Это определенно лучшая экранизация произведений Филипа К. Дика на малом экране. Сериал студии Amazon, выпущенный при продюсерской поддержке Ридли Скотта (в свое время экранизировавшего другой научно-фантастический роман Филипа К. Дика – «Бегущий по лезвию»), предлагает погружение в основательно, детализировано, убедительно выписанный альтернативный мир, в котором действуют сразу несколько центральных персонажей, разных по полу, возрасту, этнической принадлежности, ментальности, политическим убеждениям, нравственным ориентирам. И все они по ходу становления, разрастания и эволюции сюжета переживают внутреннюю трансформацию.
Сложное, разветвленное, насыщенное и очень подвижное как для мрачной дистопии повествование в жанре альтернативной истории помимо очевидных антиутопических форм уподобляется то шпионскому экшену, то нуару, то вестерну. Настроение пессимизма и деспотии, отчаяния и меланхолии, подчеркнутое винтажной блеклостью красок, освещается оптимистической верой в существование другой, лучшей реальности.
Действие разворачивается в 1962 году, спустя пятнадцать лет после победы Германии и Японии во Второй мировой войне (которые теперь между собой находятся в состоянии холодной конфронтации, что разогревается с каждыми неудачными переговорами), на разделенной между победителями территории Штатов, а именно в Сан-Франциско, находящемся под властью японцев, и Нью-Йорке, ставшем американским центром практически планетарного господства нацистов, в то время как в Берлине в своей неприступной берлоге засел стареющий и хворый параноик Гитлер, за спиной которого ближайшее окружение плетет вероломный заговор.
Молодая девушка из Сан-Франциско неожиданно для себя самой становится частью Сопротивления, а молодой парень из Нью-Йорка стремится стать хорошим солдатом на службе у Рейха, но, влюбившись в мятежницу, задумывается о правильности своего выбора. Но это не схематичные архетипы, а многосложные, запутанные, противоречивые, живые герои, решения и поступки которых всякий раз выходят за рамки бинарной системы ценностей.
Гражданский муж девушки из Сан-Франциско всеми силами пытается ни во что не вмешиваться, жить тихо и незаметно, и даже себе самому боится признаться в своем еврейском происхождении, пока однажды не высвобождается из тисков тотального страха с помощью прочитанной вслух еврейской молитвы. Начальник и ментор неискушенного нью-йоркского нациста-идеалиста, обергруппенфюрер, гроза всех повстанцев, впервые нарушает нерушимый нацистский закон, когда этот самый закон требует от него хладнокровного убийства собственного сына. И почему-то хранит дома американскую медаль за героизм в битве за Соломоновы острова, словно не желая отпускать свое американское прошлое.
Смотрите легально на MEGOGO
А японский министр, опасающийся назревающей войны между Рейхом и Японской империей, день за днем сомневается в благости созданной на руинах Второй мировой действительности, и от этих сомнений спасается медитацией, которая переносит его в альтернативный мир, где США победили и жизнь наполнена ароматами свободы и хот-догов.
Не все персонажи сериала совпадают с персонажами книги, но это тот случай, когда несовпадение экранизации с первоисточником является ее преимуществом, а не недостатком. Ключевой же момент расхождения, не меняющий смысла, но меняющий стиль конструкции: таинственный Человек в высоком замке, владеющий неведомым знанием существования иной реальности, – здесь не писатель, как в книге, написавший про альтернативный исход Второй мировой, но режиссер, снимающий кинохронику альтернативной истории.
То есть то, что у Филипа К. Дика было романом внутри романа, в сериале, что совершенно логично, превратилось в кино внутри кино. И хотя пленки Человека в высоком замке не являются стопроцентным отображением нашей реальной истории, скорее третьей альтернативой, можно сказать, что киноистория, показывающая возможные, но не случившиеся события, содержит в себе киноистории, демонстрирующие события взаправду произошедшие. То есть искусство кино как источник вымышленной вселенной здесь трансформируется в единственный кладезь фактической реальности. И это определенно новая грань магии синематографа.
Хотя «Человек в высоком замке» вовсе не о том, что победа американцев над японцами, а советов и союзных армий над нацистами – это залог наилучшего мира. Совсем нет. И вариантов развития большой человеческой истории никак не два, а множество, и вряд ли среди них есть идеальный, начисто лишенный ненависти и жестокости, Хиросимы и Перл-Харбора, Холокоста и Вьетнама, 11 сентября и геноцида индейцев, рабовладельчества, Голодомора, режима красных кхмеров и так далее, так далее, так далее.
Анастасия Лях
Человек в высоком замке (The Man in the High Castle)
2015-2019 годы, США
Продюсеры: Майкл Седар, Джин Хиггинс, Джордан Шихан, Дэвид Цукер, Ридли Скотт, Фрэнк Спотниц, Бауте Кристиан, Айза Дик Хэккетт, Стюарт МакКиннон, Кристофер Трикарико
Режиссеры: Дэвид Семел, Дэниел Персивал, Кен Олин, Майкл Раймер, Брайан Спайсер, Нельсон МакКормик
Сценарий: Фрэнк Спотниц, Филип К. Дик
В ролях: Алекса Давалос, Руперт Эванс, Люк Клейнтанк, Д. Дж. Куоллс, Джоэл де ла Фуэнте, Кэри-Хироюки Тагава, Руфус Сьюэлл
Операторы: Гонзало Эмэт, Джеймс Хоукинсон
Композиторы: Генри Джекман, Доминик Льюис