Лучшие фильмы 90-х
В 90-х все по привычке говорили, что “сейчас ничего хорошего не снимают”. Но вот прошло двадцать-тридцать лет, и зрители вдруг поняли, что это “сейчас ничего хорошего не снимают”, а вот в 90-е снято несколько десятков бессмертных шедевров и пару сотен очень хороших фильмов.
Как вы понимаете, мы традиционно на позитивной стороне жизни. Считаем, что в любой отдельно взятый год снимается масса хорошего кино. И чтобы оценить это в должной мере, нужно лишь перестать ныть и попытаться вникнуть в вопрос глубже.
Впрочем, не будем заниматься морализаторством, а вспомним лучшее из того, что было снято в 90-х годах. Мы специально расположили фильмы в алфавитном порядке, чтобы не возникало споров о том, что лучше и что хуже. И да, мы знаем, что мы точно что-то упустили. Тем не менее, сто фильмов – достаточно большое количество для того, чтобы считать выборку полезной и интересной.
Итак, kinowar.com представляет 100 лучших фильмов, снятых в 90-х годах. Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект.
Академия Рашмор (Rushmore) 1998
Это сейчас Уэс Андерсон – практически классик, а в 90-е это был перспективный молодой режиссер, новатор и революционер в формате того, что мы видим на экране. Свежесть, ироничность и легкость подачи не оставляла зрителю шансов: он влюблялся в то, что происходило в ленте, моментально. Ученик частной школы очень активно участвует в социальной жизни, но абсолютно проваливает ту часть процесса, за которую ставят оценки. Исправить ситуацию ему помогает любовь к учительнице и дружба с персонажем Билла Мюррея, однако вскоре одно начинает мешать другому…
Аладдин (Aladdin) 1992
Для нас это лучший мультфильм студии Disney в истории. Не только потому что титаны анимации наконец отошли от своего же стандартного шаблона сопливой истории со счастливым финалом, но и потому что Робин Уильямс поставил новую планку в искусстве озвучки. Такого Джинна еще не было (и вообще, таких героев мультфильмов еще не было). А если добавить прекрасную музыку, то становится понятно, почему арабская сказка оставила столь глубокий след в памяти зрителей в новом веселом прочтении.
Американская история Икс (American History X) 1998
Один из лучших фильмов в истории, а не только в 90-х. Рассказ о скинхеде, который попал в тюрьму и переосмыслил всю свою жизнь, не может не проникнуть в самое сердце. В первую очередь из-за блистательной игры Эдварда Нортона (это должен был быть Оскар). Также в этом фильме снялся по-прежнему еще молодой в то время Эдвард Ферлонг (он же Джон Коннор из второго “Терминатора”).
Английский пациент (The English Patient) 1996
У этого пациента искажена внешность, он практически обездвижен, да и вообще, его национальность – не более, чем предположение. Но за очередным солдатом, пострадавшим на войне, стоит куда более глубокая и трагичная история любви, измены и потери. Если вы любите драмы о любви без пафоса и приторных монологов – это то, что вам нужно. Плюс Рэйф Файнс в главной роли.
Бартон Финк (Barton Fink) 1991
Если фильм сняли братья Коэн – это уже причина попасть в любой топ. Если в нем снялись Джон Туртурро и Джон Гудман, то это уже прямая рекомендация для просмотра. Если добавить Золотую пальмовую ветвь Канн, то… в общем, это рассказ о том, как писатель приезжает в другой город, чтобы писать книгу. Контракт подписан, но вдохновения нет. Отель, в котором писатель поселился, вызывает лишь отвращение. Вдобавок, в соседнем номере постоянно шумят. И только познакомившись с соседом, писатель понимает, что проблемы у него только начинаются. Великолепная черная комедия, постоянно скатывающаяся в сюр, но отчаянно цепляющаяся за реальность.
Беги, Лола, беги (Lola rennt) 1998
Вряд ли кто-то с ходу назовет десять хороших немецких фильмов (не потому, что их нет, а потому, что никто не является знатоком немецкого кино). Но в числе первых пяти наверняка будет “Беги, Лола, беги”. Легкая, но очень увлекательная криминальная комедия отлично передает дух кино 90-х – круто, смешно, немного грустно, очень динамично и ярко.
Бешеные псы (Reservoir Dogs) 1992
Первый фильм Квентина Тарантино. По нашему скромному мнению, лучший фильм Квентина Тарантино. Банда идет на дело, но внезапно все идет не по плану. Сирены, копы, трупы (в том числе, и среди членов банды) и понимание того, что кто-то из подельников – предатель. Но кто? Как это выяснить, если алиби нет ни у кого и все одинаково подозрительно себя ведут? И что делать с этим дальше, учитывая, что полиция ищет их, а один из грабителей истекает кровью?
Бойцовский клуб (Fight Club) 1999
Если вы не смотрели этот фильм, то вам можно лишь позавидовать: ведь у вас еще все впереди. Дэвид Финчер снял фильм, который сначала провалился в прокате, а потом стал культовым и вошел в топ-10 любых киношных рейтингов. Брэд Питт и Эдвард Нортон в бесбашенной истории о том как попытка вырваться из общества потребления может завести в куда более дремучие дебри.
Большой Лебовски (The Big Lebowski) 1998
Братья Коэны в 90-х снимали исключительно картины статуса не ниже культового. Феноменальный разгильдяй по прозвищу Дюдя (Джефф Бриджес) живет беспечной жизнью, пока его не путают с богатым однофамильцем. Теперь динамика его жизни заметно ускорится, да и наполнение ее станет куда более напряженным. Как всегда у Коэнов, главное – не повороты сюжета, а бесконечный поток юмора, который переходит из состояния черного в абсурдный и обратно.
Брат 1997
Российское кино в 90-х однозначно было не на взлете, и фильм Балабанова стал одним из первых, показавших, что ситуация все же не безнадежна. Герой Бодрова возвращается из армии и едет в Питер, чтобы найти там старшего брата и попытаться обустроиться в большом городе. С учетом того, что его брат – киллер, обустройство проходит заметно сложнее, чем ожидалось. Музыка Наутилус Помпилиус и новый образ современного героя/антигероя.
Быть Джоном Малковичем (Being John Malkovich) 1999
Чарли Кауфман написал свой первый сценарий для полного метра для этого фильма – теперь это один из самых нестандартных и ценных сценаристов Голливуда. Что если в тело Джона Малковича можно вселиться всего за 200 долларов? Как будет чувствовать себя сам Малкович? Попробует ли он сам вселиться в свое тело через дверь в секретном шкафу? Безумно и прекрасно.
Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (The Blair Witch Project) 1999
Фильм смотрится как документалка. И от этого становится еще страшнее. Один из самых впечатляющих хорроров всех времен о группе студентов, которые отправились собирать материалы о загадочной ведьме и попали в такой переплет, которого не стоит ни одна курсовая.
Во имя отца (In the Name of the Father) 1993
Если в фильме снимается Дэниел Дэй-Льюис, то как минимум, будет однозначным удовольствием смотреть на его актерскую игру. Но эта история куда более значимая: в Англии взрывают бары, ИРА берет на себя ответственность, полиция арестовывает подозреваемых, в том числе четверых людей, которые просто были на месте происшествия. Тюрьма встречает их унижениями и избиениями, а в это время их адвокат пытается добиться справделивости. Фильм по реальным событиям (по книге, которую написал один из четверых обвиненных) получил главный приз Берлинского кнофестиваля и семь номинаций на Оскар.
Все о моей матери (All About My Mother) 1999
Педро Альмодовар не мог не оказаться в этом списке. История о матери-одиночке, потерявшей сына и начинающей жизнь заново, получила практически все главные награды мира кино – Оскар, BAFTA, Золотой глобус, Сезар и премию Канн за лучшую режиссуру. Великолепный ансамбль актрис, который максимально реалистично растворяется в истории, повороты которой предугадать практически невозможно.
Город потерянных детей (La cité des enfants perdus) 1995
Французское кино в своих лучших проявлениях. Сюрреалистический мир, окружающий главных героев, в котором злобный ученый похищает детей, чтобы смотреть их сны. Психоделическое оформление выдуманного города действует на зрителя не меньше, чем сама история. Один из режиссеров, Жан-Пьер Жёне, снял среди прочего такие фильмы как “Амели” и “Чужой 4”.
Двенадцать обезьян (Twelve Monkeys)
Антиутопия от Терри Гиллиама, в которой мир не выжил из-за смертельного вируса, выпущенного некоей организацией, которую теперь должен разыскать герой Брюса Уиллиса в прошлом. Одна из лучших ролей Брэда Питта, который в этой картине не только безумен, но и совершенно неузнаваем после стольких ролей красавчиков и героев.
Двойная жизнь Вероники (La double vie de Véronique) 1991
Совместное производство Франции и Польши. Один из самых известных польских режиссеров, Кшиштоф Кесьлёвский, поставил историю из двух частей, действие которой происходит в двух странах и на двух языках. Стартует оно в Польше, а продолжается во Франции. Связывает две части одна актриса, играющая двух девушек – двух Вероник. Когда все заканчивается для одной, начинается для другой. Чтобы добиться того результата, который он задумывал, Кесьлёвский сделал, по разным версиям, от 17 до 27 версий монтажа фильма (он даже хотел прокатывать разные версии в разных кинотеатрах). Толкований значения этой истории на стыке реальности и ощущений прогнозируемо было не меньше, чем версий монтажа. Критики в восторге, Ирен Жакоб получила приз Канн за лучшую роль, а зрители окунулись в гипнотический мир, который раньше себе даже не могли и представить.
День сурка (Groundhog Day) 1993
Но не все лучшие фильмы должны быть сюрреалистическими полотнами со сложной историей создания. Порой комедии бывают не менее глубокими и цепляющими за душу, чем самые серьезные драмы. Нет смысла пересказывать в сотый раз сюжет этого шедевра с Биллом Мюрреем в главной роли, погружая вас в параллельный день сурка. Пожалуй, это одна из тех картин, которая не оставила недовольных – если вы найдете человека, которому не понравился “День сурка”, то дайте нам знать. Мы найдем его и заставим смотреть “Зеленого слоника”.
Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе (JFK) 1991
Это не просто воссоздание истории в одном из самых ее трагичных моментов для граждан США. Это фильм-расследование, уделяющий огромное внимание деталям, погружающий в мир персонажей до самого дна их характеров и оставляющий массу вопросов “на потом”. Кевин Костнер в роли человека, который не сдается и не отступается в поисках правды, даже когда это угрожает последствиями ему и его семье. Великолепные роли Гэри Олдмена, Томми Ли Джонса и Дональда Сазерленда. Когда-то Оливер Стоун умел снимать настоящее кино, до того как он сначала слишком рьяно стал относится к противостоянию системе в своем творчестве, а потом и вовсе в поисках длинного рубля начал снимать заказные работы для российской пропаганды.
Доспехи Бога 2 (Fei ying gai wak) 1991
Что вам больше нравится в Джеки Чане, его комедийный талант или его способность не умирать, выполняя сложнейшие трюки, находящиеся далеко за гранью безумия? Как и многие другие работы мастера, вторая часть “Доспехов бога” одновременно и убойная комедия, и захватывающий боевик. Джеки удалось не только не уронить планку первого фильма, но и выйти на новый уровень с сиквелом. Одна только сцена в аэродинамической трубе перевешивает 20-30 боевиков среднего уровня того же периода.
Достучаться до небес (Knockin’ On Heaven’s Door) 1997
Помните, выше мы справшивали, какие немецкие фильмы вы знаете? В пятерке, которую вы сможете вспомнить с ходу, помимо “Беги, Лола, беги”, обязательно будет и “Достучаться до небес”. Молодой еще Тиль Швайгер, снимавшийся во все той же “Лоле” Мориц Бляйбтрой и Рутгер Хауэр в коротком, но таком важном эпизоде. Двое смертельно больных отправляются на море, потому что именно это главное желание для одного из них (ведь Руди никогда там не был). Путь им предстоит непростой, но все испытания того стоят. Ведь на небе только и разговоров, что море…
Дракула (Dracula) 1992
Порой кажется, что творчество Фрэнсиса Форда Копполы осталось где в 70-х, с “Крестным отцом” и “Апокалипсисом сегодня”. Но режиссер не выпадал из обоймы очень долгое время, и один из его шедевров был снят уже в 90-х. История графа, превратившегося в кровопийцу, выведена на совершенно другой уровень эпичности и драматизма. Дракуле в исполнении Олдмена сопереживаешь, как, впрочем, и его жертвам. Прекрасные актерские работы Киану Ривза, Вайноны Райдер, Энтони Хопкинса и незабываемое появление Моники Беллуччи во всей красе в образе дьявольски соблазнительной приспешницы вампира.
Живая плоть (Carne trémula) 1997
Еще один фильм Альмодовара. Виктор ссорится с подругой и ранит полицейского. Ранение парализует последнего ниже пояса. Отсидев, Виктор возвращается к своей женщине и обнаруживает, что она теперь живет с тем самым полицейским. Как всегда в хорошем испанском кино, невозможно предугадать, чем закончится фильм и что именно имел в виду режиссер и сценарист.
Жизнь прекрасна (La vita è bella) 1997
Роберто Бениньи получил Оскар за лучший фильм на иностранном языке за историю о том, как отец еврейской семьи, попавшей в концлагерь, пытается представить для своего маленького сына все происходящее вокруг как одну большую игру. Это одновременно смешно и трогательно до слез.
Запах женщины (Scent of a Woman) 1992
Одна из лучших ролей Аль Пачино и долгожданный Оскар для актера. Слепой полковник и совсем еще юный студент за несколько дней проходят массу испытаний и узнают друг о друге очень многое. Замечательная история о том, насколько важно не сбиваться с верного пути. Монолог Аль Пачино на заседании в престижной школе, где учится его юный поводырь, не только венчает повествование для максимально эффектного финала, но и выворачивает зрителя наизнанку, заставляя впоследствии пересматривать его снова и снова.
Читайте также: Лучшие фильмы в истории по версии IMDb
Зелёная миля (The Green Mile) 1999
Одна из лучших экранизаций Стивена Кинга. Огромный неуклюжий темнокожий обладает уникальным даром исцелять людей. Но вместо признания, он получает обвинения в убийстве. Попадая в тюрьму, он не ломается сам и меняет жизни как заключенных, так и персонала. Пронзительная история о добре, зле, прощении и самопожертвовании.
Индокитай (Indochine) 1992
30-е годы, Вьетнам, история любви на фоне борьбы за независимость от Франции. Катрин Денев, Венсан Перес, премии Оскар и Золотой глобус за лучший иностранный фильм и целая россыпь французских премий Сезар. Эпичное полотно на два с половиной часа, которое не позволить скучать, несмотря на длительность и серьезную тематику.
Истинная грусть (Pâfekuto burû) 1997
Первая режиссерская работа Сатоси Кона. Уникальное сочетание прекрасной образности и традиционного для японской анимации психодела, который то завораживает, то откровенно пугает. Певица решает покинуть успешный проект, девичью поп-группу, чтобы попробовать себя в качестве актрисы. Это порождает сумасшедший водоворот событий: фанатик, следящий за артисткой; маньяк, убивающий всех вокруг нее; неприятие коллег по съемочной площадке; постоянная опасность для актрисы и ее окружения, а главное, полное отсутствие понимания, что из происходящего реально.
Казино (Casino) 1995
Мгновенная классика от Мартина Скорсезе. Роберт Де Ниро в роли смотрящего в казино, контролируемом мафией. У него есть друг, который может решить любой вопрос и напортачить в самый неподходящий момент (Джо Пеши), и жена, которая безвольно подчиняется своему бывшему и выполняет любые его приказы (Шэрон Стоун). Несмотря на тяжелый эмоциональный фон, работать все равно нужно – мафия требует максимальной эффективности труда, который она оплачивает.
Карты, деньги, два ствола (Lock, Stock and Two Smoking Barrels) 1998
Первый фильм Гая Ричи, который мгновенно сделал его звездой и культовой персоной. Подпольный Лондон, покер со слишком высокими ставками, мафия, наркоманы и их безумные дела, а также бесконечная романтика мелкого британского бандитизма. Стинг, Винни Джонс и триумфальное появление на экране Джейсона Стэтхэма.
Квартира (L’appartement) 1996
Венсан Кассель и Моника Беллуччи. Разумеется, когда персонаж Касселя видит героиню Беллуччи в ресторане, он не может просто так забыть об этом. Во-первых, это Моника, а во-вторых, когда-то он с ней встречался, но расстался при очень странных обстоятельствах. Он выслеживает ее и попадает на квартиру, в которой живет очень похожая девушка. А дальше начинаются игры разума – герой Касселя не может понять, как отделить образ одной девушки от другой… Если вам кажется, что фабула напоминает сюжет картины “Одержимость” с Джошем Хартнеттом и Дианой Крюгер, то вам не кажется: это ремейк “Квартиры”.
Клерки (Clerks) 1994
Первый фильм режиссера и сценариста Кевина Смита, снятый за 27 с половиной тысяч долларов. Один день из жизни двух продавцов в магазине. Старт новой вселенной в кинематографе, где количество шуток и рассуждений обо всех аспектах жизни превышает любые законные пределы. И, конечно же, первое появление в кино Джея и Молчаливого Боба (последнего играет сам Кевин Смит).
Король Лев (The Lion King) 1994
Мгновенная классика от Disney, которую уже даже успели переснять. Гамлетовские мотивы в трогательной истории из животного мира. Музыка Элтона Джона и Ханса Циммера доводит все до совершенства. И кстати, это единственный Оскар Циммера по сегодняшний день.
Король-рыбак (The Fisher King) 1991
Терри Гиллиам в своем лучшем проявлении. Робин Уильямс и Джефф Бриджес в главных ролях. Легенда, переложенная на современный лад. Популярный радиоведущий допускает в эфире вольность, из-за которой в итоге гибнут люди. Он опускается на дно, оказывается на грани гибели. И только такой же опустившийся человек может ему помочь…
Красота по-американски (American Beauty) 1999
Одна из лучших ролей Кевина Спейси. Очередной манифест о том, что человечество излишне погрязло в среде потребления и забыло о том, что по-настоящему делает счастливым любого из людей; но подача и история куда более глубокие, чем в 90% случаев для лент такого типа. Переосмысление любви, отношений, жизненных приоритетов на примере одного мужчины средних лет, который вдруг понял, что семья, работа, дочь, любимая женщина – все это не более, чем галочки в списке того, что необходимо иметь. Но реальную ценность такого положения он больше не ощущает, а наслаждаться жизнью по-прежнему хочется. И вполне вероятно, что он еще может это делать…
Крик (Scream) 1996
Пособие по тому как создавать триллеры и фильмы ужасов. Невероятное количество отсылок к другим шедеврам и художественным приемам по созданию напряжения на экране. Предугадать, чем все завершится и попробовать догадаться, кто реальный убийца, просто невозможно: Уэс Крейвен играет со зрителем, специально то пуская его по ложному следу, то просто притворяясь, что он делает именно это.
Криминальное чтиво (Pulp Fiction) 1994
Классика от Квентина Тарантино, которая мгновенно сделала его культовым режиссером и определила дальнейшее развитие кино на десятилетия. Заслуженная победа в Каннах, десятки цитат, на которые разобрали фильм и один из самых любимых фильмов миллионов киноманов по всему миру.
Легенда о пианисте (La leggenda del pianista sull’oceano) 1998
Имя Джузеппе Торнаторе не настолько на слуху, как имена Спилберга, Финчера, Нолана. И совершенно напрасно. Этот итальянский режиссер создает шедевры, которые невозможно забыть после просмотра. И если вы смотрели “Новый кинотеатр «Парадизо»”, “Лучшее предложение” или “Малену”, то вам обязательно стоит посмотреть и этот фильм. Подкидыш родился на корабле, который курсирует между Европой и Америкой. Он никогда не сходил на берег. При этом он самостоятельно освоил игру на пианино и стал лучшим пианистом в мире. Сложно сказать, что привлекает больше – неожиданные повороты этой истории или ее душевность. Так или иначе, после первого просмотра вы будете возвращаться к этой картине еще не раз.
Леон (Léon) 1994
Киллер спасает девочку от рук убийц и берет ее под свою опеку. Теперь у нее одна дорога – стать таким же киллером, как и ее защитник. Если, конечно, ей удастся выжить в противостоянии с коррупционерами-полицейскими. Классический фильм от Люка Бессона, его визитная карточка, в которой в полной мере раскрылись Жан Рено и Гэри Олдмен, а также впервые появилась в большой центральной роли Натали Портман.
Любовники с Нового моста (Les amants du Pont-Neuf) 1991
История нетипичной пары влюбленных, теряющей зрение художницы и бомжа. Действие происходит на старом парижском мосту. Несмотря на восторг критиков, фильм (весьма высокобюджетный, кстати) провалился в прокате. Но по прошествии десятилетий зрители вновь и вновь возвращаются к этой замечательной ленте.
Магнолия (Magnolia) 1999
Одна из лучших ролей Тома Круза. Великолепный фильм Пола Томаса Андерсона о переплетении судеб нескольких разных людей в течение буквально одного дня. Звездный актерский состав, большая часть которого перешла из предыдущей картины режиссера, о котором мы еще напишем ниже.
Малкольм Икс (Malcolm X) 1992
Фильм Спайка Ли о Малькольме Иксе. Биографическая драма об одном из самых известных борцов за права темнокожего населения, который сначала был настроен крайне радикально, но постепенно стал понимать, что в обществе должны уживаться люди разных рас. Дензел Вашингтон в главной роли.
Матрица (The Matrix) 1999
Один из фильмов, который стал не просто образцом хорошего кино, но и совершил революцию в подходе к повествованию и визуальным эффектам. Потом вышли еще две части, значительно более слабые, но первый так и остался одним из самых любимых у целого поколения зрителей.
Мертвец (Dead Man) 1995
Джим Джармуш не снимает кино со стандартными историями и далеко не всегда показывает что-то до конца понятное для зрителя. Иногда история о мертвеце напоминает сон, иногда притчу, иногда комедийный вестерн. Джонни Депп в медитативной ленте под прекрасную музыку Нила Янга.
Молчание ягнят (The Silence of the Lambs) 1991
Как это ни странно, это не первый фильм, снятый о докторе Ганнибале Лектере. Но именно этот фильм сделал этого людоеда-интеллектуала мировой звездой. Оскар для Энтони Хопкинса и Джоди Фостер, а также статуэтки за режиссуру, сценарий и лучший фильм. Это называется “большая пятерка”.
Мыс страха (Cape Fear) 1991
Экранизация мрачной книги у Мартина Скорсезе стала столь удачной в первую очередь благодаря демоническому Роберту Де Ниро, исполняющему главную роль – освободившегося заключенного, одержимого местью. Семья его жертвы очень скоро теряет всякую надежду на спасение…
На игле (Trainspotting) 1996
Режиссер Дэнни Бойл ворвался в мир кино с рассказом о шотландской молодежи, которая ищет смысл и успокоение в наркотиках, но так его и не находит. Параллельно в индустрию ворвался и молодой Юэн Макгрегор, мгновенно получивший статус звезды.
На исходе дня (The Remains of the Day) 1993
Глубокий, тонкий фильм об эволюции человеческого отношения к чести, долгу и политике. Персонаж Хопкинса – вышколенный слуга, который видит смыслом своего существования работу на хозяина. И даже если суждения и поступки последнего откровенно античеловечны, он не пытается их оспорить. До тех пор, пока в его жизнь не приходит новая экономка, заставляющая взглянуть на вещи под другим углом…
Народ против Ларри Флинта (The People vs. Larry Flynt) 1996
По реальной истории хозяина порножурнала Hustler. Став героем для публики, жаждущей развлечений, со временем Ларри Флинт навлек на себя гнев более пуританской части общества. О противостоянии свободного ума и заскорузлой морали рассказывает режиссер Милош Форман, в главных ролях Вуди Харрельсон и Эдвард Нортон.
Настоящая любовь (True Romance) 1993
Фильм по сценарию Квентина Тарантино, который пропитан духом фильмов Квентина Тарантино. Друзья дарят главному герою (Кристиан Слейтер) любовное приключение на день рождения, которое перерастает в настоящую любовь. Но романтика отходит на задний план: сутенер, наркотики, мафия и много стрельбы, все закручивается в узел, который без потерь уже не развязать. Шикарный актерский состав. Режиссер – Тони Скотт.
Читайте также: Лучшие сериалы в истории по версии IMDb
Ненависть (La haine) 1995
Венсан Кассель не всегда был звездой номер один. До съемок в мэйнстримовых картинах европейского и голливудского кинематографа он успел побывать в искренних лентах независимого кино. Матьё Кассовиц снял ленту о пребывании во французском гетто, которая прочно закрепилась во всех списках лучшего 90-х и не только. Венсан вытащил многих французских актеров за собой после этой ленты, но самое главное, он оставил след истинно глубокого кино на многие года вперед.
Непрощенный (Unforgiven) 1992
Клинт Иствуд мог уйти на пенсию еще в 60-х. Но если бы он так сделал, он бы оставил нас без многих шедевров, которые он снял в 80-х и 90-х. Главное кино 90-х от Иствуда – “Непрощенный”. После съемок в декадах классических вестернов, актер и режиссер сумел собрать воедино движение классики 50-х и мораль всего наследия современного кинематографа. Исповедь человека, который повидал на своем веку слишком многое. Прощение от грешника. Покаяние от того, кто не может простить. Рассказ о любви от человека, который поверил в лучшее только при встрече с женщиной, которая смогла обратить его во что-то большее, чем он представлял собой во время скитания по территории Дикого Запада. Если вы ждете от вестерна следующей фазы по сравнению с самым быстрым стрелком в городе – вам сюда.
Несколько хороших парней (A Few Good Men) 1992
Классика сценариев от Аарона Соркина. Идеально выверенная история о противостоянии характеров жизненного опыта и юношеских идеалов, воинской дисциплины и понимания истинного долга, тонкостей юриспруденции и реального ощущения правоты. Юный Том Круз против циничного Джека Николсона. Долг против права. Карьера против чести. Чистые устремления против выверенных оценок. Этот фильм не оставит равнодушным и не даст заснуть, в какое бы время вы не начали бы его смотреть. Столько поворотов сюжета не сможет вывернуть ни один современный сценарист. Такие фильмы снимают раз в декаду – не упустите свой шанс, если вы не видели этот шедевр ранее.
Ночи в стиле буги (Boogie Nights) 1997
Порно рассматривают как низменный жанр. Но не в этом фильме. И не этот режиссер. И не эти действующие лица. Марк Уоллберг (точнее, его персонаж) пытается показать все,на что он способен, чтобы превознести этот жанр на новую высоту. Его наставники и коллеги выворачиваются на изнанку (в прямом и переносном смысле), чтобы помочь ему в этом. Выше мы уже упоминали, что актерский состав показал себя во всей красе, чтобы Пол Томас Андерсон смог создать очередной шедевр. Если вы не соприкоснулись с этой работой ранее, настоятельно рекомендуем сделать это прямо сейчас.
Обычные подозреваемые (Подозрительные лица) (The Usual Suspects) 1995
Одна из самых воспетых непредсказуемых детективных историй 90-х, оставившая след не только в сердцах зрителей, но и в памяти любого критика. Кевин Спейси получил свой первый Оскар. Даже если вы найдете какие-то изъяны в повествовании, вы все равно влюбитесь в образ тотального демонического превосходства главного злодея картины. И будете искать его отблески во всех остальных триллерах и детективах последующих десятилетий.
Основной инстинкт (Basic Instinct) 1992
Так скрестить триллер и эротический жанр мог только один режиссер – Пол Верховен. Майкл Дуглас и Шэрон Стоун изобразили не просто страсть, а то чувство, которое заставляет поверить в тотальное самопожертвование ради продвижения вперед в этом насмерть закрученном водовороте желаний. Что бы ни двигало героев вперед, степень их самосожжения максимально ублажает и рядового зрителя, и любителя изысканных блюд от кинокутюрье.
Открой глаза (Abre los ojos) 1997
Если напомнить вам о ленте “Ванильное небо”, то вы сразу поймете, о чем этот фильм. А если вы не видели и голливудский ремейк, то настоятельно советуем вам посмотреть испанский оригинал. Пенелопа Крус играла в обеих версиях этого замечательного фильма.
Парк Юрского периода (Jurassic Park) 1993
После второго “Терминатора” казалось, что нового уровня спецэффектов просто не существует. Но Спилберг решил показать обратное, опираясь на замечательную литературную основу Майкла Крайтона. В итоге, мы получили не только один из лучших фильмов 90-х, но и манифест о защите природы от бездумного вторжения человека, пусть даже и оснащенного лучшими технологиями от самых блистательных умов науки.
Перед рассветом (Before Sunrise) 1995
Бесконечные диалоги о любви и жизни в течение одной ночи в Вене могут стать основой для одной из лучших лент десятилетия, если в должной мере проработать сценарий. Часть триптиха быстро заняла свое место в мировой киноклассике, во многом благодаря сценаристу и режиссеру Ричарду Линклейтеру. Итан Хоук и Жюли Дельпи навсегда останутся молодыми в наших сердцах, благодаря своей бесконечной экранной исповеди.
Пианино (The Piano) 1993
Немая женщина должна выйти замуж по расчету… да что тут говорить, если вы не видели один из лучших фильмов 90-х, в котором сошлись Холли Хантер, Харви Кейтель и Сэм Нил, то немедленно закрывайте эту статью и смотрите.
Плутовство (Wag the Dog) 1997
Это блистательная книга, но это тот случай, когда сценарист и режиссер полностью переиначили ее и ничего не потеряли. Кто знает, может просто потому, что снимая Хоффмана и Де Ниро в качестве центрального дуэта, просто невозможно упасть ниже самой высокой планки. А может потому, что фильм дает ответы на все те вопросы, которые вы сами себе задаете во время просмотра любого выпуска новостей: это точно произошло? И нам показали именно то, что случилось? Какие аргументы у тех, кто рассказал нам эту историю? И куда именно он хочет нас подтолкнуть, рассказывая ее?
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) 1994
Стивен Кинг считается королем хоррора. А на деле он один из лучших рассказчиков в жанре жизненной драмы. История пребывания в одной из самых жестких тюрем США не только позволяет участвовать в одной из самых лихо завернутых картин в жанре “триллер”, но и заново оценить, насколько состоятельна система правосудия в вашей стране.
Почтальон (Il postino) 1994
Пабло Неруда стал одним из главных поэтов Чили (и в целом, Латинской Америки). Но режим не всегда благоприятен для артиста, поэтому автору приходится переехать в Италию. Там он помогает почтальону Марио побороться за сердце местной красавицы. Романтика и биографическая история сходятся воедино: тот случай, когда личные интересы и высокая поэзия сливаются вместе, пусть даже и благодаря приземленной мотивации итальянца-почтальона.
Принцесса Мононоке (Princess Mononoke) 1997
В список лучших фильмов 90-х могли бы войти все фильмы, снятые Миядзаки в последнем десятилетии 20 века. Но так или иначе, Хаяо привносит совершенно новый уровень мотивации на экраны: это не просто захватывающая история, это еще и манифест противостоянии дикой природы антропогенному влиянию. Если копнуть еще чуть глубже, то одна из линий повествований на поверхности – это непротивление злу насилием; а также желание жить в мире с любыми формами и философиями жизни, присутствующими на данный момент. Звучит очень легко в теории, но именно такие мастера как Миядзаки делают возможным соприкоснуться в реальности с парадигмой существования иных концепций развития видов по сравнению с тем, что мы видим каждый день.
Прирожденные убийцы (Natural Born Killers) 1994
Если пара убийц, которая не останавливается ни перед чем на своем пути, считает, что их может затормозить лишь сам господь, то дела плохи, дамы и господа. Прошла четверть века, но ничего не поменялось. Бонни и Клайд, версия 2.0, крушат все возникающие на пути стереотипные преграды (правда, попутно уничтожая тех, кто ни в чем не виноват). За ними охотятся полиция, репортеры, папарацци. И если жестокие преступники и желают открыться миру, то только через объектив беспристрастной камеры.
Пробуждение (Awakenings) 1990
Сначала доктору удается путем кропотливой работы с пациентами вывести их из состояния отрешенности, но затем обнаруживаются признаки возвращения болезни. Очень тяжелый и эмоциональный фильм по реальной истории. Дуэт Робина Уильямса и Роберта Де Ниро смотрится еще более пронзительно, когда понимаешь, что это их единственная работа вместе.
Простая формальность (Una pura formalità) 1994
Когда ты ничего не помнишь, то даже не можешь понять, ты подозреваемый или жертва? Или это просто роковое стечение обстоятельств, в результате которого настойчивый инспектор продолжает тебя допрашивать, пытаясь поймать на несоответствиях. А ты бы и сам был рад понять, где правда, а где ложь. Замечательное кино от выдающегося итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе, чью “Легенду о пианисте” мы уже упоминали выше.
Пятый элемент (The Fifth Element) 1997
Мгновенная классика от Люка Бессона, успех которой ему так и не удалось воссоздать в “Валериане”. Ироничный и яркий Брюс Уиллис, хрупкая, но сильная Милла Йовович, невероятно смешной Крис Такер, уникальная компьютерно-оперная партия Плавалагуны и вселенски злодейский Гэри Олдмен. Компонент успеха этого фильма даже больше, чем, собственно, элементов. Пересматривать можно бесконечно, пока Бессон, наконец, не вернется в былую форму.
Разум и чувства (Sense and Sensibility) 1995
Многие видели этот фильм или хотя бы слышали о нем, но немногие помнят, что его режиссер – Энг Ли. Тот самый, который поставил “Крадущийся тигр, затаившийся дракон”, “Жизнь Пи” и “Горбатую гору”. Экранизация романа Джейн Остин удалась с удивительной как для тайваньского режиссера британской аутентичностью. Умирает отец семейства, но наследство отходит к сыну от первого брака. Далее история любви двух сестер будет наполнена драмой до максимального уровня. Фильм собрал все возможные награды – Оскар, Золотой глобус, BAFTA и Золотого медведя Берлинского кинофестиваля.
Рассекая волны (Breaking the Waves) 1996
Если Ларс фон Триер снимает фильм в одном из десятилетий, то этот фильм автоматически попадает в число лучших в этом десятилетии. Эмили Уотсон и Стеллан Скарсгард играют семейную пару, жизнь которой идет под откос после несчастного случая с мужем, в результате которого он парализован. Жена чувствует вину, а персонаж Скарсгарда подталкивает ее к сексу с другим. Как всегда у Триера, минимальное количество жизнерадостности как по форме, так и по смыслу.
Розенкранц и Гильденстерн мертвы (Rosencrantz & Guildenstern Are Dead) 1990
Фильм, который придется по вкусу далеко не каждому зрителю. Но если вы любите кино парадоксов и альтернативные прочтения “Гамлета”, то здесь будет на что посмотреть. Особенно учитывая центральный дуэт Тима Рота и Гэри Олдмена. В качестве центральных персонажей выставлены Розенкранц и Гильденстерн, которые в произведении Шекспира на вторых ролях. Абсолютно нетипичное, тонкое, увлекательное и при этом наполненное изящным юмором кино.
С широко закрытыми глазами (Eyes Wide Shut) 1999
Последний фильм великого Стэнли Кубрика. Последний фильм семейной пары Николь Кидман и Тома Круза. Длинный и напряженный экскурс в глубину семейных отношений, где вопросы доверия и верности ставятся под сомнение, а жажда новых впечатлений и переживаний подогревается приевшимся состоянием обыденности жизни в браке.
Свой человек (The Insider) 1999
Майкл Манн снял драму по реальной истории, в которой сотрудник табачной компании под страхом суда, разрушенной карьеры и потери репутации, донес правду о том, какую на самом деле угрозу представляет продукция табачников и какие уловки используются, чтобы бизнес приносил еще больше денег за счет пагубного пристрастия масс. Прекрасные роли Рассела Кроу и Аль Пачино.
Секреты Лос-Анджелеса (L.A. Confidential) 1997
Еще одна замечательная роль Рассела Кроу – 90-е были для него очень удачным периодом. Помимо него отметим целый сонм других блистательных актеров: Кевин Спейси, Гай Пирс, Денни Де Вито, Джеймс Кромвелл и Ким Бейсингер, получившая за этот фильм Оскар. Лос-Анджелес 50-х годов, по мафии нанесен серьезный удар, но кто-то убивает полицейских. Дело быстро раскрывают, но трое копов, коллег убитых служащих, самостоятельно пытаются разобраться, что произошло. Их методы далеки от канонических, но и угрозы на их пути уже совсем не тривиальные. Замечательный детектив с выверенным сценарием и продуманными характерами персонажей.
Семь (Se7en) 1995
Один из лучших фильмов в истории кино. Шедевр Дэвида Финчера, который и погружает в напряженную атмсоферу мрачного дождливого триллера, и запутывает, как полагается хорошему детективу. Финал расследования убийств религиозного фанатика-маньяка, который подбирает жертв под перечень семи смертных грехов, не только непредсказуем, но и по-настоящему трогает за живое. Если вы по какой-то причине еще не смотрели этот фильм – это ваша цель номер один на ближайший вечер.
Читайте также: Лучшие мини-сериалы в истории
Славные парни (Goodfellas) 1990
Самое невероятное в этом фильме – это то, что он снят по реальным событиям. Мартин Скорсезе снял гангстерскую классику на все времена, где провел зрителя от юных лет главного героя, мечтающего стать гангстером, до зрелого возраста, в котором персонаж Рэя Лиотты работает в мафиозной семье, получая как все привилегии такого образа жизни, так и все опасности, с ним связанные. Его наставник (Роберт Де Ниро) и его неуравновешенный друг детства (Джо Пеши) оказываются спутниками этого тернистого пути, который ведет совсем не к звездам. Культовые диалоги, шутки и сцены насилия, которые просмотрены столько раз, что заучены наизусть.
Сны Акиры Куросавы (Yume) 1990
Восемь новелл с насыщенным и чудаковатым видеорядом, которые задумывались Акирой Куросавой как его последний фильм. После этой картины великий японский режиссер выпустил еще две, но в период 90-х, пожалуй, именно “Сны” стали лучшей его лентой. Жизнь и смерть, и человек в центре этой вечной проблематики.
Спасти рядового Райана (Saving Private Ryan) 1998
Один из лучших фильмов Стивена Спилберга. Фильм о событиях высадки в Нормандии перетекает в историю спасения одного человека. Стоит ли ставить под угрозу жизнь нескольких солдат и офицеров ради спасения единственного? Ответ для каждого зрителя будет своим, но путь к нему режиссер сделал максимально интересным и напряженным.
Список Шиндлера (Schindler’s List) 1993
Фильм, который многие рассматривают как лучший в карьере Спилберга. По реальной истории Оскара Шиндлера, который освободил несколько сотен евреев из лагерей во время Второй мировой. Лиам Нисон в главной роли и Рэйф Файнс в образе антагониста со стороны нацистов.
Страна глухих 1998
Две случайные подруги хотят убежать от унылой реальности 90-х. Это приводит их не только к новым возможностям, но и к серьезным рискам. Одна из девушек глухая, и именно ее мир постепенно становится реальным для второй, затягивая и обнажая все новые грани.
Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas) 1998
Бенисио Дель Торо и Джонни Депп воплотили на экране образ безумных 70-х, описанный Хантером Томпсоном в книге по реальным событиям. Задание журналиста утонуло в потоке наркотиков и абсурда. Эта дорога ведет в никуда, завершение пути не имеет ни малейшего значения – нужно просто расслабиться и получать удовольствие от того, что происходит. Терри Гиллиам контролирует хаос с привычным спокойствием гения, а в эпизодах появляется целая россыпь звезд Голливуда, состоявшихся и будущих.
Схватка (Heat) 1995
Лучший фильм Майкла Манна. Дуэт Аль Пачино и Роберта Де Ниро снова состоялся в большом кино, но в отличие от второго “Крестного отца”, герои встретились лицом к лицу. Один – опытный детектив, второй – не менее опытный грабитель банков. Оба бескомпромиссны, оба не остановятся ни перед чем ради достижения цели. У обоих есть отношения, которые непросты из-за их опасной сферы деятельности. Кто победит в этой схватке? Блистательный триллер с максимально реалистичными сценами перестрелок и насилия.
Такси (Taxi) 1998
В нашем списке не так много комедий. Не потому, что мы не любим этот жанр (напротив, мы горячие поклонники комедий), а потому, что с течением времени многие образчики юмора и сатиры выцветают и теряют былую актуальность. Но “Такси” смотрится весело и динамично и по прошествии многих лет. Еще одно достоинство фильма – именно здесь многие впервые открыли для себя Марион Котийяр.
Терминатор 2: Судный день (Terminator 2: Judgment Day) 1991
Джеймс Кэмерон выпускает в свет исключительно шедевры. Один из немногих режиссеров, который в состоянии снять культовое кино, а затем создать сиквел, который превосходит оригинал. Все это относится к дилогии о восстании машин, которая сначала совершила прорыв в мире спецэффектов, а затем смогла остаться актуальной даже спустя десятилетия, когда визуальные эффекты ушли далеко вперед.
Титаник (Titanic) 1997
И в том же десятилетии Кэмерон снимает фильм, который долгое время оставался самым кассовым в истории. Кроме того, он явил миру дуэт Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо. А для кого-то открыл глаза на тот факт, что история корабля была реальной (все не можем нарадоваться тому знаменитому твиту).
Тонкая красная линия (The Thin Red Line) 1998
Терренс Малик снял фильм о солдатах американской армии на Второй мировой, на Тихоокеанском фронте. Кто-то идет в бой, пытаясь забыть о том, что происходит у него дома, а кто-то хочет добыть победу любой ценой, чтобы получить повышение. Фильм стал первой работой режиссера после двадцатилетнего (!) перерыва. Критики и зрители оценили возвращение по достоинству – Золотой медведь Берлинского фестиваля и семь номинаций на Оскар. В главных и второстепенных ролях заметное количество звезд, но еще больше осталось за бортом, хотя они были согласны сниматься у Малика даже без гонорара.
Три цвета: Синий (Trois Couleurs: Bleu) 1993
Кшиштоф Кесьлёвский снял трилогию “Три цвета”, назвав каждую часть одним из цветов – Синий, Белый Красный. В первой части в главной роли снялась Жюльет Бинош. Она сыграла, потерявшую в автокатастрофе мужа и дочь. Она переезжает в Париж, чтобы начать новую жизнь и растворяется в музыке погибшего мужа… Золотой лев Венецианского фестиваля, премии Гойя и Сезар.
Три цвета: Белый (Trois couleurs: Blanc) 1994
Во Второй части трилогии муж-поляк (Збигнев Замаховский) разводится со своей женой-француженкой (Жюли Дельпи). Он оказывается в Париже один и без денег, возвращается в Польшу, но не может забыть жену. Тогда он придумывает план, как все вернуть… Серебряный медведь Берлинского кинофестиваля.
Три цвета: Красный (Trois couleurs: Rouge) 1994
Этот фильм стал последним для режиссера. Молодая студентка знакомится с заметно более возрастным судьей, случайно сбив его овчарку. Постепенно они сближаются. Параллельно развивается линия встреч с соседом студентки, с которым она не знакома. И лишь по прошествии череды серьезных событий им удается познакомиться, равно как и зрителю увидеть связь нескольких линий с предыдущими двумя фильмами.
Ужин с придурком (Le dîner de cons) 1998
Прекрасная французская комедия. На ужин в высшее общество нужно пригласить идиота. Если ваш окажется самым убедительным – победа за вами. Но если вы приглашаете на ужин идиота, нужно помнить, что вы же можете оказаться его жертвой…
Умница Уилл Хантинг (Good Will Hunting) 1997
Молодые Мэтт Дэймон и Бен Аффлек написали не по годам зрелый сценарий, а Гас Ван Сент поставил по нему один из лучших фильмов 90-х. Юный Уилл – математический гений, который в то же время имеет постоянные проблемы с законом из-за взрывного хулиганского характера. Чтобы талантливый парень не попал в тюрьму, его под свое крыло берет профессор математики, который находит Уиллу психолога, чтобы проходить сеансы, предписанные судьей. Но совладать с крутым нравом парня совсем непросто, ведь он просто одержим саморазрушением… Прекрасная история взросления и переоценки жизненных приоритетов. Робин Уильямс и Стеллан Скарсгард в ролях старших наставников молодежи.
Утомлённые солнцем 1994
Гран-при Каннского фестиваля и Оскар за лучший фильм на иностранном языке. История того, как под колесами машины сталинских репрессий оказался бывший герой революции, который был настолько уверен в своей неприкосновенности, что отказался распознать признаки своего скорого падения, несмотря на предупреждение от бывшего возлюбленного своей жены, вернувшегося в свой старый дом после многих непростых лет.
Фарго (Fargo) 1996
Если до “Фарго” о творчестве братьев Коэн знали, по большей части, только любители независимого не-мэйнстримового кино, то после его выхода о стиле режиссеров заговорили все. В этом подсобил и Оскар, полученный за лучший фильм, и неповторимый черный юмор, обильно поливающий слои триллера и детектива, созданные братьями. Много лет спустя вышел одноименный сериал (не связанный сюжетно, но связанный идейно и атмосферно) и под надсмотром братьев Коэн обрел, пожалуй, еще большую популярность, чем фильм.
Форрест Гамп (Forrest Gump) 1994
Один из самых любимых зрителями фильмов, который рассказывает историю современных США через судьбу персонажа Тома Хэнкса. Несмотря на то, что он весьма неуклюж и не слишком силен умом, он добивается очень многого и в армии, и в спорте, и даже в бизнесе. А главное, что он всегда остается хорошим и оптимистичным парнем, готовым помочь ближнему.
Храброе сердце (Braveheart) 1995
Мел Гибсон переквалифицировался из актера в режиссера и обрел еще большее величие как артист. Его история шотландского бунтаря Уильяма Уоллеса настолько убедительна, что не только получила пять Оскаров, но и сделала лицо Гибсона олицетворением легенды: теперь сувенирная продукция с изображением национального героя производится именно в таком виде (потому что истинного облика Уоллеса не сохранилось).
Хрусталев, машину! 1998
Фильм Алексея Германа о последних днях сталинского режима. В центре истории генерал Клёнский, которого ждет тюремный срок. Генерал сам понимает опасность и пытается сбежать… Не самый простой для восприятия фильм, который, по сути, стал последним в карьере Германа (не считая завершенного уже после смерти режиссера “Трудно быть богом”).
Церемония (La cérémonie) 1995
Французское кино от Клода Шаброля. Богатая семья нанимает новую служанку (Сандрин Боннер). Та знакомится с работницей почты (Изабель Юппер), которая настраивает ее против своих же работодателей. Ничем хорошим это закончиться не может… В фильме также заняты Жаклин Биссет, Виржини Ледуайен и Жан-Пьер Кассель (отец Венсана Касселя). Масса премий Сезар, фестиваля в Торонто и Венецианского кинофестиваля.
Чyнгкингский экспресс (Chung Hing sam lam) 1994
Истории любви двух одиноких полицейских идут одна за другой. Один расстался с девушкой и не может нормально пережить этот разрыв, судьба сводит его с наркодилершей; второй потерял свою подружку стюардессу и встретил барышню из закусочной, у которой свои планы насчет встреч с ним. Гонконгское кино не частый гость в доме нашего зрителя, но это тот случай, когда Гонконг произвел на свет очень сильное произведение, которое невозможно игнорировать.
Шестое чувство (The Sixth Sense) 1999
В “12 друзьях Оушена” Брюс Уиллис в роли Брюса Уиллиса пошутил о том, что “если все сразу поняли, чем закончится “Шестое чувство”, то как же фильм собрал 600 миллионов в прокате?”, с чем мы абсолютно согласны. Несомненно, самые проницательные зрители могли предположить, чем обернется история психолога, столкнувшегося с мальчиком, который думает, что видит мертвых людей. Но для подавляющего большинства финал фильма М. Найт Шьямалана стал абсолютной неожиданностью, который моментально возвел режиссера в ранг тех людей, чей каждый новый фильм ждут с нетерпением (к сожалению, как минимум в половине случаев, Шьямалан такого высокого доверия не оправдал – но это никак не относится к “Шестому чувству”).
Эд Вуд (Ed Wood) 1994
Замыкает список (исключительно по алфавитному принципу, а не по значению) великолепный фильм Тима Бартона о худшем режиссере всех времен и народов. В своем, традиционно гротескном, биопике Бартон подает Вуда как фигуру увлеченную и устремленную к своей мечте – снимать великие фильмы. Препятствия и осуждение студии, коллег и друзей его не останавливают (к слову, примерно в таком же позиционировании снят и фильм Джеймса Франко о Томми Вайсо, “Горе-творец”). Джонни Депп в главной роли, Мартин Ландау в роли Белы Лугоши (Оскар за роль второго плана), Билл Мюррей, Патрисия Аркетт и Сара Джессика Паркер.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
100 лучших фильмов 2010-х годов
100 лучших фильмов 2000-х годов
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom