Этот французский детективный сериал, как нетрудно догадаться из названия, основывается на одноименных полнометражных фильмах 2000 и 2004 годов выпуска, которые в свою очередь были сняты по романам писателя и журналиста Жана-Кристофа Гранже. Сюжетно сериал, насчитывающий в настоящее время два сезона, не повторяет ни фильмы, ни книги, но и тематикой, и стилем, и атмосферой очень точно наследует знаменитую дилогию, в которой снимались Жан Рено и Венсан Кассель. Столпами всех новелл вновь оказываются генетика, как в первых «Багровых реках», и религия, как в сиквеле.
Напомним, все расследования «Багровых рек» ведет бывалый суперинтендант парижской полиции Пьер Ньеманс, испытывающий страшную фобию по отношению к собакам, которого в полнометражных картинах играл Жан Рено, а в сериале сыграл Оливье Маршаль. Его всегда сопровождает более молодой, менее рассудительный и более вспыльчивый коллега. В первом фильме это был персонаж Венсана Касселя, во втором – молодой капитан в исполнении Бенуа Мажимеля, а в сериале помощником комиссара впервые выступает полицейский-девушка (Эрика Сэйнт), для которой Ньеманс воплощает образ «отца» и наставника.
Первые «Багровые реки» адаптировал и поставил Матье Кассовиц (актер из «Амели», удачно переквалифицировавшийся в режиссеры на родине и менее удачно попробовавший свои силы в Голливуде, где снял триллер «Готика» и фантастику «Вавилон н.э.»). Фильм понравился как зрителям, так и критикам, и отметился в нескольких европейских награждениях, включая Европейскую киноакадемию и премию «Сезар». За продюсирование и сценарий сиквела уже взялся такой титан французского кино, как Люк Бессон, а режиссурой продолжения занялся Оливье Даан, создатель оскароносного байопика об Эдит Пиаф «Жизнь в розовом цвете».
Непосредственно выражение «багровые реки» относилось к сюжету первой ленты. И конечно же, имелась в виду кровь. Но вовсе не в значении кровавости совершенных преступлений (трупы без глаз и кистей рук были найдены во льдах, так что никакие реки крови там точно не текли), а в смысле человеческого генома и генофонда в целом, то есть крови как носителя наших наследственных качеств.
Сценаристы сериала-ремейка скрупулезно придерживаются мотивов, образов, сферы и территории, на которой действовали фильмы начала нулевых. Нацисты, евгеника, генетические болезни, инцесты и кровосмешения, мутации, генномодифицированные супербойцовые псы; христианские реликвии, религиозные культы, монахи-флагелланты, тайные общества, жертвоприношения, алхимия, геомантия, синкретика, оккультизм. Загадки в той или иной степени достаточно изобретательны, чтобы увлекать и удерживать аудиторию у экранов. Продолжительность одного расследования удачно сжата до двух эпизодов, что куда лаконичнее целого сезона и одновременно обстоятельнее одной серии.
Смотрите легально на MEGOGO
Убийства и секрет, который эти убийства таят, не лежат на самой поверхности, но и не углубляются в дебри, в которых зритель мог бы запутаться. А форма преступления подчас весьма и весьма изыскана, как, например, в эпизоде, который уводит детективов-напарников в среду немецких аристократов и где убийства совершаются по принципу крайне своеобразного вида охоты на крупную дичь под названием «пирш».
В отличие от полнометражной дилогии религиозная тематика в сериале выходит далеко за рамки христианства, периодически обращаясь к иным и даже диаметрально противоположным культурам (например, к африканскому вуду). И опять же в отличие от фильмов новеллы сериала от случая к случаю переплетают религиозные и евгенические мотивы с политико-социальными (притоком беженцев в Европу, системой воспитания в детских домах и интернатах, безнаказанным бесчинством солдат во время военных конфликтов).
В сериале, который помимо романов Жана-Кристофа Гранже как непосредственного литературного первоисточника также перекликается с конспирологическими детективами Дэна Брауна, наследственность напрямую касается одного из главных героев. Камилла, молодая помощница и ученица Ньеманса, никак не может найти общий язык с собственным сыном, которого родила волею случая будучи совсем юной от неподходящего мужчины и в неподходящих обстоятельствах.
Убийства, которые расследуют Ньеманс и Камилла, – сплошь ритуальные, преисполненные церемониального декора, обилия посланий и знаков, не снисходящие до прозаичного, минималистского умерщвления. В реальности подобные преступления, конечно же, встречаются крайне редко. Но тут, скажем так, действует сериальный закон доктора Хауса: что ни диагноз – то аутоиммунное, предпочтительно волчанка, никакой тебе простой, будничной простуды; что ни убийство – то головоломный, пышный, вычурный обряд, никаких тебе просто пули в лоб или цианида в кофе.
Анастасия Лях
Багровые реки (Les rivières pourpres)
2018 год, Франция
Продюсер: Томас Анаргирос
Режиссеры: Иван Фегиверес, Оливье Барма
Сценарий: Жан-Кристоф Гранже
В ролях: Оливье Маршаль, Эрика Сэйнт, Кен Дукен, Нора фон Вальдштеттен, Лубна Азабаль, Николас Грэндхомм, Франсуа Леванталь, Дэниэл Нджо Лобе, Патрик Декам, Жан-Люк Кушар
Операторы: Дени Руден, Бруно Деграв
Композитор: Дэвид Рейес