kinowar.com

Новый Папа: 9 серия (финал). Что произошло – и как все это объяснить

 19.02.2020  Новини, Рекап

Девятый, финальный эпизод сериала “Новый Папа” четко дает понять, что Соррентино снял нечто более серьезное, чем эстетичный троллинг Ватикана и католической церкви в целом.

Новый Папа 9 серия Джон Малкович и Джуд Лоу

Далее следуют спойлеры 9 серии сериала “Новый Папа”. Если вы еще не смотрели ее, рекомендуем воздержаться от прочтения материала.

Но эстетики, разумеется, хватает. Стартовая заставка теперь преобразована в противопоставление старого и нового Папы, Ленни Белардо идет по пляжу, сияя своими белыми плавками, а в противоположном направлении параллельно вышагивает Павел Иоанн III в окружении кардиналов. Диспозиция выстроена в предыдущем эпизоде, стороны готовы сойтись.

Новый Папа 9 серия Джуд Лоу плавки

Новый Папа 9 серия Джуд Лоу плавки

И они сходятся. Старый (точнее, молодой) Папа и новый Папа встречаются в огромном зале. И что тут скажешь, Ленни куда лучше подготовлен к этой встрече. Он не оставляет новому Папе ни одного шанса – за сэра Брэннокса даже как-то неловко. Пий XIII не только ведет себя самоуверенно и снисходительно (начинает он с того, что не целует протянутую Папой руку), но и знает наперед все ходы. В этом ему явно помогает его божественная сущность / святость / чудо или бог знает что. Он говорит Брэнноксу о том, что тот делал у могилы брата, о чем он думал и что он говорил. Узнать об этом совершенно невозможно – нужно было быть там лично. На что Пий XIII и намекает, повергая нового Папу в смятение и благоговение. Он готов делать все, что ему предложил Ленни.

А предлагает он ему не церемониться с силами халифата, которые накануне взяли заложников в школе в Вентотене – шестеро детей и священник. Ленни говорит о том, что нужно выступить с решительным порицанием действий халифа и с угрозой объявления войны. Потому что есть только один человек, который боится возвращения Пия XIII из комы больше, чем новый Папа, и это – халиф. Потому что когда Ленни Белардо вернется из практически мертвых, он зайдет на территорию, на которую ранее владел монополией один лишь ислам – религиозный фанатизм. Пий XIII будет в состоянии обратить в католических фанатиков миллионы католиков в кратчайшие сроки. И тогда ислам потеряет свои практически незыблемые позиции.

Ленни звучит очень убедительно, хоть и как всегда крайне самоуверенно. Павел Иоанн Павел III соглашается на негласный возврат Ленни в Ватикан.

Новый Папа 9 серия Пий XIII Джуд Лоу

Джуд Лоу возвращается, выдерживая безукоризненный стиль – его несут высоко над головами заседающих на креслах кардиналов, экс-Папа в полном парадном убранстве и красных перчатках. Он произносит пламенную речь, где превозносит заслуги Павла Иоанна III и просит кардиналов держать его возвращение в секрете (а попутно он также предлагает кардиналам попросить у него прощения хором за неверие в него, Пия XIII).

После этого Павел Иоанн III произносит речь с папского балкона с подачи Ленни, где угрожает террористам войной. В ответ на подобные действия понтифика, Бауэр вызывает Войелло и спрашивает, не обалдели ли они там совсем с своем Ватикане. Поддержки армии США в войне с халифатом ожидать не приходится – для подтверждения этого тезиса он даже пригласил какого-то генерала участвовать в беседе.

Новый Папа 9 серия Джуд Лоу плавки

Но Войелло – опытнейший управленец и манипулятор, а потому он ответствует Бауэру, что напротив, это последний совершенно запутался и говорит чушь. Ведь стоит Пию XIII повести людей за собой, радикализированные католики выполнят любую заданную им миссию, и на активацию достаточного количества фанатиков уйдут считанные часы. И даже если его, Войелло, убьют – это ничего не изменит. А если убьют Пия XIII – он просто снова воскреснет.

Все настолько складно, дивно и практически божественно, что зритель уже начинает вдохновляться. Но тут-то все и ломается.

Новый Папа 9 серия Джуд Лоу плавки

Потому что террористы не испугались речей Папы. И убили одного из заложников – священника.

Бауэр среди ночи приходит к Войелло с представителем халифа. Тот говорит, что халифат не имеет отношения ни к убийству, ни в целом к взятию заложников. Европа – не интересная им территория, они обрабатывают Ближний Восток. Все приводимые аргументы не то чтобы сильные, но все же видно, что врать этому человеку нет смысла.

Ленни бежит на встречу с Новым Папой и говорит о том, что это блеф и нужно продолжать давить на халифат. И тут, внезапно, к Брэнноксу возвращается его былая мощь. “Вы шарлатан?”, – спрашивает он Ленни. – “Или дьявол? Святой? Или мученик? Кто вы?”. Вопросы явно повергают Ленни в ступор. Иоанн Павел III отвечает на них сам: “Не имеет значения. Я – Папа. А вы для меня всего лишь священник. И вы будете выполнять мои распоряжения”. Ленни полностью подчиняется и даже целует Папе руку. Что же делать дальше?

Брэннокс говорит о том, что ошибку будет исправлять сам Ленни, а сам он добьется того, чего так долго хотел. “Чего же?” – спрашивает Белардо. “Чтобы меня забыли”, – отвечает персонаж Малковича.

Ленни приезжает в школу, и выясняется, что террористами действительно выступает не халифат. Перед бывшим Папой все расступаются и поочередно снимают маски с лиц. Это те самые фанатики, которые ждали Пия XIII в Венеции и на площади в Риме, которые считали, что Ватикан убил молодого Папу и прячет его тело. И одна из новоявленных террористок – Эстер, которую Папа удостаивает долгого взгляда, в котором читается разочарование, отчаяние и осознание того, что он проиграл, что он простой смертный и не может контролировать все на свете, несмотря на все чудеса, которые он время от времени совершает. Пий XIII досадует в разговоре с Гутьерресом, что все помнят лишь эти его чудеса, а ошибки забывают. И за смерть священника винить будут Павла Иоанна III, а не его, Пия XIII, который совершил ошибку в своем ребяческом самовлюбленном порыве.

Новый Папа 9 серия Джуд Лоу

Сэр Брэннокс возвращается в свое имение, где к нему приходит свободная уже бывшая маркетолог святого Престола София. Она сдает мужа и его сообщников в тюрьму за секс с несовершеннолетними, хотя ее достаточно долго уговаривают не делать этого. Но похоже, она всерьез настроена начать абсолютно новую жизнь.

Родители Брэннокса зовут его через привратника, чтобы поприветствовать. И это одна из составляющих тотального хэппи-энда. Помимо счастливой долгой жизни новой пары, сестра Катерина рожает ребенка и покидает монастырь, воссоединяясь с молодым беженцем, от которого она его и зачала, а у доктора и его жены ожидается пополнение – чудеса от Пия XIII даром не прошли.

Сам молодой Папа, вновь вступивший в сан после отречения Павла Иоанна III, выступает с проникновенной речью, в которой повторяет вопросы, заданные ему персонажем Малковича. Он говорит о том, что все пытаются понять – кто такой Пий XIII? Он воскрес или вернулся из комы? Он святой или дьявол? Он Иисус или сам бог? Он миф или реальность? И ответ, хоть и напрашивается, но все же очень точно описывает как заключение всего цикла второго сезона сериала, так и суть веры как таковой: это неважно. Это не имеет значения. Суть веры не в объяснении вещей, а в самой вере в них. И именно путем таких сложных пертурбаций в высших эшелонах власти Ватикана, которые были сопряжены с чудесами или тем, что выглядело как чудо, и достигается то четкое понимание, что есть вера, и почему церковь (разумеется, не погрязшая в коррупции и агрегировании злата, а истинная, духовная) концентрируется именно на этой функции – поддержке веры.

Соррентино не просто глумился над Ватиканом и современным католичеством. Он, по сути, сделал для популяризации веры примерно то же самое, что в свое время сделал Эндрю Ллойд Уэббер с его рок-оперой “Иисус Христос – суперзвезда”. Церковь тогда сначала (как всегда) ополчилась против распространения произведения. Но со временем поняла, что хоть подход и не ортодоксальный, но это все равно работает в явный плюс для веры и католичества, потому что без популяризации и того, и другого попросту не достичь былых высот доминирования в общественном сознании. Поэтому и неудивительно, что Ватикан позволил снимать на своей территории и в целом вообще одобрил сериал. В первых сериях это кажется какой-то нелепой ошибкой со стороны церкви, ведь режиссер показывал ее и ее служащих максимально непривлекательными – злыми, корыстными, завистливыми, погрязшими в пороках, а порой и откровенно тупыми. Но это было лишь стартом для долгого пути, в финале которого все те, кто верует, получили пищу для ума в современной (и эстетически очень выверенной) упаковке, а те, кто безбожен (а в нашей редакции все поголовно – атеисты), в очередной раз смогли поразмыслить над истоками человеческой уверенности в существовании бога, над смыслом восприятия учения в современном мире и над тем, как сочетается, казалось бы, очевидный факт отсутствия бога в нашей жизни и отчаянная необходимость его иметь, несмотря на все рациональные доводы о том, что быть его не может по определению.

Рискнем предположить, что в определенной мере сериал останется недооцененным, поскольку за внешней эстетикой и хорошим набором шуток теряются поднятые вопросы существования веры в современном мире со всеми его технологиями и достижениями науки, а также интереснейшего противопоставления фанатизма ислама и потенциально возможного фанатизма католического. Как справедливо отметил в разговоре с Войелло Бауэр, последний раз войну по этому поводу объявляли в XIII веке, а какая теперь священная война? Но в том диалоге победа осталась за Войелло – и тут действительно стоит принять, что разницы между фанатизмом католическим, православным, мусульманским или буддистским нет. Как и заключает Войелло в одном из финальных диалогов сезона с Бауэром, отвечая на вопрос последнего о том, зачем идолопоклонники убили священника в школе: “Потому что фанатизм и тупость – это одно и то же”.

И отдельно здесь хочется отметить великолепную игру с характерами и самим статусом непостижимости, недосягаемости или всемогущества какой-либо персоны. Папа Пий XIII весь сезон возводился в статус, как минимум, святого – и вот после одной ошибки и разговора с новым Папой он выглядит как нашкодивший школьник, пытаясь понять в том числе и для себя, насколько то, что он делал вообще можно считать поступками взрослого человека, а не самовлюбленным ребячеством. Папа Павел Иоанн III прошел аналогичный путь как с самого верха вниз, так и обратно, успев проявить себя проходимцем и обманщиком, да и просто слабым запутавшимся человеком, однако в нужный момент он скрутил Ленни Белардо, не моргнув и глазом. Да и сам Бауэр, который выглядел безэмоциональной всемогущей машиной, оказался обычным живым человеком, который по душам трепется с Войелло о переводе в Корею и о том, что он женится на проститутке, которая следует за ним по всему миру из Германии. Нет икон и всемогущих существ – мы сами их создаем в своем мозгу, завидев лишь намек на чудо, силу или мудрость. Стоит кому-то дать удачное интервью, и он мудрец и визионер, стоит кому-то написать пост с хорошей аргументацией в соцсети – и он аналитик, с чьим мнением модно считаться, а уж если кто-то смог подать себя как причастного к чуду, то о чем говорить, “обмануть меня несложно, я сам обманываться рад”.

Пий XIII спускается на площадь, чтобы обнять всех и каждого. Толпа поднимает его и несет на руках. Постепенно жизнь высасывается из тела Ленни Белардо и Папа опять умирает.

Новый Папа 9 серия кардинал Войелло

Повтор сцены в бамбуковой роще – и на сей раз Войелло становится Папой.

Третий сезон?

Да, пожалуйста.

 

Сериал “Новый Папа” (The New Pope)

«Эпизод 9»
Режиссер Паоло Соррентино
Авторы сценария Паоло Соррентино, Умберто Контарелло и Стефано Бисес
Дата выхода 7 февраля 2020 года

Читайте также:

Рекапы предыдущих серий: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

Рецензия на сериал “Молодой Папа”

20 лучших сериалов 2019 года

Коментарі