Наконец возмужавший Орландо Блум играет детектива полиции, расследующего серию жестоких нападений на… фей. Да-да, на тех, что с искрящимися крылышками за плечами. Фэнтезийный неонуар «Карнивал Роу» беспощадно макает персонажей детских сказок в мрачные взрослые тона подобно «Властелину колец» и погружает в жестокий аллегорический мир расовой нетерпимости и послевоенного пессимизма.
Действие, естественно, разворачивается в вымышленной вселенной. Семь лет назад здесь прогремела война между сторонниками старого имперского режима, ратующего за истребление нелюдей (крылатых фей, рогатых фавнов и прочих мифических существ), и защитниками прогрессивного республиканского строя, обещающего нечеловеческим созданиям свободу и равноправие. Республиканцы победили, и центром новой власти стал город Бург, в котором возник квартал под названием Карнивал Роу (эдакий Чайна-таун), переполненный нелюдьми-беженцами со старой земли. Здесь, на Карнивал Роу, однажды встречаются детектив Райкрофт Филострат, которого все называют просто Фило (Блум), и фея Виньет (Кара Делевинь), которые полюбили друг друга во время войны, но затем потерялись, ошибочно убежденные в гибели своей половинки.
И все бы хорошо, долгожданная встреча, воскресшая любовь, свободный мир без расовых предрассудков… Но ничего подобного. Сердце феи полно ненависти, сердце следователя окутано туманом, а прошлое его скрывает тайну; Бург же и близко не похож на рай, где нелюди и люди живут в гармонии и взаимном уважении, феи и прочие создания – по-прежнему изгои, хватающие в свою сторону в лучшем случае презрительные взгляды и занимающие унизительное положение либо прислуги, либо проституток.
Вселенная сериала, в меру напичканная выдуманными словами и терминами (вроде голнедельника как одного из дней недели, коверкающего понедельник), – собирательный образ самых различных государств и моментов всемирной истории. Например, в войне за освобождение нелюдей сложно не разглядеть метафору Гражданской войны в США за отмену рабства, которая хоть и увенчалась победой гуманиста Линкольна, все равно обрекла чернокожее население на унижение и зависимость на более чем сто лет вперед. В декорациях же сходу узнается классический викторианский Лондон, парламент Бурга очень напоминает Палату лордов, а в полиции служат констебли. При этом управляет парламентом канцлер, а не премьер-министр (как в Германии и Австрии; собственно, и само название Бург отсылает к немецкому «burg», что означает «град, город»), а денежная единица здесь – гульден, как в Нидерландах.
«Карнивал Роу» вобрал множество разношерстных стилистик и жанров. Тут вам и детектив в духе кровавой истории Джека Потрошителя, где жертвы-феи – аллюзия на жертв-проституток, а улица Карнивал Роу – отсылка на Уайтчепел. И эпичное фэнтези в духе Толкина, где разворачиваются этнические распри (у прародителя современного фэнтези это была, к примеру, неприязнь между гномами и эльфами). И костюмная мелодрама в духе «Аббатства Даунтон» о правилах чопорного высшего света, о взаимоотношениях между господами и их слугами. И даже развернутая «галактика» двухполюсного противостояния Империи и Республики наподобие «Звездных войн».
Смотрите легально на MEGOGO
При этом киноязык сериала вовсе не выглядит и не звучит сумбурно, аляповато, китчево, хаотично, а как раз наоборот, образует целостный, самостоятельный, самобытный стиль. И ведущие исполнители, Блум и Делевинь, вписываются в этот антураж, в эту богатую сюжетность и эту красочную художественность, как влитые. И если молодость Орландо Блума ассоциируется с нежным, аристократичным образом златовласого эльфа Леголаса, то зрелость актера нашла экранное воплощение именно в роли инспектора Филострата, соединившего поэтичную легкость с приземленной брутальностью.
Нечистоплотность политических игр, разжигание межнациональной розни, перманентная классовая борьба, в том числе столкновение разбогатевшей буржуазии с обедневшей аристократией, ксенофобия, эксплуатация и порабощение, надежды на скорый прогресс как технологический, так и интеллектуально-духовный… Ключевые моменты существования и развития цивилизации обернуты в увлекательную обертку последовательной и рациональной детективной фантазии, исправно удерживающей интригу до самого финального эпизода.
Любовная линия, что примечательно, не занимает главенствующую позицию. Виньет и Фило помимо проблемы быть вместе в эпоху, созвучную с тем этапом американской истории, когда черно-белые браки карались диким законом, переживают каждый свою личную сложность и внутреннюю дилемму: один должен примириться со своим естеством, другая – с неидеальным местом, которое стало ее новым домом.
Carnival Row – дословно переводится как «карнавальный ряд (ряд домов)». Иными словами можно сказать «маскарадная улица» или «улица ряженых». И этот центр сосредоточения различных биологических видов и форм, различных культур и идеологий отсылает к библейскому преданию про Вавилонскую башню, с которого ведет начало наше глобальное взаимное непонимание и масштабная межэтническая вражда.
Анастасия Лях
Карнивал Роу (Carnival Row)
2019 год, США
Продюсеры: Рене Эчеваррия, Трэвис Бичем, Орландо Блум
Режиссеры: Тор Фройденталь, Джон Эмиел, Анна Форстер, Энди Годдар
Сценарий: Рене Эчеваррия, Трэвис Бичем, Марк Гуггенхайм, Питер Кэмерон, Иэн Дейчман, Кристин Робинсон, Стефани K. Смит
В ролях: Орландо Блум, Кара Делевинь, Джаред Харрис, Дэвид Гяси, Карла Кром, Индира Варма, Тамзин Мерчант, Саймон МакБерни, Джэми Харрис
Операторы: Тони Миллер, Крис Сигер, Тео ван де Санд
Композитор: Натан Барр