Лето 2020 года войдет в историю протестным движением Black Lives Matter, охватившим Америку после смерти афроамериканца Джорджа Флойда, задушенного во время полицейского задержания.
Расизм до сих пор остается острой темой в современном обществе. За последние сто лет человечество могло бы уже стать цивилизованнее и научиться принимать без агрессии иные мнения или людей с другим цветом кожи. Но, к сожалению, толерантность не свойственна людям с рождения, она воспитывается с детства и постоянно нуждается в актуализации. Поэтому каждому поколению необходимо заново привыкать к мысли, что проблема не в цвете кожи, вероисповедании или половой идентичности – она в самих людях. На эту тему снято большое количество фильмов, а kinowar.com предложит вам список из кинолент, которые высоко оценили зрители во всем мире.
Историческая драма британского режиссера Стива Маккуина, удостоенная многих кинонаград, в том числе и трех статуэток «Оскар», среди которых «лучший фильм года». Тема рабства у кинорежиссера самая что ни на есть реальная, так как она основана на автобиографической книге Соломона Нортапа.
Середина XIX века, время, когда северные штаты отказались от рабовладения. Соломон (Чиветел Эджиофор) – муж, отец, музыкант и свободный человек из пригорода Нью-Йорка отправляется подзаработать в Вашингтон и оказывается жертвой похитителей людей. В итоге его переправляют на юг, где герой киноленты становится рабом на плантациях. Впереди его ждут 12 лет тягот и лишений, угроз, побоев и каторжного труда.
«12 лет рабства» – пронзительная история с великолепным актерским составом: Майкл Фассбендер, Люпита Нионго, Бенедикт Камбербэтч, Брэд Питт и другие замечательные актеры. Стив Маккуин зарекомендовал себя как блестящий рассказчик, беспристрастный и отстраненный в своей режиссуре, позволяющий зрителю самостоятельно делать выводы о том, как рабство влияет на человеческие качества. Сильное кино о достоинстве и вере, отчаянии и справедливости. Вечные ценности, о которых периодически нужно напоминать, несмотря на то, что все мы сейчас люди свободные.
- Прислуга (The Help, 2011, IMDb 8,0)
Начало 60-х, Америка. Времена, когда белому на улице лучше не заговаривать с темнокожим, а тем более в Джексоне – столице самого консервативного штата Миссисипи. На экране – почти кукольные дома с идеальными лужайками, залитыми щедрым южным солнцем. Пока белые дамы играют в бридж, афроамериканские женщины убирают их дома, готовят еду и нянчат белых детей. Однажды 23-летняя Юджиния «Скитер» Филан (Эмма Стоун), девушка из богатой семьи и с литературными амбициями решает написать книгу для одного издательства, в которой будут невыдуманные истории, рассказанные прислугой. Главные героини ее будущего произведения – Эйбилин Кларк (Виола Дэвис) и Минни Джексон (Октавия Спенсер), поначалу считают затею опасной, но чем дальше, тем больше они входят во вкус.
Сюжет о том, насколько все-таки важно перестать бояться и начать говорить – универсальный и вместе с этим, очень американский. А тот факт, что со времен, показываемых в фильме, многое изменилось в лучшую сторону, вовсе не лишает «Прислугу» смысла. Отсутствие необходимости что-то доказывать позволило Тейту Тейлору избрать тональность фильма в диапазоне от приятной мелодрамы до саркастической комедии, прекрасно стилизованной под описываемую эпоху. В киноленте, помимо уже упомянутых актрис также снялись Джессика Честейн, Брайс Даллас Ховард и Сисси Спейсек, которые вместе с главными героинями включаются в игру с таким удовольствием, что хронометраж в 2,5 часа не кажется излишним.
3. Скрытые фигуры (Hidden Figures, 2016, IMDb 7,8)
Биографическая драма Теодора Мелфи основана на реальной истории, описанной в книге Марго Ли Шеттерли.
1961 год, темнокожие женщины-математики Дороти Воган (Октавия Спенсер), Кэтрин Джонсон (Тараджи П. Хэнсон) и Мэри Джексон (Жанель Монэ) работают в NASA, в сегрегированном штате Вирджиния, где им приходится терпеть разного рода унижения из-за цвета кожи. Мэри не может посещать курсы повышения квалификации из-за того, что они проходят в «белом» колледже. Дороти не повышают в должности, несмотря на то, что она уже фактически руководит «цветной группой». Кэтрин, став первой темнокожей женщиной в команде Космической группы Эла Харрисона (Кевин Костнер), вынуждена бегать в туалет в другое здание, так как в офисе, где она работает, нет туалетов для цветных. Несмотря на все это женщины усердно работают во благо общего дела. Их таланты и достижения начинают замечать лишь в момент, когда СССР отправит в космос Юрия Гагарина, и NASA вынуждены будут в сжатые сроки решить вопрос запуска корабля в космос.
Биография трех женщин-математиков в исполнении режиссера – кино хоть и простое, зато дающее представление о буднях сегрегации через большое количество деталей, от которых становится не по себе. Безоговорочно прекрасно в фильме актерское трио Тараджи П. Хэнсон, Жанель Моне и Октавии Спенсер: они яркие, выразительные, остроумные и поддерживают друг друга в своих попытках принести пользу и при этом сохранить достоинство. Теодор Мелфи создал киноленту не о героях, а о маленьких людях, о скрытых фигурах.
4. Просто помиловать (Just Mercy, 2019, IMDb 7,6)
Дестин Креттон снял судебную драму, основанную на биографии адвоката Брайана Стивенсона, посвятившего свою жизнь защите людей, приговоренных к смертной казни и не имеющих средств на профессиональную юридическую помощь.
1987 год, Брайан Стивенсон (Майкл Б. Джордан) окончил Гарвард и, отказавшись от предложений престижной работы, уезжает в Алабаму к ужасу своих родственников, помнящих о линчевании и других ужасах, с которыми сталкивались афроамериканцы в тех краях. Молодой адвокат избрал такой путь, так как однажды его крайне впечатлило посещение камер смертников, не имеющих вообще никаких прав по причине того, что они бедные и черные. Стивенсон и сам темнокожий из бедной семьи, так что с детства знаком с болью и несправедливостью, с чем и решил бороться законным способом после окончания обучения. Вместе с близкой по духу Евой Энсли (Бри Ларсон) он создает некоммерческую организацию «Равные права для всех», где они будут помогать тем, кто не в силах позволить себе хорошего адвоката.
“Просто помиловать” понравится в первую очередь любителям “разговорного” жанра, кто ценит детальный подход к каждой сцене и с особым трепетом относится к актерской игре. В фильме, несмотря на антирасистский и гуманистический посыл, герои не одномерны и не всегда положительные. Исключение составляют лишь Стивенсон и Энсли, показанные почти святыми – но это не упущение, ведь именно из-за таких людей и происходят изменения в системе и в сознании общества. Благодаря их организации было спасено множество жизней, в том числе и детей. Брайан Стивенсон добился отмены смертной казни и пожизненного заключения без права на досрочное освобождение для тех, кто младше 18 лет. Иначе говоря, у режиссера получилось вдохновляющее кино, призывающее к милосердию, которого заслуживает каждое живое существо.
Америка, 70-е годы прошлого века. В полицейском департаменте Колорадо-Спрингс призывают этнические меньшинства попробовать свои силы в охране порядка. Вскоре на пороге управления появляется Рон Сталворт (Джон Дэвид Вашингтон) – черный мужчина с роскошной прической, одетый по уличной моде. Он станет первым детективом-афроамериканцем в истории города, и совсем скоро его внешность пригодится: Сталворта отправят на митинг “Черных пантер”, где он познакомится с активисткой студенческого профсоюза Патрис (Лора Хэрриер) и влюбится в нее. Как-то раз, скучая на работе и листая газету, Рон наткнется на объявление ку-клукс-клана и из любопытства наберет номер, представится своим именем и согласится на встречу с главой местной ячейки. Самому идти на встречу нереально, а упускать такую возможность крайне глупо, поэтому он уговаривает руководство отправить туда своего коллегу из наркоотдела по фамилии Циммерман (Адам Драйвер). С этого момента афроамериканец и еврей – по телефону и лично – вместе изображают фанатичного борца за чистоту белой расы, антисемита Рона Сталворта.
Внедрившийся в ку-клукс-клан темнокожий полицейский – абсурдная выдумка, скажете вы. Поэтому режиссер, Спайк Ли, сразу же сообщает нам о том, что это вовсе не выдумка. Рон Сталворт несколько лет назад выпустил книгу о своих 70-х, так что самые фантастические детали в фильме – правда. Вашингтон и Драйвер отлично сыграли свои роли, вызывая смех там, где из-за серьезности поднятой темы, обычно не до смеха. В этом и состоит особое очарование картины – она не пытается найти логику, а описывает действительность, не поддающуюся расчету.
- Клетка для кроликов (Rabbit-Proof Fence, 2002, IMDb 7.4)
Драма австралийского режиссера Филлипа Нойса основана на автобиографической книге Дорис Пилкингтон.
Западная Австралия, 1931 год. В то время общество в стране делилось на 2 сословия – на белых и не белых. Жизнь не белых контролировалась Законом об аборигенах, а шеф-протектор А.О. Невилл (Кеннет Брана) имел власть забирать детей от смешанных браков в любом месте штата. Приехавшие из Европы австралийцы не желали видеть в своем обществе людей третьей, смешанной расы, поэтому всех полукровок забирали из семей и отдавали на перевоспитание, где их обучали европейским традициям и христианству, для того чтобы потом они могли служить у белых. Трое из таких детей, 14-и летняя Молли (Эверлин Сампи), ее 8-летняя сестра Дейзи (Тиана Сансбэри) и 10-илетняя кузина Грейси (Лаура Монахэн) сбегают из специального поселения Мур-Ривер, куда их насильно забрали от родителей согласно закону об ассимиляции. Им предстоит проделать путь длиною почти в две с половиной тысячи километров, прячась от полиции, которая преследует беглецов. «Украденное поколение» – так до сих пор называют в Австралии тех, кто вырос в таких поселениях, ведь данный закон отменили лишь в 1970 году. Вот от этого действительно становится жутко.
Режиссер снял фильм о противостоянии государственной машины и отдельно взятой народности, наполненный красивыми пейзажами далекой страны и великолепной музыкой Питера Гэбриэла.
- Банкир (The Banker, 2020, IMDb 7.2)
Драма Джорджа Нолфи основана на реальной истории двух афроамериканских бизнесменов, открывших в Лос-Анджелесе агентство недвижимости в 1950-х годах. Нетерпимость к темнонокожим в стране вынудила Бернарда Гаррета (Энтони Маки) и его партнера Джо Морриса (Сэмюэл Л. Джексон) поставить во главе компании молодого белого руководителя Мэтта Стейнера (Николас Холт). Бизнес развивался крайне успешно и однажды, после визита к отцу в Техас, Бернард уговорил Джо купить там небольшой банк, чтобы выдавать кредиты на развитие мелкого бизнеса для афроамериканской части населения. Гениальный бизнесмен, каковым был Гаррет, учел все и был абсолютно уверен в перспективности этого направления. Главным банкиром стал Мэтт, а реальные владельцы бизнеса, как и ранее, оставались в тени. Единственное, что не учел Бернард – то, что Техас находится на том самом Юге Америки, где еще недавно линчевали таких как он, а на некоторых домах до сих пор висят флаги Конфедерации.
Чаще всего киноленты о банковском деле и о риэлторах смотреть достаточно скучно, но режиссер обходит все утомительные моменты стороной, превращая их в часть аферы. Отдельно хочется отметить обаяние Сэмюэля Л. Джексона, перенесшего всю свою харизму на Джо Морриса. Несмотря на то, что описание «Банкира» напоминает очередную драму о важности равноправия, это не превращает его в сплошное назидание, а благодаря актерам и воссозданной атмосфере старой Америки смотреть киноленту легко и крайне увлекательно.
- Если Бил-стрит могла бы заговорить (If Beale Street Could Talk, 2018, IMDb 7,1)
Романтическая драма Барри Дженкинса основана на одноимённом романе Джеймса Болдуина, борца за права человека и последователя Мартина Лютера Кинга.
Тиш (Кики Лэйн) и Фонни (Стефан Джеймс) любят друг друга. Ей 19, ему 22. Они знакомы с детства и в какой-то момент вечная дружба перерастает в любовь. Взгляды, прогулки, первый секс. Они полны надежд на будущее и не замечают бедности и социальной несправедливости. Спят на полу, старую ванную превращают в обеденный стол. Однажды идиллии приходит конец. Случайное столкновение с расистом полицейским (Эд Скрейн) приводит к тому, что Фонни обвиняют в изнасиловании женщины. Арест, свидетели пропадают, и вот уже Тиш сообщает ему в тюрьме о том, что ждет ребенка.
С момента публикации книги прошло 46 лет и в мире произошли определенные изменения, но они не настолько кардинальны, чтобы тема, затрагиваемая в романе, перестала быть актуальной. Режиссер в точности воспроизводит сюжет, но игнорирует ее натуралистичность и тональность. Движения камеры замедленные. Эмоциональный тон ровный и выдержанный, чему способствует богатый на оттенки саундтрек Николаса Брителла. Дженкинс снял великолепный эстетский фильм о том чувстве, что способно возникнуть в жизни каждого. И не имеет значения, где ты живёшь, в какое время и к какой расе принадлежишь.
- Лучшие враги (The Best of Enemies, 2019, IMDb 7,1)
Фильм Робина Бисселла основан на реальной истории, которая произошла в 1971 году в американском городке Дархэме. В одной из школ для темнокожих случился пожар, в результате чего остро стал вопрос о необходимости совместного обучения белых и «цветных» учеников. Для решения проблемы была создана комиссия из представителей разных слоев общественности: со стороны белых в нее вошел Клейборн Эллис (Сэм Рокуэлл), бывший активистом местного ку-клукс-клана, а с другой стороны – Анна Этуотер (Тараджи П. Хенсон), борец за права темнокожих. Поиск компромисса привел к тому, что заклятые враги в итоге стали очень хорошими друзьями.
Фильм радует великолепной актерской игрой. Если у Тараджи П. Хенсон роль достаточно прямолинейна, то Сэм Рокуэлл сыграл человека, кардинально изменившего свой образ жизни и взгляды. «Лучшие враги» в первую очередь о том, как может повлиять на человека простое человеческое участие в его судьбе, и что во всем можно найти компромисс.
- Долгая дорога к свободе (Mandela: Long Walk to Freedom, 2013, IMDb 7,1)
Фильм Джастина Чедвика снят по автобиографической книге Нельсона Манделы, который был одним из самых известных активистов в борьбе за права человека в период существования апартеида. Это история о расовой дискриминации в Южной Африке в ХХ веке. В киноленте достаточно подробно описывается жизнь главного героя (Идрис Эльба), начиная с рождения в африканском племени и до момента, когда он стал президентом ЮАР. Большая часть киноленты рассказывает о жизни в тюрьме, где он провел двадцать семь лет и несмотря на это остался человеком с большой буквы. В своей борьбе Мандела не желал отвечать насилием на насилие, он хотел, чтобы власти обратили внимание на простых людей в стране, где грани морали и человечности давно размылись. Умение прощать дано не всем, однако оно дает нам такую мощь, о которой многие не догадываются, наивно веря в силу зла и жестокости. Чедвик снял достойное кино о человеке, чье имя во всем мире ассоциируется со свободой, толерантностью и добротой.
Ира Дробот
Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете поддержать наш проект
Читайте также:
Лучшие фильмы о геях и лесбиянках
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom