Эта камерная комедия положений про ограбление банка с Итаном Хоуком и Нуми Рапас основана на реальной истории, которая положила начало психологическому термину «стокгольмский синдром», что означает привязанность и симпатию, которые заложник испытывает к своему захватчику. Хоук играет грабителя банка, а Рапас – его заложницу-кассиршу.
Неизвестно, настолько ли смешной была реальная ситуация, имевшая место в одном из стокгольмских банков в 1973 году, но фильм канадца Роберта Будро (который, к слову, раньше уже снимал Хоука в байопике «Рожденный для грусти» о джазовом музыканте Чете Бейкере), базирующийся на журналистской статье, получился презабавным.
Ряженый ковбой, вооруженный винтовкой и нелепым париком, врывается в банк, требуя закрыть рты, лечь на землю и все такое. На спине его кожаной куртки, расшитой нашивками, красуется техасский флаг. Кожаные штаны заправлены в ковбойские сапоги. На голове – шляпа. На глазах – солнцезащитные очки в тонкой оправе с голубым стеклом. На шее повязан платок. Карикатурный персонаж Итана Хоука напоминает Пьера Ришара в комедии «Игрушка», в той сцене, где Франсуа Перен и избалованный сынишка толстосума игрались в ковбоев. Ему бы клоуном на декоративное родео с деревянным быком. Но нет, он грабит банк.
Карнавальный парень берет в заложницы двух кассирш, включая добропорядочную жену и мать двоих детей Бьянку Линд (Рапас), и требует выполнить следующие условия: привести в банк заключенного по имени Гуннар Соренссон (Марк Стронг), принести сумку с деньгами и подогнать к центральному входу такую же тачку, как была у Стива МакКуина в фильме «Буллит» 1968 года выпуска (отличнейший, между прочим, полицейский триллер-детектив с новаторской экшн-сценой автомобильной погони, вошедшей в учебники).
Полиция не торопится выполнять требования грабителя, а грабитель слишком порядочен и добр, чтобы навредить заложникам, так что захват выливается в череду курьезных зарисовок, сближающих агрессора и пленниц (в особенности одну пленницу), начиная с эпизода, в котором ковбой требует от начальника полиции пачку женских тампонов, и заканчивая «прощальным» диалогом между Бьянкой и ее супругом, в котором она во всех пошаговых подробностях рассказывает, как приготовить ужин: достать из морозилки рыбу, разморозить, налить на сковороду подсолнечное масло…
Смотрите легально на MEGOGO
Сюжет практически не выходит за стены банка. Конфликт не выходит за рамки комедии. А комедия не выходит за рамки пусть и абсурдной, но правдивой истории, то есть не превращается в анекдот. Романтическое напряжение между персонажами Рапас и Хоука не выходит за рамки жанра про ограбление банка и не переходит в неуместный дикий секс где-нибудь в хранилище, оставаясь в пределах деликатных и галантных взаимоотношений между учтивым узурпатором и сопереживающей невольницей, почувствовавшей себя героиней приключенческого романа.
По мере того, как у грабителя растет симпатия к кассирше, у Бьянки растет азарт. Эта скромная, домашняя женщина, каждый вечер возвращающаяся с работы к положительному, но матрасному мужу, впервые оказывается в сильных мужских руках, совмещающих брутальность преступника с благородством рыцаря и джентльмена.
Конечно, чертовски не хочется, чтобы история хорошего «плохого парня» закончилась пущенной в грудь полицейской пулей. Или чтобы Бьянка и загадочный высоконравственный налетчик больше никогда не встретились, возвратившись каждый к своей привычной жизни: один – к разбою, другая – к скуке, плите и рыбе. Так что рассказ заканчивается именно так, чтобы и зрителю угодить, и удержаться в рамках пусть и смехотворного, казусного, маразматического, но все же абсолютно правдивого происшествия.
Анастасия Лях
Стокгольмский синдром (Stockholm)
2018 год, Канада/ США
Продюсеры: Роберт Будро, Скотт Аверсано, Пол Баркин, Джейсон Блум, Джонатан Бронфман
Режиссер: Роберт Будро
Сценарий: Роберт Будро
В ролях: Итан Хоук, Марк Стронг, Нуми Рапас, Кристофер Хейердал, Шанти Рони, Би Сантос, Торбьорн Харр, Джон Ралстон, Марк Рендалл
Оператор: Брендан Стиси
Композитор: Стив Лондон
Длительность: 92 минут/ 01:32