожено – разлетается на куски (подобно тому, как в «Рагнареке» ломается, идет прахом знаменательный молот Тора). Кто не должен был встать на ноги – встает и идет, но это вовсе не чудо господне, а принудительный издевательский акт уничижения и мнимой, и подлинной гордыни.
Супергерои разоблачаются и высвобождаются из рамок, в которых застряли, будь то костюм с буквой Х, металлический шлем, профессорское кресло, желание или нежелание супергеройствовать. Хорошие актеры (Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс) высвобождаются из образов, в которых застряли, так как ни тем, ни другим, ни артистам, ни персонажам больше нечего предложить друг другу.
Анастасия Лях
Люди Икс: Темный Феникс (Dark Phoenix)
2019 год, США
Продюсеры: Саймон Кинберг, Брайан Сингер, Хатч Паркер, Лорен Шулер Доннер
Режиссер: Саймон Кинберг
Сценарий: Саймон Кинберг, Крис Клэрмонт, Джон Бирн
В ролях: Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс, Николас Холт, Тай Шеридан, Софи Тёрнер, Александра Шипп, Коди Смит-МакФи, Эван Питерс, Джессика Честейн
Оператор: Мауро Фиоре
Композитор: Ханс Циммер
Длительность: 114 минут/ 01:54