kinowar.com

Маленькие женщины (Little Women)

Зачекайте, будь ласка...

На первый взгляд может показаться, что новая экранизация «Маленьких женщин» совершенно без надобности. Мол, был же чудесный фильм 1994 года. К тому же насколько актуальна сегодня история о зарождающейся женской эмансипации в девятнадцатом веке, на фоне событий американской гражданской войны? Сегодня, когда феминизм стал не просто радикальным, как в 80-х, но фанатичным, повсеместным, избыточным.

И опять же на первый взгляд может показаться, что две экранизации просто соревнуются в количестве номинаций на «Оскар» и количестве звезд в актерском составе. По первому пункту новая адаптация старую превзошла ровно в два раза: к номинациям за женскую роль, музыку и костюмы добавились женская роль второго плана, лучший адаптированный сценарий и, собственно, главная категория – лучший фильм. По второму можно спорить, но, кажется, снова выиграла версия 2019. Ну, давайте считать: Вайнона Райдер, Сьюзен Сарандон, Кирстен Данст, Клэр Дэйнс, Кристиан Бэйл, Гэбриэл Бирн, Эрик Штольц. Против них Сирша Ронан, Лора Дерн, Флоренс Пью, Эмма Уотсон, Тимоти Шаламе, Луи Гаррель, Джеймс Нортон, Крис Купер, Боб Оденкерк, Трейси Леттс и сама Мэрил Стрип.

А еще снова-таки может показаться, что голливудские киноакадемики, которые зачастую выбирают любимчиков (вроде Дженнифер Лоуренс), которых закидывают номинациями заслуженно и не вполне, всячески лелеют, холят, а после непременно норовят похаять, теперь выбрали Грету Гервиг, эксцентрично независимую кинематографистку, которую сперва вроде как авансом засыпали номинациями за дебютную работу «Леди Берд» (остроумную и симпатичную, но едва ли достаточно выразительную), а теперь вот за не слишком-то оригинальную постановку костюмированного женского романа.

Но все это (начиная с первого абзаца) только кажется. Потому что «Маленькие женщины» Греты Гервиг, во-первых, куда глубже, острее и изобретательнее обошлись с литературным первоисточником, чем вариант 90-х; во-вторых, разглядели в феминоцентричной романтической истории из девятнадцатого века универсальность и вневременность темы женского взросления, тонкость, хрупкость перехода восприятия и философии девчонки к восприятию и философии созревшей женщины; в-третьих, иронично вписали женскую эмансипацию в реалии искусства и литературы, где до сих пор диктуют правила мужчины, высоколобые эксперты, упрямо убежденные, что героиня женского романа (под «женским» подразумеваем не любовную патоку в духе Николаса Спаркса, а любую историю, адресованную женской публике) под занавес должна либо умереть, либо выйти замуж.

«Маленькие женщины» американской писательницы Луизы Мэй Олкотт, являющиеся по большей части автобиографией, – в некотором смысле эдакая американская версия английской «Гордости и предубеждения», а семейство Марч – отсылка на семейство Беннетов (разве что матери принципиально разные). Но если Джейн Остин, отправляя колкости в систему порядков и нравов английского общества, все же этих правил придерживалась, а создавая умную и саркастичную героиню, все же не приписывала ей никаких других устремлений, кроме счастливого брака, то Олкотт позволила себе значительно больше свободы и инакомыслия. В отличие от Лизи Беннет Джо Марч не видит себя замужем вовсе. И писательством она увлечена куда больше, чем мужчинами.

Смотрите легально на MEGOGO

В книге Джо вопреки своей философии все-таки вступает в брак, как и предсказывал безнадежно влюбленный в нее Лори; выходит замуж за немецкого профессора и рожает двоих сыновей. На этой же ноте, подразумевающей радостное закадровое бракосочетание, заканчивается фильм 1994 года. Но не фильм Греты Гервиг, которая привнесла в историю экранной Джо Марч куда больше Луизы Мэй Олкотт, чем сама Луиза Мэй Олкотт привнесла в свою книгу (кто знает, вполне вероятно, что высоколобый издатель потребовал от писательницы либо убить героиню, либо отправить под блаженный венец, в противном случае он просто не стал бы публиковать «Маленьких женщин»). Ведь Олкотт в отличие от своего книжного альтер эго так до конца жизни ничьей женой и не стала, полностью посвятив себя литературе и борьбе за права женщин (следование феминизму писательница унаследовала от матери-суфражистки, а от отца переняла приверженность трансцендентализму, и, к слову, Гервиг в своей картине мимоходом упоминает присутствие этой философии в мышлении юной формирующейся Джо).

Тот факт из романа, что болезнь Бет Марч повторяется, то есть проистекает дважды, в более юном возрасте и в более старшем, натолкнул Грету Гервиг на мысль рассказать сюжет «Маленьких женщин» не традиционным линейным способом, но параллельным, всечасно чередуя и рифмуя события из отрочества и совершеннолетия, чтобы в один важный, кульминационный, тревожный момент на долю секунды свести две параллели в единую точку (точку невозврата в беззаботность и неомраченность малолетства), а затем снова пустить врозь. И эта нелинейность повествования, попеременно прыгающего из детства во взрослость, из взрослости в детство, помогает словить, ухватить, «потрогать» неуловимый момент взросления, когда куклы отправляются в сундук, когда приходит осознание, что микстуры есть не от всех болезней, а утешение – не от всех разочарований, что мир вращается как хочет, но творчество позволяет вращать его по собственному усмотрению.

Анастасия Лях

превью

Маленькие женщины (Little Women)

2019 год, США

Продюсеры: Эми Паскаль, Робин Свайкорд, Арнон Милчен

Режиссер: Грета Гервиг

Сценарий: Грета Гервиг, Луиза Мэй Олкотт

В ролях: Сирша Ронан, Лора Дерн, Флоренс Пью, Эмма Уотсон, Элайза Сканлен, Тимоти Шаламе, Мэрил Стрип, Луи Гаррель, Джеймс Нортон, Крис Купер, Боб Оденкерк, Трейси Леттс

Оператор: Йорик Ле Со

Композитор: Александр Деспла

Длительность: 135 минут/ 02:15

Зачекайте, будь ласка...

Коментарі