Согласитесь, никто не хочет смотреть кино о тех проблемах, на которые в жизни все мы (ну, то есть почти все) закрываем глаза, обходим стороной, делаем вид, будто проблемы такой нет либо она нас никоим образом не касается. Никто не хочет смотреть кино о том, как детей-аутистов, от которых отказались родители, закрывают в больничных палатах, привязывают к койкам и пичкают пилюлями, превращающими их в овощей. Чтобы избавиться от хлопот. Потому что хлопотать никто опять же не хочет. Ведь это чужие дети. Их даже собственные родители отказались нянчить. А государство тем более не станет заморачиваться.
Никто такой фильм смотреть не захочет. Разве что через силу. В качестве пытки искусством. Но французские сценаристы-постановщики Оливье Накаш и Эрик Толедано, на счету которых безусловный трагикомичный хит «Неприкасаемые» («1+1»), сумели нащупать подход, смогли придать тяжелой истории по возможности легкую, вернее облегченную форму, вместе с тем не растеряв важности и глубины послания. И нет, «Особенные» не похожи на «Неприкасаемых», хотя частично в них действует очень схожая формула: отношения молодого темнокожего воспитателя Дилана, который не имеет ни образования, ни опыта работы, ни семьи, то есть сам в жизни социально совершенно не устроен, и его подопечного Валентина с очень тяжелой, запущенной и агрессивной формой аутизма определенно созвучны с отношениями между освободившимся из тюрьмы Дриссом и прикованным к инвалидной коляске Филиппом.
Но в «Особенных» меньше смешного (хотя именно юмор помогает и авторам, и героям, и зрителям справиться с ношей). Больше трудностей и испытаний. Куда больше реальности. Куда больше персонажей, за каждым из которых стоит своя сложная и горькая история. Но ничуть не меньше души и любви. Как те душа и любовь, которые измученная, но все равно безусловно любящая мать взрослого аутиста Джозефа каждый раз вкладывает в ананасовый пирог, специально приготовленный для героя Венсана Касселя, опекуна Бруно, уникального человека, который давно забросил личную жизнь, научился иметь сто рук и делать сто дел, но не научился говорить «нет» тем, кто нуждается в помощи.
«Особенные» – ода гуманизму, терпимости (расовой, религиозной, какой угодно… неслучайно кураторы неофициального приюта для детей-аутистов – еврей и мусульманин), терпению и доброте. И от нее ни на секунду не отдает фальшивостью, стремлением выдавить слезу или кинонаграду.
Если прошлогодний американский «Арахисовый сокол» хотел привлечь внимание к жизни людей с синдромом Дауна посредством отвлеченной приключенческой истории, эдакого маленького роуд-муви о дружбе и движении к заветной цели, то фильм Толедано и Накаша действует без обходных путей и говорит конкретно о конкретной проблеме. Но в то же время не превращает киноисторию в доклад о бедственной ситуации в сфере государственного социально-медицинского обслуживания людей с аутизмом. Нет, вовсе нет. Этот фильм подчеркнуто живой. Все его действующие лица и их личные истории подчеркнуто живые. Все диалоги, ситуации, казусы и инциденты живые. Вся боль живая. И вся радость.
Смотрите легально на MEGOGO
К тому же «Особенные» – еще и аллегория. Неслучайно в повествовании есть сцена, где симпатичная врач-логопед, перед которой слегка оторопел и замер Дилан, ошибочно принимает парня за пациента-аутиста: ведь он стоит столбом и ничего не говорит. Потому что все мы, люди, – сложные. Все – особенные. Все нуждаемся в личном подходе, терпении и понимании. И только тогда разоблачаемся, снимаем защитные маски и шлемы, становимся открытыми и по-настоящему счастливыми.
Украинская премьера «Особенных» прошла в рамках фестиваля «Вечера французского кино».
Анастасия Лях
Особенные (Hors normes)
2019 год, Франция
Продюсеры: Венсан Кассель, Николя Дюваль-Адассовски
Режиссеры: Оливье Накаш, Эрик Толедано
Сценарий: Оливье Накаш, Эрик Толедано
В ролях: Венсан Кассель, Реда Катеб, Брайан Мьялундама, Эллен Венсан, Фредерик Пьеро, Алоиза Соваж, Бенджамин Лесьер, Албан Иванов, Катрин Муше
Оператор: Антуан Санье
Композитор: Grandbrothers
Длительность: 114 минут/ 01:54