В украинский прокат вышел китайский боевик «Авангард» с таким же нестареющим, как Том Круз, Джеки Чаном в главной роли, по-прежнему самостоятельно исполняющим на площадке безумные трюки.
Это девятая совместная работа Джеки Чана и гонконгского режиссера Стэнли Тонга, в прошлом каскадера и постановщика боевых сцен, снявшего в числе прочего «Полицейскую историю 3» и «Разборку в Бронксе». «Авангард» – это тот самый фильм, на съемках которого Джеки Чан едва не утонул (речь, конечно же, о сумасшедшей сцене погони на гидроциклах по речным порогам). И это тот самый фильм, которому удалось обойти нолановский «Довод» в китайском прокате (не секрет, что китайцы фанатично обожают национальный кинематограф, а экшны с Джеки Чаном тем паче, так что ничего удивительного, что запутанный фантастический триллер оказался бессилен перед харизмой родной легенды).
Ничего авангардного в «Авангарде», конечно, нет. Даже наоборот. Это ретроградный, феерически глупый, но лихой и сумасбродный аттракцион из перестрелок, преследований, рукопашных стычек и нелепых гаджетов вроде кибер-голубя с камерой вместо глаза. «Авангард» – название частного агентства по спасению, состоящего из супероперативников и обаятельного руководителя, не брезгующего полевой работой, не взирая на возраст и статус. Начинается все с того, что агентство берется спасти сомнительной репутации бизнесмена от рук похитителей, а также его милейшую красавицу-дочь, зоозащитницу африканской саванны, от рук браконьеров-головорезов. В итоге хорошие китайцы сталкиваются с плохими арабами и спасают не только девушку, но и американский авианосец.
Стоит вспомнить, кто такой режиссер Стэнли Тонг и какова его репутация. С самого начала 90-х, когда Тонг переквалифицировался из актера-дублера в постановщика боевиков и заложил фундамент для дальнейшего многолетнего сотрудничества с Джеки Чаном, американские критики хоть и всецело полюбили неотразимую китайскую кинозвезду, который выделывал выкрутасы, калечился на площадке и продолжал обезоруживающе улыбаться, раз за разом высмеивали режиссерские и сценарные способности Тонга. Критики обвиняли гонконгского экшн-мейкера в доведенном до абсурда подражании голливудским боевикам, в однообразности, бессмысленности, плоскости и предсказуемости сюжетов, держащихся исключительно на трюках и обаянии Джеки Чана.
Ничего с 90-х не изменилось. И вся эта критика применима и к «Авангарду». Фильм выглядит так, будто Болливуд (в мире всего три глобальных киноиндустрии: Голливуд, Болливуд и Чайнавуд; при этом два последних кинопроизводства образуют дружественный тандем и очень схожи в своих подходах и техниках) снял ремейк на «Миссию невыполнимую», «Форсаж», «Ангелов Чарли» и «Kingsman» одновременно. И добавил щепотку «Джона Уика» и перформанс диснеевского компьютерного «Короля Льва», только лев получился куда менее натуральным.
Смотрите легально на MEGOGO
Здесь по воздуху летают крутые тачки, фокусничают шпионские гаджеты, рушатся небоскребы Дубая, а персонаж Джеки Чана демонстрирует безупречные, истинно джентльменские манеры и исключительно элегантные классические мужские костюмы с маленькими пижонскими элементами вроде ультрамаринового платка в нагрудном кармане. А Джон Уик, кажется, может взять прием на заметку: носить с собой в кармане пару перцев чили и при случае натереть ими руки и залепить противнику в глаз.
Иногда «Авангард» выдает шутки. Но их не всегда получается вычленить, так как фильм смехотворен даже там, где пытается быть серьезным. Вернее, в особенности смехотворен там, где пытается быть серьезным. Собственно, шутки тоже заимствованы. Сцена, где персонаж Джеки Чана вслед за молодым прытким оперативником готовится прыгать с верхнего этажа на нижний в торговом центре, а дубайский полицейский говорит «вон там есть лестница», – имитация аналогичной комической ситуации из «Хоббса и Шоу», где герой Дуэйна Джонсона кидается вниз по зеркальной стене небоскреба, а герой Джейсона Стэйтема чопорно спускается на лифте.
Желание Тонга подражать американским фильмам преисполнено ребячества и наивности, даже детскости, которую невозможно злостно критиковать. Причем в своем подражании режиссер стремится перещеголять распиаренную заокеанскую фабрику, показать, что умеет лучше: быстрее, выше, сильнее. Поэтому маленькая дочурка рисует папе на день рождения картинку папы-супергероя – Капитана Китай, который, конечно же, «круче, чем Капитан Америка».
И да, никакой этнической ненависти. Хорошие китайцы противостоят плохим арабам, но затем в своем противостоянии кооперируются с хорошими арабами. Так что мир, дружба, жвачка. Фейерверк и Китайский Новый год под занавес. Индийского танца разве что не хватило.
Анастасия Лях
Авангард (Vanguard)
2020 год, Китай
Продюсеры: Гай Аллон, Стэнли Тонг, Барби Танг
Режиссер: Стэнли Тонг
Сценарий: Стэнли Тонг
В ролях: Джеки Чан, Ян Ян, Мия Муци, Лунь Ай, Сайед Бадрея, Чжу Чжэнтин, Эяд Хурани, Мир Сарвар, Брахим Ачаббаки, Кэн Эйдин, Темур Мамисашвили, Илез Бадургов, Десмонд Олдридж, Денис Переверзев
Оператор: Ли Чи-Ва
Композитор: Натан Ван
Длительность: 110 минут/ 01:50