kinowar.com

Курск (Kursk)

Зачекайте, будь ласка...

Посмотрев мини-сериал «Чернобыль» можно, что называется, догнаться «Курском» – еще одним разоблачением советской=российской власти, которая снова и снова пускает свой собственный народ на мясо, а этот народ снова и снова эту власть выбирает.

«Курск» довольно долго шел к экранам. Он был запущен в разработку еще в 2015 году французской кинокомпанией Люка Бессона EuropaCorp, то есть вскоре после аннексии Крыма и начала военных захватнических действий на Донбассе, как воспоминание о предыдущих убийствах Путина. Сценарий «Курска» по книге Роберта Мура «Время умирать» написал американец Роберт Родэт, имеющий в арсенале оскаровскую номинацию за историю о спасении рядового Райана. Режиссерское кресло занял датчанин Томас Винтерберг, ранее снявший ошеломительную «Охоту» с Мадсом Миккельсеном и мелодраму «Вдали от обезумевшей толпы» (в более ранней фильмографии постановщика есть картина под названием «Субмарино», однако ее сюжет никоим образом не касается подводных лодок).

В актерский состав попали бельгиец Маттиас Шонартс, британец Колин Ферт, француженка Леа Сейду, швед Макс фон Сюдов, несколько немцев, австриец и один-единственный русский – девятилетний Артемий Спиридонов, сыгравший маленького, но все понимающего сына персонажа Шонартса, капитана Михаила Аверина, ставшего экранным воплощением капитана Дмитрия Колесникова.

Изначально в сюжете фигурировал и сам Путин, но затем его изъяли из сценария, дабы не провоцировать скандал. Впрочем, его закадровое присутствие, прозрачное и очевидное для всех, оказалось не менее, а быть может, даже более ощутимым, чем присутствие зримое. И символичным. Как присутствие инфернального зла, проделывающего свои отвратительные дела исподтишка, из-за кулис.

Стоит вспомнить, что в 2000 году, когда затонула атомная ракетоносная субмарина «Курск», вышел рассказ писателя-мариниста Александра Покровского «72 метра», который впоследствии был положен в основу одноименного фильма Владимира Хотиненко (режиссера, который годы спустя, в марте 2014-го, оказался в числе тех «деятелей культуры», что поддержали политику Путина в Крыму и на Донбассе). То была трагическая история подлодки «Славянка», которая на указанной глубине пережила страшный взрыв и пошла на дно. Но…

Смотрите легально на MEGOGO

То была красноречивая патриотическая агитка, должная вызвать непременные ассоциации с «Курском» и одновременно отвести внимание от вины истинного виновника, представить альтернативную историю, в которой экипаж подводной лодки, что после развала СССР и раздела Черноморского флота отказался принять украинскую присягу и перевелся в Северный флот России (естественно), во время боевых учений переживает катастрофу: взрыв из-за случайного столкновения с миной времен Второй мировой. В открытом финале показано, что у выживших моряков, сосредоточившихся в одном отсеке, есть очевидный шанс на спасение, спасение собственными силами и силами российских спасателей, без участия всяких там британцев и норвежцев, ясное дело.

«Курск» Винтерберга – это реальный «Курск». Это та самая шокирующая и душераздирающая история, правдивая и разоблачительная, которая в 2000 году звучала с телеканала НТВ (я тогда была школьницей, у нас было спутниковое, отчетливо помню, как моя впечатлительная мать с замиранием сердца следила за новостями о постукиваньях с «Курска»), того НТВ, а не сегодняшнего, старого НТВ, единственного российского канала, что был в пост-90-е независим от путинского влияния.

Та правдивая история, которая стоила журналисту Сергею Доренко (если еще помните такого) карьеры; та самая история, в которой жены моряков на пресс-конференции вместо информации о спасении выживших, чей стук из девятого отсека с каждым часом становился все слабее и все обреченнее, слушали формалистскую патриотическую пургу, которая выглядела откровенным издевательством; та самая история, в которой капитан Колесников/ Аверин написал жене и сыну пронзительную прощальную записку; та самая история, в которой Путин, скрывая неисправности и недочеты советской и постсоветской техники, нелепо врал о столкновении с американской субмариной и преступно дождался, когда на дне холодного Баренцева моря умолкнет последний взывающий к помощи стук.

«Пока, Курск!» – кричит вслед уходящей субмарине детвора, а маленький Миша Аверин молча провожает погружающееся судно взглядом (впоследствии он так же молча не пожмет старому лживому адмиралу руку). Эти два слова – пока, Курск – делят историю матросов, их жен, их детей, их родителей… на «до» и «после». На этих словах классический академический кадр раздвигается до размеров широкоэкранного формата, словно растягивает предстоящие боль и мучения тех, кому не повезет умереть от взрыва торпеды в первые секунды, кто будет тщетно подпитываться надеждой на возвращение домой и «умирать» снова и снова от разочарования и отрезвления.

Советская=путинская власть всегда была такой. Всегда воспринимала собственный народ как пушечный корм: миллионом больше, миллионом меньше – кто считает? Так было во Второй мировой, когда русские победили немцев количеством. Так было в Чернобыле, когда признать ошибку в проектировании советских реакторов было куда затратнее, чем штопать дыры в системе человеческим мясом. Так было с «Курском», когда потопить моряков было легче, чем оправдываться за неудобную правду, развенчивающую культ сверхдержавы. Так было со зрителями мюзикла «Норд-Ост», когда формальный успех операции был важнее жизней. Так будет еще не раз. Потому что в этой стране никто и никогда не станет спасать рядового Райана.

В постсоветские 90-е активизировался процесс ядерного разоружения, запущенный после Карибского кризиса. В фильме есть такой диалог:

– Помнишь «Кутузова»? С него выгрузили снаряды, и теперь он доставляет мясо и овощи на базу в поля. Так что если американцы произведут атаку, «Кутузов» сбросит на них капусту.
– Того, что осталось, хватит, чтобы враги осознали нашу мощь.
– Только осталось выяснить, кто ими является…

«Мой враг – я сам внутри себя», – писал Харуки Мураками. А враг народа – его же собственная власть, внутри которой нет любви к народу.

Анастасия Лях

Kursk

Kursk

превью

Kursk

Kursk

Kursk

Kursk

Kursk

Kursk

Kursk

Kursk

Kursk

Курск (Kursk)

2018 год, Франция/ Бельгия/ Люксембург

Продюсеры: Люк Бессон, Ариэль Зейтун, Фабрис Дельвиль

Режиссер: Томас Винтерберг

Сценарий: Роберт Родэт

В ролях: Маттиас Шонартс, Леа Сейду, Колин Фёрт, Артемий Спиридонов, Петер Симонишек, Макс фон Сюдов, Пернилла Аугуст, Маттиас Швайгхёфер, Аугуст Диль, Стивен Вэддингтон

Оператор: Энтони Дод Мэнтл

Композитор: Александр Деспла

Длительность: 117 минут/ 01:57

Зачекайте, будь ласка...

Коментарі