Сегодня мы беседуем с арт-директором Одесской Студии Мультипликации. Олег Гей рассказал нам о том, чем сегодня живет студия и мультипликация в целом, какие ориентиры в творчестве и работе у коллектива художников, как жизнь страны влияет на анимацию и, наоборот – как искусство меняет судьбу страны.
Расскажите немного о студии и о том, чем вы занимаетесь.
— Одесская Студия Мультипликации основана 19 сентября 1991 года режиссером Евгением Бугаёвым, художниками Юрием Гриневичем и Сергеем Чебаном. Студия занимается производством классической 2D и 3D анимации, полнометражных анимационных фильмов, сериалов, музыкальных клипов, рекламы, а также анимацией для Android и iOS, производством спецэффектов для кино и ТВ.
За годы работы студия создала три полнометражных анимационных фильма: «В стране Альхоков», «Звериные войны», «Муттабар». Были анимационные сериалы, большое количество музыкальных анимационных клипов и рекламных роликов для «Кабаре-дуэт Академия», «Маски-шоу», «Джентельмен-шоу», «Золотое кольцо», Анны Резниковой, Антона Макарского, 31 меридиан, «Каламбур», «Ласуня», «Юмор Бокс», «Musiс Box», «REX». Студия производит мультипликацию для Украины, России, Казахстана, Германии, США, Турции, Саудовской Аравии, Австралии, Израиля и многих других стран. Студия мультипликации Лауреат и участник кинофестивалей «WORLDFEST» (США), «CARTOONS ON THE BAY» (Италия), «BERLINALE» (Германия), «АЛЫЕ ПАРУСА» (Украина), Одесский международный кинофестиваль (Украина), «ДНIПРО-CINEMA» (Украина), «Фантазия» (Россия), «Каверза» (Львов).
На сегодняшний момент в студии более 50 художников.
Все знают Одесскую киностудию («В поисках капитана Гранта», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Десять негритят» и многое другое). Имеет ли к ней отношение Одесская Студия Мультипликации и какое?
— Мы Одесская Студия Мультипликации, а не Одесская киностудия — мы связаны только территориально. Хотя предлагали свои идеи и предложения руководству, но не нашли поддержку и желание развивать анимацию на киностудии. Жаль…
На Одесской киностудии сотрудничали с комик-трупой “МАСКИ-шоу”, когда они снимали свой мульт-сериал. А также создали на киностудии свой первый полнометражный фильм «В стране Альхоков», который представляли на кинофестивале “КРОК-1995”.
Какие проекты сейчас в работе?
— Сейчас больше студия “сидит” на рекламе и заказных клипах, а также есть в разработке три больших проекта: комикс, мульт-сериал и полнометражный фильм. Все три — это отдельные, независимые проекты. Пока не будем раскрывать все тайны.
Какие работы вы отмечаете как любимые за всю историю студии?
— Любимых работ нет, ибо все любимые. Это как любить одного ребенка, а других — нет. Каждый — любимый и бесценный!
С какими заказчиками вы работаете чаще всего?
— Заказчики делятся на два типа: первые — которые тебе доверяют и вторые — который лучше тебя знают, как делать анимацию. Соответственно, больше работаем с заказчиками, которые нам доверяют и уважают наш более чем двадцатилетний опыт производства мультипликации.
Скажите, с какими проблемами сталкивается студия на сегодняшний день и как решает эти проблемы?
— Проблема, к сожалению, одна — это отсутствие поддержки мультипликации как искусства. Все мы понимаем, что сейчас идет АТО, и не до кино всем. Но теперь мы также все видим, к чему приводит не бережное отношение к своей культуре.
Конечно, хочется, чтобы государство финансировало и поддерживало студии, школы анимации, продвижение мультфильмов от Украины на кинофестивалях. Так как это делают во Франции, Канаде, Исландии. А пока все сами… (с грустной улыбкой)
Студия чаще занимается рекламными и дизайнерскими проектами, чем мультфильмами. Причины очевидны — необходимо обеспечивать ее работоспособность. Нет ли сожаления о том, что мультфильмы удается снимать не так часто?
— Это, к сожалению, показатель времени.
Украинский рынок мультипликации. Кто сейчас основные игроки, кто лидер? Какова судьба небольших студий?
— Во первых — рынка нет! Чтобы был рынок, нужны четкие и прозрачные правила игры. На счет основных игроков, то украинская мультипликация на этапе становления. Надо делать полнометражное кино, сериалы — а их сейчас нет. У всех на стадиях разработки. Время отсеет и покажет, кто лидер! (с улыбкой)
Какова роль украинских студий в крупных мультипликационных проектах? Делают ли голливудские студии заказы в Украине?
— Да, я знаю много украинских мультипликаторов, которые работают фрилансерами на другие, зарубежные проекты. На счет голливудских заказов — об этом можно только мечтать.
Я помню, нам было предложение из Франции делать совместную сказку. Им очень понравился наш классический стиль рисования. Французская сторона нашла финансирование, но, как всегда, дело уперлось в законы. По законам Евросоюза — выделяемые финансы должны быть потрачены на их территории. Так, сейчас этот заказ делают совместно Германия и Польша.
Как влияет экономическая ситуация и повышение курса на работу мультипликаторов? Является ли это возможностью для роста или наоборот мешает ему?
— Экономическая ситуация в стране всегда влияет на любое производство. Хочется творить, не думать о “бутерброде насущном”… (с улыбкой)
А рост — это в крови. Глуп тот художник, который уверен что он всего достиг.
Самообразование — это очень важно. Смотрим и обсуждаем на студии последние новинки не только мультипликации, но и кино, театра, книг — все это источник знаний и роста.
Как считаете, вытеснило ли 3D-моделирование классический рисунок?
— Нет. Это просто новый стиль выражения себя. Мы видим золотую середину в сочетании рисованной и трехмерной графики. Но самое главное — это человек, железо ничто.
Кто был вашим фаворитом на премии Оскар 2015 и почему?
— Фаворитом в номинации короткий метр был «Меню» / Feast (отличная история сделанная диснеевскими аниматорами). А полнометражные – «Семейка монстров» и «Песнь моря» (два фильма, разных по технике исполнения, но каждый искренне “залез” в душу и не оставил равнодушным).
Какие ваши любимые украинские мультфильмы? Какие любимые советские? Какие иностранные?
— Украинские и советские — все серии Казаков, Капитан Врунгель, Остров Сокровищ, Котенок по имени Гав, Бременские музыканты, Братья пилоты, Простоквашино, Винни-Пух, Карлсон, Умка, Тайна третьей планеты, Ежик в тумане.
Из иностранных — Роботы, Как приручить Дракона, Семейка Крудс, Все псы попадают в рай, Эрнест и Селестина, Секреты кельтов, Стальной гигант, Гадкий я, Паранорман, Храбрая Сердцем, Рататуй, ВАЛЛ-И, Отель Трансильвания, Иллюзионист, Фантазия.
Есть ли у вас «авторитеты» в мире анимации — люди, которые вдохновляют вас, работы, к уровню которых хотелось бы стремиться?
— Да, это такие люди как Уолт Дисней, Юрий Норштейн, Давид Черкасский, Александр Петров, Джон Лассетер, Глен Кин.
Что нужно, чтобы в Украине снимали больше мультфильмов?
— Необходимы условия, благодатная почва. Надо понимать, что воспитание детей и общества лежит на плечах культуры и государства. А если этим пренебрегать, то воспитывать и иные ценности будут другие.
Чем вы гордитесь больше всего за все время существования студии?
— Сохранением нашего дружного коллектива и верой в себя и мультипликацию!
31 марта 2015 года
Использование материалов возможно только с разрешения редакции сайта. Полная перепечатка запрещена.
Все фото и рисунки – с официального сайта Одесской Студии Мультипликации