Вот бы такие фильмы выходили каждую неделю! Ну пусть не каждую, но серьезно: побольше бы такого кино! Формула для получения повышенной (или даже превышенной, если обратиться к сюжету фильма) дозы чистого киноманского удовольствия идеальная: запутанный детектив; острый, как лезвие ножа, юмор; суперзвездный актерский состав, причем подчеркнуто разношерстный, от секс-символов из блокбастеров до харáктерных гениев.
Все основное действие, которое начинается с акцента на чашке с надписью «мой дом, мои правила, мой кофе» (да-да, речь об американцах, так что «мой кофе», а не «мой чай») разворачивается в стенах одного особняка. Чашка, естественно, принадлежит хозяину дома – знаменитому и богатому писателю детективных романов (престарелого богача играет Кристофер Пламмер, который твердо отказывает своим многочисленным родственникам в выплатах, будто ссылаясь на своего скупого персонажа Гетти из картины «Все деньги мира»; но нет, писатель вовсе не скряга и не лишен человечности и любви, просто он считает, что помогать нужно, невзирая на кровное родство, тем, кто этого заслуживает, а не тем, кто в корне обленился и обнаглел).
В День рождения писателя в доме собирается небольшая толпа самых близких, включая молодую медсестру-сиделку (роль неслучайно досталась красотке Ане де Армас, которая обычно играет девиц, что называется, роковых и жутко сексапильных, а здесь предстает скромной и жалостливой иммигранткой с лицом, светящимся ангельской невинностью; и этот диссонанс между амплуа-ярлыком ля фам фаталь и непривычным образом бедняжки-тихони, естественно, призван укоренить в голове зрителя шаблонное подозрение, что овечка непременно должна оказаться волком), которая приглядывает за стариком и делает ему ежевечерние уколы, и к которой все относятся, якобы как к члену семьи. А в ночь после праздника писатель по неизвестным загадочным причинам совершает суицид, перерезав себе горло.
Утром в дом, естественно, прибывает полиция. А вместе с ней – частный детектив с нарочито дурацким именем и классическими повадками эксцентричного и приставучего сыщика (Дэниэл Крэйг, мастерски представивший определенно самого комичного персонажа своей фильмографии, даже с учетом блондина-уголовника из «Удачи Логана», эксперта по взрывчаткам из желейных мишек). Казалось бы, ну что тут искать? Ведь все улики и экспертиза указывают на самоубийство. Но детектив с дурацким именем чувствует своим шестым дедуктивным чувством, что это дело – бублик с огромной дырой по центру. К тому же, кто-то из членов семейства его нанял, прислав анонимный конверт с толстенной пачкой хрустящих купюр. Словом, филер с дико смешным именем подозревает, ясное дело, всех и каждого: дочь (Джейми Ли Кертис), зятя, мужа дочери (Дон Джонсон), сына (Майкл Шеннон), невестку (Тони Коллетт), старшего внука, которого все считают паршивой овцой (Крис Эванс). Собственно, даже младший внук, подрастающий неонацист, не вне подозрения (звезда дилогии «Оно» Джейден Мартелл). Исключить можно разве что бабулю, мать погибшего, которой так много лет, что уже никто и не считает, и у которой то ли Альцгеймер, то ли маразм. Хотя молчаливая старушка точно что-то знает.
И надо же, чтоб так неслыханно свезло: сиделка (которая со стариком сидела часами напролет и, по сути, была его единственным собеседником и ушами, всегда готовыми услышать все опасения и все внутрисемейные секреты) страдает диковинной особенностью: блюет всякий раз, когда приходится соврать.
Смотрите легально на MEGOGO
Сценарист и режиссер проекта Райан Джонсон, начинавший карьеру с независимых авторских картин («Кирпич»), а затем выпустивший хитросплетенную научную фантастику «Петля времени» и превосходный восьмой эпизод «Звездных войн» (который совершенно несправедливо дико не понравился занудствующим фанатам саги), впервые обратился к жанру детектива, но не впервые – к комедии (вспомним «Братьев Блум»). И кажется, будто Джонсон наконец-то снял кино своей мечты. Или как минимум кино, от которого сам же получил максимум удовольствия. И именно поэтому все вышло так блестяще.
Здесь действительно все продумано до мельчайших мелочей. Не только сама детективная головоломка, но и каждая реплика, каждая шутка; то, как и кем эта шутка сказана. К примеру, над именем детектива (которого зовут Бенуа Бланк) насмехается не кто иной, как персонаж Дона Джонсона (согласитесь, Дон Джонсон – не менее смешное сочетание имени и фамилии).
«Ножи наголо» (где главным реквизитом антуража самым кричаще-дразнящим образом выступает арт-конструкция в форме круглой мишени для дартса, увешанная сотней оголенных ножей, …или в форме вентилятора со зловеще устремленными в центр остриями…, или в форме все того же бублика с дырой от этих ножей по центру) не стоит воспринимать как пародию. Для пародии это кино слишком высококлассное и слишком оригинальное. Но в то же время совсем очевидна его пародийность в самых различных аспектах. В первую очередь Джонсон, конечно же, имитирует и передразнивает детективы Агаты Кристи. Без труда узнаются отсылки к таким романам, как «Карман, полный ржи», «Испытание невиновностью», «Скрюченный домишко» (в последнем, если помните, рассказ начинался со смерти дедушки-толстосума, которому вкололи глазные капли вместо инсулина, поскольку некий злоумышленник накануне поменял бутылочки местами; этот мотив иронично используется и интерпретируется Джонсоном). Бенуа Бланк пародирует Эркюля Пуаро, а сюжет пародирует каноны почерка британской романистки: убийство в богатом большом доме, подозреваются все члены семьи, у каждого прослеживается мотив, и у каждого рано или поздно на свет вываливается скелет, засидевшийся в темном шкафу.
Помимо прочего в этой американской картине интеллектуальный американский юмор виртуозно пародирует юмор британский. А драматургия скрупулезно следует чеховскому принципу про висящее на стене ружье. То есть если в первом акте звучит фраза «этот балбес не способен отличить бутафорский нож от настоящего», то в последнем акте балбес наглядно демонстрирует оную неспособность. И да, если в кадре то и дело маячит конструкция с кучей ножей, то в кульминации хотя бы один нож просто обязан пуститься в дело.
Анастасия Лях
Ножи наголо (Достать ножи, Knives Out)
2019 год, США
Продюсеры: Рэм Бергман, Райан Джонсон
Режиссер: Райан Джонсон
Сценарий: Райан Джонсон
В ролях: Дэниел Крэйг, Крис Эванс, Джейми Ли Кёртис, Ана Де Армас, Тони Коллетт, Дон Джонсон, Майкл Шеннон, Лакит Стэнфилд, Джейден Мартелл, Кристофер Пламмер
Оператор: Стив Йедлин
Композитор: Нэйтан Джонсон
Длительность: 130 минут/ 02:10