Стивен Спилберг в 1998 году снял одну из самых значимых кинолент о войне, рассказывающую драматическую историю семьи Райанов на фоне натуралистичной картины исторического события – высадки союзников в Нормандии в 1944 году. Фильм завоевал всемирное признание среди критиков и зрителей, а так же 5 золотых статуэток кинопремии «Оскар», включая «Лучшего режиссера». В этой ленте он сумел передать ужасы Второй мировой войны настолько реалистично, что кинозритель постоянно находится в напряжении, буквально физически ощущая свое присутствие на тех самых ожесточенных боях, полных хаоса и стонов раненых солдат. В 2014 году «Спасти рядового Райана» внесли в Национальный реестр фильмов США, как обладающий культурным, историческим и эстетическим значением. В этой статье kinowar.com поделится с вами фактами, которые будут интересны поклонникам ленты, а возможно послужат стимулом для первого знакомства с шедевром Спилберга.
1. Роберт Родат, кинодраматург, под впечатлением от обстоятельств Второй мировой войны написал сценарий «Спасти рядового Райана» в середине 1990-х. Его интересовали как сами события, такие как высадка союзников в Нормандии, так и моменты, связанные с ними. Один из них – тот факт, что в американской армии в ходе войны сложилось правило, если в одной семье в сражениях погибло несколько братьев, нужно было эвакуировать домой того, кто остался в живых.
2. Основой фильма послужила реальная история семьи Ниландов, в которой было 4 сына. Все они служили в американской армии и принимали участие в войне. После гибели трех сыновей четвертого нашли во Франции и отправили домой.
3. Материалом заинтересовался продюсер Марк Гордон. Он разослал сценарий, и к нему практически одновременно проявили интерес Том Хэнкс, имевший желание после «Филадельфии» и «Форреста Гампа» расширить список своих драматических ролей, и Стивен Спилберг, снявший к тому времени «Список Шиндлера» и интересующийся темой войны.
4. В качестве скрипт-директора привлекли Фрэнка Дарабонта, снявшего «Побег из Шоушенка». Именно он подал идею начать фильм со сцены высадки в Нормандии, за что киноленту часто критикуют. Из-за того, что начало оказалось очень сильным, по мнению некоторых, дальше картина проигрывает в динамике.
5. При выборе актеров Спилберг учитывал то, что по его наблюдению, люди в то время выглядели иначе, чем сейчас. Ему важно было отыскать тех, кто был максимально близок к «лицам, которые можно увидеть в хронике», чтобы выжившие ветераны узнали в героях самих себя. Тома Хэнкса, далекого от образа супергероя, но вместе с тем очень обаятельного, утвердили на главную роль достаточно быстро, Исходя из этого уже подбирали остальных актеров, не имеющих статуса крупных звезд, в их числе Том Сайзмор, Барри Пеппер, Эдвард Бернс, Вин Дизель, Адам Голдберг, Джованни Рибизи, а также Мэтт Дэймон, на тот момент еще не ставший кинозвездой.
6. В одном из интервью Стивен Спилберг сказал: «Я пригласил Тома Хэнкса в “Спасти рядового Райана”, потому что Хэнкс родился для того, чтобы сыграть капитана Миллера. А то, что он кинозвезда — так уж получилось»
7. Для Вина Дизеля специально написали роль Капарзо, после того как режиссер заметил его работу в фильме «Бездомные твари».
8. Дэйл Дай, бывший капитан морской пехоты и ветеран войны во Вьетнаме так же исполнил одну из небольших ролей в киноленте. После увольнения со службы он стал работать как военный консультант в Голливуде. Его целью было, чтобы в фильмах правдоподобно показывали войну. Оливер Стоун – первый, с кем он начал сотрудничать, ставши после этого главным экспертом в том, как из актеров сделать экранных военных.
9. Десятидневный военный курс, включающий в себя армейские азы с марш-бросками, ночлегом в палатках и питанием из походного рациона военного времени от Дэйла Дая, пришлось пройти всем актерам по настоянию режиссера. Испытание было настолько суровым, что некоторые из них хотели бросить участие в проекте, но одумались благодаря Тому Хэнксу, который сказал, что они будут всю жизнь жалеть о том, что проявили слабость. Именно это, по словам Вина Дизеля, послужило тем, что актеры оценили профессионализм своего коллеги и приняли его как капитана.
10. Мэтт Дэймон, единственный, кто не участвовал в военной подготовке к фильму. По замыслу Спилберга, это вызвало бы неприязнь остальной группы к нему, которую удастся передать через настоящие эмоции в фильме.
11. Януш Камински, оператор картины, относительно вживания в образ солдата выдал замечание о том, что из-за физически тяжелых съемок, когда все играли в полном обмундировании и с тяжелым оружием, спустя две недели можно было обходиться без грима, так как и без него на лицах была видна усталость и изможденность.
12. Съемки в Европе начались в июне, а закончились в сентябре 1997 года. Наиважнейшая задача для Спилберга была в том, чтобы максимально точно воссоздать на экране события высадки союзников на пляже с кодовым названием «Омаха-Бич». Так как в Нормандии снимать было невозможно, подходящий берег со схожим пейзажем нашелся в графстве Уэксфорд, юго-восток Ирландии. Остальные сцены были сделаны в Англии – Оксфордшир, Хатфилд и Уилтшир.
13. Финал киноленты с полуразрушенным французским городом требовал особых декораций, которые возводили в течение четырех месяцев на базе британских ВВС, рядом с Лондоном. Так же часть фильма снята в Нормандии, на Американском кладбище и мемориале в Кольвиль-сюр-Мер.
14. Для фильма были отшиты три с половиной тысячи аутентичных военных форм и изготовлено две тысячи бутафорского оружия. В картине использовали двенадцать десантных катеров и военных суден, а так же несколько танков – советских Т-34 и чешских 38(t). Имитация немецких «Тигров» и «Мардер III» была сконструирована по ним.
15. Искалеченные солдаты, которых можно увидеть во время высадки на пляже «Омаха Бич» – настоящие военные, получившие увечья во время службы.
16. Рассказ о шпионаже за братом в сарае от рядового Райана в фильме – реальная история Мэтта Дэймона. Спилбергу она настолько понравилась, что ее использовали в кинокартине.
17. Во время работы над кинолентой, с целью добиться максимальной правдоподобности, режиссер показывал отснятый материал ветеранам высадки в Нормандии. Благодаря этому картина получилась очень достоверной. Кадр с выброшенной на берег рыбой – одна из подсказок участников реальных событий.
18. Роберт Капа – фотожурналист, отснявший подлинные события в 1944 году. Режиссер использовал его фотографии при создании сюжета о высадке союзников.
19. «Спасти рядового Райна» стал четвертым совместным фильмом оператора Януша Камински со Спилбергом, и вторым после «Списка Шиндлера» принесшим ему «Оскар». Киноленту изначально планировали снимать в цвете, но важно было сделать визуальный ряд соответствующий эпохе, без яркого цвета фильмов 40-х годов, а наоборот с сухими полунасыщенными цветами. Достигли этого благодаря технологии «удержания серебра» (bleach bypass) и ДДЗ (дополнительная дозированная засветка). Это сделало изображение контрастным и более резким. При показе картины на телеканалах, 2 самые крупные кабельные компании США – DirecTV и Dish, вернули настоящие цвета в киноленту из-за шквала звонков от недовольных зрителей, жалующихся на блеклость при просмотре.
20. Создателям было важно, чтобы кинокамера была участником действия, а не наблюдателем со стороны, поэтому практически 90% картины сняты камерой с рук. По этой же причине, если земля или капли ненастоящей крови попадали на объектив – работу не останавливали. Как сказал Камински: «Военный жанр прекрасен тем, что в нем все должно быть грязным и хмурым, поэтому мы не боролись с такими вещами».
21. Для максимального эффекта погружения в эпоху, о которой шла речь, оператор использовал на некоторых камерах объективы 1940-х годов.
22. Не менее важен в фильме аудиоряд, над которым работала команда Гэри Райдстрома, на тот момент обладавшего внушительным списком наград, в том числе и двумя статуэтками «Оскара», а этот фильм принес ему еще две. Авторам было важно, чтобы каждый шум был разборчивым и аутентичным, так как консультанты из числа ветеранов подчеркивали факт того, что по шумам определяли вид оружия. Система объемного звука использовалась для того, чтобы поместить зрителя в центр событий и максимально передать ощущения, которые испытывали герои картины.
23. Полторы тысячи статистов вместе с актерами участвовало в высадке на пляж, половина из них – ирландские военные. Из-за большого количества массовки и пиротехники, каждый кадр снимался за один, максимум два дубля, а на площадке работало две или три камеры одновременно. Сцена высадки в Нормандии входит в число лучших батальных эпизодов мирового кинематографа.
24. В 2006 году Тома Хэнкса зачислили в Зал славы рейнджеров армии США за роль капитана Миллера.
25. Когда фильм только вышел в США, 24-минутная сцена высадки в Нормандии настолько поразила своей реалистичностью и вызвала шок, что Министерству по делам ветеранов пришлось создать специальную горячую линию, чтобы выжившие участники событий смогли поделиться воспоминаниями, а так же получить психологическую помощь.
26. В Индии в прокат фильм не пропустила цензура из-за чрезмерного количества сцен с насилием. Режиссеру предъявили требования вырезать самые жестокие моменты из индийской версии киноленты, но Спилберг наотрез отказался это делать. Премьер министр Индии, Атап Ваджпаи, посмотрел картину и остался настолько потрясенным от увиденного, что принял решение выпустить на экраны страны оригинальную версию фильма.
27. В Сингапуре киноленте присвоили нестандартный рейтинг NC-16 (от 16 лет), так как он достаточно жесток, но вместе с тем в нем не было сцен сексуального характера.
28. Некоторые эпизоды фильма неоднократно использовали в компьютерных играх, действие которых происходит во время Второй мировой войны: Medal of Honor, Commandos 3, Destination Berlin, Call of Duty 2.
29. «Спасти рядового Райана» – последняя кинолента, которая без применения цифровых технологий стала победителем в номинации «Лучший монтаж» на церемонии «Оскар».
Ира Дробот
Читайте также:
Лучшие фильмы Стивена Спилберга
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom