Казалось бы, научно-фантастический роман Герберта Уэллса о прибытии на Землю недружелюбно настроенных инопланетян экранизировался множество раз, вернее получал всевозможные аудио и визуальные воплощения, от радиопьес до голливудских блокбастеров. Но, как ни странно, свежий мини-сериал канала BBC оказался первой адаптацией, максимально приближенной к первоисточнику и дословно передавшей идеи писателя.
Первым кинематографистом, обратившимся к роману Герберта Уэллса, был его знаменитый однофамилец Орсон Уэллс, который выпустил в эфир радиопостановку под видом реального новостного репортажа о вторжении пришельцев. Это было в 1938 году, в преддверии Второй мировой. Одни источники утверждают, что пьеса вызвала нешуточную панику среди радиослушателей, искренне поверивших в нашествие внеземных цивилизаций. Другие – что псевдопанику умышленно раздули газетчики, тогда как среди населения никаких волнений не было и близко. Так или иначе, но вскоре человечество взаправду погрузилось в ужаснейшую войну, последствия которой пожинает до сих пор.
Классической экранизацией «Войны миров» считается американская лента 1953 года, представившая публике совершенно передовое технологическое оформление и в итоге получившая «Оскар» за лучшие спецэффекты. Однако в ней действие было перенесено из Англии в США, из начала двадцатого века в 1950-е, а инопланетяне вместо описанных Уэллсом гигантских треножников передвигались на летающих тарелках. Фильм был пропитан подчеркнутой религиозной патетикой, тогда как в книге лишь упоминалось о том, что многие верили, будто агрессивных пришельцев убил Бог, в то время как в действительности их уничтожили существа куда более мелкие и ничтожные – микробы. Но антивоенный подтекст, заложенный британским писателем, был передан вполне успешно, несмотря на то что речь уже шла о совершенно другой эпохе и другой войне, а именно, естественно, о холодном противостоянии между США и СССР и угрозе ядерной атаки.
В 2005 году свою версию, лишь отдаленно созвучную с литературным оригиналом, представил Стивен Спилберг, также перенесший события в современность и в родную Америку. Спилберг сохранил треножники, но, к примеру, существенно изменил внешность марсиан, изобразив их человекоподобными гуманоидами вместо монстров с щупальцами. А вместо безымянного и бездетного рассказчика, от лица которого ведется повествование, возник вполне конкретный персонаж Тома Круза, разведенный отец двоих детей. Склонный к гигантомании великий голливудский мувимейкер изобразил марсианское нашествие по всей планете, тогда как Уэллс в своем произведении подчеркивал, что вторжению и истреблению подверглась исключительно Англия.
Наконец в 2019 году, когда большинство интересных проектов перекочевало с большого экрана на малый, вышли сразу два сериала по мотивам «Войны миров»: трехсерийный бибисишный с участием Элеонор Томлинсон и Рейфа Сполла (которому, как оказалось, очень идет эпоха начала двадцатого века) и восьмисерийный совместного франко-британо-американского производства. И если второй опять же перенес действие в наши дни (да еще и во Францию), то британское шоу оказалось стопроцентно классическим, винтажным, олдскульным, архаическим в наилучшем смысле этого слова, таким, при просмотре которого можно ощутить специфический запах и приятнейший шелест чуть припавших пылью книжных страниц из непременно коричневато-серой бумаги, как в старинных изданиях, а не лишенный всякого запаха холод современных электронных книг.
Смотрите легально на MEGOGO
Здесь практически все как у Уэллса. Викторианская Англия, полная военно-политических амбиций. Пытливый астроном по фамилии Огилви (его играет Роберт Карлайл), первым обнаруживший упавшее космическое тело, поначалу ошибочно принятое за метеорит. Тепловые лучи и черный химический дым – оружия марсиан против людей. Громаднейшие, возвышающиеся над крышами зданий треножники. Похожие на отвратительных осьминогов пришельцы, питающиеся человеческой кровью. Критика британского империализма: в одной из сцен герой Сполла озвучивает предположение, что вторжение марсиан в Англию – наказание за многовековую захватническую политику, и что пришельцы ведут себя точно так же, как британцы по отношению к чужим территориям и народам: проводят экспансию, уничтожают или подчиняют коренное население, формируют колонии и устанавливают свой деспотичный порядок.
Единственный момент, существенно отличающийся от первоисточника (момент, которого у Уэллса быть никак не могло в силу патриархальной эпохи) и рифмующий историю с современностью и сегодняшними общественными и культурными трендами, – рассказ в сериале ведется от лица женщины, сильной, эмансипированной, прогрессивных взглядов как на науку, так и на любовь, человеческие взаимоотношения, понятия личной жизни и личного выбора. В финале романа главный герой счастливо воссоединялся с женой, потерянной во время хаоса, вызванного атакой. Этот момент воссоединения героини с возлюбленным авторы сериала обыгрывают интригующим и неожиданным образом.
Также в отличие от книги, где действие разворачивалось в течение двадцати одного дня, пока длилось вторжение, сюжет сериала идет нелинейно и регулярно пересекается флэшфорвардами, изображающими постапокалиптическую Землю/ Англию по прошествии нескольких лет после инопланетного штурма. Сухая, обезвоженная внеземными токсинами некогда голубая планета теперь сама похожа на Марс: красная, жухлая, пустынная, не подающая признаков жизни, по которой одиноко скитаются несчастные выжившие, злые и голодные. И длинные, растрепанные огненно-рыжие волосы Элеонор Томлинсон красиво ассонируют с цветом новой земли (в этих кадрах картинка перестает быть архаичной, редким образом соединяющей костюмность с фантастичностью, и вполне может сойти за будущее относительно нас, а не относительно времени жизни и творчества Уэллса, будущее в духе «Безумного Макса»).
Романом «Война миров», опубликованным в конце девятнадцатого столетия, Герберт Уэллс предрек не только предстоящее развитие ракетостроения и освоение человечеством космического пространства, но и две мировые войны, в корне перекроившие и изменившие мир. Герои бибисишного сериала, противостоящие устоям консервативного общества, тоже меняют мир, пусть и в куда меньших масштабах, но в не менее значимой плоскости жизни на нашей неплоской планете.
Анастасия Лях
Война миров (The War of the Worlds)
2019 год, Великобритания
Продюсеры: Джеми Браун, Питер Харнесс, Минглу Ма, Прити Мавахалли, Эмили Расселл
Режиссер: Крейг Вевиро
Сценарий: Питер Харнесс, Герберт Уэллс
В ролях: Элеонор Томлинсон, Рейф Сполл, Руперт Грейвс, Николас ле Превост, Гарри Меллинг, Джонатан Арис, Роберт Карлайл
Оператор: Джеймс Френд
Композитор: Расс Дэвис