Эта камерная постапокалиптическая научная фантастика скромного по голливудским меркам австралийского производства, которую непременно нужно смотреть с первых кадров, иначе не будет ясен финал, была показана на «Сандэнсе» и чудом попала к нам в прокат. «Я – мать» (именно так в оригинале называется лента) – умный, стильный, холодный, концептуальный сай-фай, изобличающий эгоистичную человеческую природу, у которой есть шанс измениться лишь тогда, когда человечество полностью переродится и будет воспитано и взращено с абсолютно чистого листа. Но воспитано кем? Машиной?..
Действие разворачивается в далеком будущем после конца света и полного вымирания человеческой цивилизации. В день апокалипсиса автоматически запускается в работу высокотехнологический бункер ООН, в хранилище которого содержатся тысячи замороженных человеческих эмбрионов. Дроид «Мать» (оригинальная озвучка Роуз Бирн) выбирает одного зародыша для разморозки и запускает процесс искусственного роста и развития, после чего на свет «рождается» младенец-девочка. Это пролог.
Основные события происходят спустя тринадцать тысяч дней (38 лет), в стенах все того же бункера, где Мать воспитывает девочку-подростка (датчанка Клара Ругаард), что никогда не знала жизни во внешнем мире и не знала общения ни с кем, кроме Матери. Робот уверяет девочку, которую называет Дочь, что за пределами бункера жизни нет, что земля опустошена и заражена и что из людей никто не выжил, а та смотрит на планшете старые ютубовские записи развлекательного телешоу «Сегодня вечером» и готовится сдать Матери экзаменационный тест по этике. Но однажды в дверь бункера стучит живая Женщина (Хилари Суонк), грязная, измученная, раненная, и просит помощи, утверждая, что в нее стреляли дроиды. Она вооружена пушкой и фантастическим романом Эдгара Берроуза «Боги Марса».
Формой эта картина напоминает британскую «Из машины», где практически все действие также разворачивалось в скупых и холодных металлических декорациях засекреченного компьютеризированного бункера, а история разыгрывалась между тремя действующими лицами, среди которых аналогично были два человека и один робот. В «Из машины» три персонажа олицетворяли каноническую библейскую троицу: Бога, Адама и Еву. Тогда как в австралийском проекте, выводящем на экран Мать, Дочь и Женщину, нельзя не отметить полное отсутствие мужского начала, выпавшего из жизнеобразующей и жизнеспособной комбинации подобно отпавшему редуцированному органу.
Содержанием «Дитя робота» поначалу может вызвать ассоциации с «Судным днем» франшизы «Терминатор». Собственно, героиня Хилари Суонк даже описывает чудовищные апокалипсические картины, в которых машины сжигают человеческих детей, созвучные с пророческими сновидениями Сары Коннор о воспламеняющейся детской площадке.
Смотрите легально на MEGOGO
Неопровержимое достоинство маленького австралийского фильма – сохраняемая до самой развязки интрига и дуализм заложенной морали. Попеременно мы, зрители, как и растерянная героиня Клары Ругаард, верим то Женщине, то Матери, мечась из стороны в сторону между двумя концепциями: концепцией восстания машин и враждебного искусственного интеллекта, что уничтожил человечество; и концепцией морального падения нашей прогнившей эгоцентричной расы, контрастирующего с условной высокой нравственностью холодного металла, не знающего себялюбия. Кто-то из этих двоих определенно врет. Женщина или Мать. А быть может, врут обе. У кого-то из этих двоих поистине благие намерения. Но у кого: у машины или человека?
Помимо «Из машины» и «Терминатора» работа режиссера Гранта Спьютора (которая, к слову, выглядит вполне хайтековски, взирая на скромный производственный бюджет) также отчасти созвучна с прошлогодним французским сай-фаем «На высоте», а персонаж Мать перекликается с героиней Жюльет Бинош, что одержимо оплодотворяла яйцеклетки на борту космического корабля.
В этом фильме все происходит уместно и в правильный момент. Даже выход наружу случается аккурат тогда, когда сюжету и зрителю вместе с ним становится тесновато в герметичных стерильных периактах. А юная датская актриса отменно справляется с ведущей партией, местами даже переигрывая свою оскароносную партнершу.
Авторы мастерски запутывают роли, предназначенные для трех безымянных фигур с условными обозначениями. И кто есть кто на самом деле, кто Дочь, кто Мать, и каково у каждого предназначение – становится понятным лишь под занавес. И какова природа «школьного урока». И где начинается и где заканчивается экзаменационный тест. И возможно ли такое, чтобы очевидная антигуманность лишенного эмпатии устройства взрастила в новом чистом семени наши утраченные добродетели: наш гуманизм и альтруизм, наши мораль и благородство, подчистую выжженные по ту сторону стены…
Анастасия Лях
Дитя робота (I Am Mother)
2019 год, Австралия
Продюсеры: Тимоти Уайт, Келвин Мунро
Режиссер: Грант Спьютор
Сценарий: Майкл Ллойд Грин
В ролях: Хилари Суонк, Роуз Бирн, Клара Ругаард
Оператор: Стив Аннис
Композитор: Дэн Луском
Длительность: 115 минут/ 01:55