Краудфандинг в кино – явление распространенное. Изначально оно появилось с целью помощи молодым авторам создавать что-то неортодоксальное и творческое. Такая себе фанатская радость, которую каждый киноман может помочь создать. Украинским кинодеятелям краудфандинг знаком не понаслышке и крайне часто связан не с “неортодоксальностью”, а с банальным ограничением источников финансирования кино.
С помощью платформ собирали деньги на пост-продакшн “Черкасс” (собрано было чуть более 200 000 гривен), многочисленные масштабные документальные ленты также выходили с помощью краудфандинга. Среди историй успехов, попадаются и прямо противоположные – на “Толоку” Михаила Ильенко удалось собрать всего 38 000 гривен, вместо изначально запланированных двух миллионов.
В Голливуде также случаются весьма странные ситуации вокруг финансирования фанатами долгожданный киноновинок. Так, продюсеры не были уверены в полнометражном продолжении хитового телешоу “Вероника Марс”, в итоге “первоначальный” взнос пришелся на плечи фанов и за рекордные сроки было собрано 2 миллиона долларов, что оказалось весьма горькой иронией – да, фильм были запущен, снят и показан. Вот только бокс-офис действительно оказался слабым, творческие решение не оригинальны. Вопрос: а стоило ли так играть на хайпе с преданными фанами, особенно учитывая, что вовлеченные в проект творческие единицы – люди далеко не бедные. Горишь проектом, так попробуй и рискнуть. Но да, голливудская пословица верна – “никогда не рискуй собственными деньгами”.
Тем не менее, среди многих краудфандинговых проектов есть и настоящие жемчужины – оригинальные авторские ленты, ради которых все эти затеи со сбором средств от синефилов выглядит абсолютно обоснованными.
Кунг Фьюри, реж. Дэвид Сандберг, 2015 год
Пародийный 30-минутный “Кунг Фьюри” стал настоящим хитом по всему миру, выстрелив во время Каннского кинофестиваля в 2015-м году. Отдавая дань классическим фильмам о боевых искусствах и бадди-муви, швед Дэвид Сандберг создал (и сам исполнил главную роль) не только уморительный оммаж 80-м с обязательным музыкальным выходом Дэвида Хассельхофа
(привет, “Стражи Галактики 2”), но и настоящую вирусную сенсацию. Бойкий сюжет вобрал в себя полицейских, ниндзя, синт-поп, Гитлера, уличную преступность, оживший аркадный автомат, разрушенные кварталы. И, конечно, события происходят в Майами 1985-го года, по которому главный герой, честный коп, разъезжает на спорткаре. Ну а как без этого?
Первоначальной целью Сандберга было собрать 200 000 долларов с помощью сервиса Kickstarter, но в итоге 17 713 человек собрали 630 019 долларов. Интернет по всему миру ответил бурными овациями, а разговоры о полнометражной картине начались практически сразу.
Выход полнометражного “Кунг Фьюри” с самими Арнольдом Шварценеггером и Майклом Фассбендером запланирован уже в этом году. Остается надеяться, что картина не потеряет шарма и визионерства своего краудфандингового оригинала.
Кровь машин, реж. Seth Ickerman, 2019 год
Стимпанк-синтвейв-космоопера в трех главах под музыку Carpenter Brut от двух французских режиссеров, скрывающихся под псевдонимом Seth Ickerman, и под общим руководством создателя культового “Кунг Фьюри”. Звучит заманчиво? Именно так и подумало более 6 000 фанов, пожертвовавших в общей сложности 300 000 евро на бюджет ленты. А все родилось из клипа “Turbo Killer”, который Seth Ickerman снял(ли) для Carpenter Brut. Небывалые для инди-проекта 7 000 000 просмотров и настоящая атака поклонников с просьбой о продолжении была наконец-то выполнена. “Кровь машин” и стали продолжением вечеринки.
По сюжету 50-минутного невыносимо прекрасного зрелища, двум бывалым космическим охотникам поручено найти пропавший звездолет. Однако, настигнув цель, они обнаруживают, что у искусственного разума этого корабля есть душа – ангелоподобный призрак молодой женщины, что рвется на свободу. Не в силах понять это удивительное явление, они оказываются втянуты в события внегалактических масштабов.
Фантастический видеоарт-космоэпик позитивно принятый публикой и критиками на жанровых кинофестивалях (76% “свежести” на Rotten Tomatoes), теперь доступен и украинскому зрителю. “Кровь машин” окажутся на онлайн-платформах Megogo и iTunes с 3 июля. И все очень “трушно” – язык оригинала с украинскими субтитрами. Не отвлекайтесь от арта и музыки, друзья. Визуальный ряд и музыка сами приведут вас к финалу.
Железное небо, реж. Тимо Вуаренсола, 2012 год
Ох этот эпичный высококлассный финский трэш с нацистами в космосе. Нацисты как клише, и как способ поговорить о милитаризме в целом – удачный прием при правильном использовании. И Вуаренсола использует все максимально правильно. На момент выхода, картина была самой бюджетной для финского кино – общие затраты на создание составили чуть более 7,5 млн. долларов. И да, весомая часть денег пришла от фанатов, увидевших промо-ролики на Youtube. Всего удалось собрать 1,2 млн. евро.
Согласно сюжету, некоторые нацисты после Второй мировой войны улетели на темную сторону Луны, дабы сохранить традиции своего арийского общества и в будущем спасти Землю, сделав ее планетой Четвертого Рейха. Через семьдесят лет американский президент (пародия на реально существующую женщину-политика, в прошлом — губернатора штата Аляски, Сару Пэйлин), преемница Барака Обамы, в это время пытаясь повысить свой рейтинг, отправляет вторую миссию на Луну. И вот, в руках нацистов оказывается темнокожий мужчина-модель и его смартфон. Что из этого вышло – можете увидеть на онлайн-платформах.
И конечно, у “Железного неба” есть сиквел – вторая часть после многочисленных пересъемок вышла на экраны в 2019 году, бюджет составил уже 15 млн. евро. Всего в планах еще значится приквел и спин-офф.
Девушка возвращается одна ночью домой, реж. Ана Лили Амирпур, 2014
С момента выхода черно-белого вампирского романтического нуара, которого критики сравнивали с культовыми лентами вроде “Бойцовской рыбки” и “Дикие сердцем”, Амирпур уже успела снять другую жестокую романтическую сказку, теперь уже с каннибалами. Помните, “The Bad Batch” (Плохая партия) со Сьюки Уотерхаус, Джейсоном Момоа, Киану Ривзом и неузнаваемым Джимом Керри? Если видели, то вы ближе к пониманию что из себя представляет “Девушка”, хотя уровень насилия и общая эстетика у фильмов значительно отличается.
События “Девушки” происходят в мрачном иранском городе-призраке и крутятся вокруг девушки-вампира. Хотя сюжет здесь и вторичен, ведь картина Амирпур – скорее об атмосфере, которая ведет за собой героев, меняющих правила на ходу.
У фильма впечатляющий рейтинг в 96% от критиков, но отрицать, что ему может не хватать динамики и жесткой сатиры предыдущих фильмов, мы не станем.
Ленту частично финансировали с помощью краудфандинга на платформе Indiegogo и самые крупные жертвователи получали статус со-продюсеров и даже возможность поездки на кинофестивали. Однозначно удачное вложение.
Читайте также:
10 артхаусных фильмов, которые горячо полюбили зрители
10 самых тяжелых фильмов всех времен
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom