Любые рейтинги субъективны, кроме рейтингов кассовых сборов. Когда мы пишем о лучших фильмах года или о лучших сериалах года (равно как и о худших), читатели часто несогласны с нашим видением – и они имеют полное право высказывать свое мнение. Более того, мы рады его слышать, поскольку составляя статью мы всегда лишь начинаем дискуссию, а полноценным диалогом ее сделает только отзыв читателей.
Но когда мы анализируем цифры кассовых сборов – это не наше видение или интерпретация. Это факты. Это не означает, что фильм, который собрал больше всех в кинотеатрах, был лучшим фильмом. Вовсе нет, на сборы влияет маркетинг, реклама, история франшизы (если фильм является частью серии), ревью критиков, отзывы зрителей, количество стран и кинотеатров, в которых шел прокат, жанр, что шло параллельно в прокате и даже погода и курс валют в конкретный день. Тем не менее, нельзя не признать, что зритель голосует деньгами. И если фильм собрал два миллиарда долларов – наверно, что-то в нем есть. Иначе зритель не пошел бы на него, несмотря на любые ухищрения продюсеров и маркетологов.
Ежегодно мы разбираем итоги кассовых сборов по всему миру и отдельно по США. Делая это, мы не только приводим цифры, но и пытаемся рассказать о том, что это означает для индустрии кино в ближайшие 2-3 года. Потому что цифры эти общедоступны, а вот что они означают, можем рассказать только мы (на самом деле, не только мы, понятное дело, но наши рассуждения все равно интересно прочитать).
Итак, kinowar.com представляет 20 самых кассовых фильмов 2019 года.
Начнем с мирового проката.
20. Капитан (The Captain / Zhōngguó Jīzhǎng)
Мировой прокат: $410,975,251
Американский прокат: $706,572
Остальной мир: $410,268,679
Это китайский фильм (а в списке будет не так уж и мало китайских премьер, поскольку рынок проката кино в Китае второй после рынка США), который рассказывает об аварии самолета, случившейся в реальной жизни, когда у самолета китайских авиалиний оказалось неисправным лобовое стекло, и пилоты вынуждены были совершать посадку в тяжелых условиях. Это еще раз доказывает, что рынок локального кино может быть достаточно большим и успешным, если снимать картины о событиях, релевантных отечественному зрителю и делать это на должном техническом уровне.
19. Тайная жизнь домашних животных 2 (The Secret Life of Pets 2)
Мировой прокат: $429,434,163
Американский прокат: $158,257,265
Остальной мир: $271,176,898
Анимация правит миром. Если выходит мультфильм, который в состоянии собрать кассу в несколько сотен миллионов долларов, то у следующих его частей есть все шансы собрать не меньше. Широкая семейная аудитория в помощь – с нее все и начинается.
18. Покемон. Детектив Пикачу (Pokémon Detective Pikachu)
Мировой прокат: $431,705,346
Американский прокат: $144,105,346
Остальной мир: $287,600,000
Анимация + Райан Рейнольдс. Наверно, после успеха “Дэдпула” суммы меньше миллиарда уже никого не впечатляют. Но бухгалтерия студии должна быть довольна. А потому, ждем второго и третьего “Пикачу”.
17. Мой народ, моя страна (My People, My Country)
Мировой прокат: $434,250,865
Американский прокат: $2,356,683
Остальной мир: $431,894,182
Еще один китайский фильм. 7 новелл от семи китайских режиссеров, приуроченный к 70-летию Китайской народной республики.
16. Оно 2 (It Chapter Two)
Мировой прокат: $472,093,228
Американский прокат: $211,593,228
Остальной мир: $260,500,000
Голливуд, наконец, вошел в ту эпоху, когда экранизации Стивена Кинга не только получаются хорошими, но собирают рекордную кассу. Учитывая плодовитость автора, впереди нас ждет еще не один десяток новых фильмов.
15. Малефисента 2 (Maleficent: Mistress of Evil)
Мировой прокат: $490,536,892
Американский прокат: $113,392,166
Остальной мир: $377,144,726
От первого фильма все были в восторге, второй заметно уступает. Но это не мешает ему собрать очень значимую кассу.
14. Джуманджи: Зов джунглей (Jumanji: The Next Level)
Мировой прокат: $507,001,452
Американский прокат: $209,706,405
Остальной мир: $297,295,047
Вы можете не любить Дуэйна Джонсона и фильмы с его участием: это не имеет никакого значения, в этом году он дважды в списке топ-20. А в следующем выходит “Форсаж 9”.
13. Как приручить дракона 3 (How to Train Your Dragon: The Hidden World)
Мировой прокат: $520,999,505
Американский прокат: $160,799,505
Остальной мир: $360,200,000
Анимация и франшизы: не будем растекаться мыслью по древу, широкая семейная аудитория и умелая эксплуатация предыдущих успешных опытов обеспечивает стабильную кассу на долгие годы вперед.
12. Блуждающая Земля (The Wandering Earth)
Мировой прокат: $699,760,773
Американский прокат: $5,875,487
Остальной мир: $693,885,286
Как мы и говорили, китайских премьер в списке изрядно. На сей раз этой фантастический фильм о спасении Земли от потенциального взрыва Солнца. При всего лишь 50 миллионах бюджета картина собрала 700 миллионов.
11. Нэчжа (Ne Zha)
Мировой прокат: $700,547,754
Американский прокат: $3,695,533
Остальной мир: $696,852,221
Еще одно свидетельство развития китайского кино – разнообразие жанров. Помимо фильмов-катастроф и фантастики, кассу собирает и анимация.
10. Форсаж: Хоббс и Шоу (Fast & Furious Presents: Hobbs & Shaw)
Мировой прокат: $758,910,100
Американский прокат: $173,810,100
Остальной мир: $585,100,000
Да, это уже не смотрится так мощно, как “Форсаж”, но отрицать харизматичность дуэта Стэйтэм-Джонсон, продуманность многочисленных экшн-сцен и наличие хороших шуток бессмысленно. Десять фильмов этого спин-оффа мы не ожидаем, но трилогия практически неотвратима.
9. Звездные войны. Эпизод 9: Скайоукер. Восход (Star Wars: Episode IX – The Rise of Skywalker)
Мировой прокат: $840,057,441
Американский прокат: $417,057,441
Остальной мир: $423,000,000
Худший эпизод саги продолжил отрицательный тренд новой трилогии по сборам. Единственный вопрос, который остается – сможет ли девятая часть собрать миллиард, чтобы оставить студии надежду на скорое возвращение к франшизе?
8. Аладдин (Aladdin)
Мировой прокат: $1,050,693,953
Американский прокат: $355,559,216
Остальной мир: $695,134,737
Несмотря на всеобщую ненависть к ремейкам и Disney, игровой перезапуск “Аладдина” от Гая Ричи оказался очень хорош. Помимо позитивной критики, он также собрал самую большую в карьере режиссера кассу. Вот и говори потом, что Disney не знает, что он делает.
7. Джокер (Joker)
Мировой прокат: $1,062,994,002
Американский прокат: $333,494,002
Остальной мир: $729,500,000
“Джокер” прошел все стадии создания и проката: от “да что они там могут снять”, через “лучше Леджера никого уже никогда не будет”, сквозь “все равно круче Нолана никто никогда не снимет” до “ОГО ВЫ ВИДЕЛИ ДА ЭТО ЖЕ ПРОСТО” и наконец до “ой, да ладно, что там такого, что все обсуждают”. Попутно он собрал миллиард долларов, а потом и вовсе стал самым кассовым фильмом для взрослых в истории.
6. История игрушек 4 (Toy Story 4)
Мировой прокат: $1,073,394,593
Американский прокат: $434,038,008
Остальной мир: $639,356,585
После сверхуспешной трилогии прошло немало времени, но след этой замечательной анимационной комедии слишком яркий, чтобы не гарантировать кассу снова и снова.
5. Капитан Марвел (Captain Marvel)
Мировой прокат: $1,128,274,794
Американский прокат: $426,829,839
Остальной мир: $701,444,955
На наш взгляд, фильм очень плох в сравнении с последними опусами Marvel. Но ожидание новых картин студии и вселенной, которая строится уже вторую декаду, слишком велико. А потому и касса гарантированная.
4. Человек-паук: Вдали от дома (Spider-Man: Far from Home)
Мировой прокат: $1,131,927,996
Американский прокат: $390,532,085
Остальной мир: $741,395,911
Marvel и Disney окуппировали не только топ-10, но и топ-5. Фанат вы комиксов или нет, сложно спорить с тем, что студией была проделана огромная работа, чтобы каждый следующий ее фильм ждали с таким нетерпением. А теперь и страхи о том, что Человек-паук отколется от вселенной Marvel, позади.
3. Холодное сердце 2 (Frozen II)
Мировой прокат: $1,236,981,240
Американский прокат: $438,585,364
Остальной мир: $798,395,876
В свое время первая часть этого мультфильма стала самым кассовым анимационным фильмом в истории. Вторая часть обошла и первый фильм, и вторую “Суперсемейку”, и в зависимости от того, как классифицировать, является или самым кассовым анимационным фильмом в истории, или вторым после нового “Короля Льва” (его часто упоминают как полнометражный художественный игровой фильм, несмотря на полное анимирование всего действия на экране).
2. Король Лев (The Lion King)
Мировой прокат: $1,656,821,650
Американский прокат: $543,638,043
Остальной мир: $1,113,183,607
Вряд ли кто-то сомневался в успехе нового фильма. Для кого-то ностальгия, для кого-то интерес к тому, что могут сделать новые технологии, а для кого-то возможность привести всю семью в кинотеатр без боязни разочаровать (да, в который раз отметим, что анимация правит миром) обеспечили позыв прийти на просмотр. Джон Фавро не только гений как продюсер, но и гений общего видения того, каким должен быть проект, чтобы порадовать и зрителя, и критиков, и студию (впрочем, именно этим и занимается продюсер, так что мы, пожалуй, повторяемся). Золотой глобус фильм не получил, но надежды на Оскар остаются.
1. Мстители: Финал (Avengers: Endgame)
Мировой прокат: $2,797,800,564
Американский прокат: $858,373,000
Остальной мир: $1,939,427,564
Финал саги превзошел все ожидания, если не зрительские, то финансовые точно. Он стал не только самым кассовым фильмом вселенной Marvel, но и самым кассовым фильмом в истории кино, обогнав многолетних лидеров “Титаник” и “Аватар” и получив поздравления от самого Джеймса Кэмерона.
Теперь давайте отдельно рассмотрим топ-10 самых кассовых фильмов США. Почему это важно?
Это непосредственно влияет на то, какие фильмы мы увидим в ближайшие годы. Несмотря на то, что некоторые фильмы сверхуспешны в мировом прокате, студии могут поствить крест на их продолжениях/концепциях/продюсерах/режиссерах/актерах, если касса, собранная в США была недостаточной. Так происходит по нескольким причинам:
- деньги в США и во всем мире не равны: прокат в других странах часто осуществляет не студия, а дистрибьютор, а значит сборы необходимо делить не только с кинотеатрами, но и с локальными прокатчиками. То есть с каждого заработанного доллара часть уходит именно к ним, помимо того, что примерно 50% забирают кинотеатры. В отличие от американского рынка, где студия претендует на все, что осталось после рассчета с кинозалами.
- скорость выплат также играет роль. Китайские деньги могут идти с огромной задержкой, а затраты студия несет немедленно.
- прогнозируемость. Рынки других стран могут запрещать премьеры, сдвигать их, совмещать с принципиальными конкурентами, ограничивать рекламу и делать массу других непредсказуемых вещей. Когда ты прокатываешь в той же стране, где производишь, понимание будущего твоих доходов заметно выше.
Именно поэтому, помимо цифр мирового проката необходимо обращать внимание на кассовые сборы в США. Посмотрим на топ-10 в 2019 году.
1. Мстители: Финал (Avengers: Endgame)
$858,373,000 4,662 кинотеатров 26 апреля Walt Disney Studios Motion Pictures
2. Король Лев (The Lion King)
$543,638,043 4,802 кинотеатров 19 июля Walt Disney Studios Motion Pictures
3.История игрушек 4 (Toy Story 4)
$434,038,008 4,575 кинотеатров 21 июня Walt Disney Studios Motion Pictures
4. Холодное сердце (Frozen II)
$430,144,682 4,440 кинотеатров 22 ноября Walt Disney Studios Motion Pictures
5. Капитан Марвел (Captain Marvel)
$426,829,839 4,310 кинотеатров 8 марта Walt Disney Studios Motion Pictures
6. Звездные войны: Эпизод IX – Скайоукер: Восход (Star Wars: Episode IX – The Rise of Skywalker)
$390,706,234 4,406 кинотеатров 20 декабря Walt Disney Studios Motion Pictures
7. Человек-паук: Вдали от дома (Spider-Man: Far from Home)
$390,532,085 4,634 кинотеатров 2 июля Sony Pictures Releasing
8. Аладдин (Aladdin)
$355,559,216 4,476 кинотеатров 24 мая Walt Disney Studios Motion Pictures
9. Джокер (Joker)
$333,494,002 4,374 кинотеатров 4 октября Warner Bros.
10. Оно 2 (It Chapter Two)
$211,593,228 4,570 кинотеатров 6 сентября Warner Bros.
Первое, что просто необходимо отметить – 8 из 10 топ кассовых фильмов 2019 года в США принадлежат Disney. Будь это вселенная Marvel, анимация или перезапуски старых франшиз, именно эта студия лучше других понимает, что именно нужно делать, чтобы собирать максимальную кассу (и располагает наибольшими ресурсами для осуществления своих планов).
Второе (и это мы отмечаем уже не первый год) – сиквелы и франшизы определяют степень успешности новых фильмов. Зритель охотнее идет на что-то ему более понятное, чем на новые картины, которые представляют большую степень риска впустую потраченного времени. Иными словами, именно зритель виновен в засильи сиквелов и перезапусков, а не студии. Студии предлагают то, что будет пользоваться спросом – никто не готов терять свои деньги просто для того, чтобы показать миру что-то новое. Не хотите смотреть бесконечные продолжения и ремейки – перестаньте ходить на них.
Третье – несмотря на вполне прогнозируемую картину доминации франшиз и семейной анимации, всегда есть место приятным сюрпризам (и это тоже тренд, существующий не первый год). Хоррор-фильмы все еще живы – успех второй части “Оно” это подтверждает (ниже по списку, если опускаться за пределы двадцатки, это также подтверждают сборы фильма “Мы”). А уж про успех “Джокера” киноиздания попросту устали писать: фильм 18+, темный взрослый нуар с нестандартным подходом к решению истории по комиксам собирает больше миллиарда – это же просто мечта.
Драма и психология, а также микрожанры, уверенно мигрируют в сериалы и полный метр на потоковых сервисах. Благо, инвестиции Netflix, Apple TV, Disney+, Amazon Prime Video, Hulu и других рассчитаны еще на несколько лет поощрения экспериментов продюсеров и режиссеров. Именно этим вложениям мы обязаны “Брачной историей”, “Тьмой”, “Удивительной миссис Мейзел”, “Короной”, “Утренним шоу”, “Ирландцем”, “Тройной границей” и многим, многим другим.
Вряд ли этот год принесет серьезные изменения в расстановке сил. И все же, оправдавшие себя риски могут подтолкнуть студии к тому, чтобы больше вкладывать во что-то новое, интересное, свежее. По крайней мере, хотелось бы на это надеяться.
Читайте также:
10 самых кассовых фильмов 2018 года
25 самых кассовых фильмов США 2017 года