Netflix выпустил (и практически сразу же и закрыл) научно-фантастическую семейную драму «Вдали» об астронавтах, полетевших на Марс и тоскующих по оставшимся на Земле семьям. Несмотря на звездную Хилари Суонк в главной роли, сериал не отличился особым успехом среди подписчиков стриминга. А поскольку производство космических фильмов не из дешевых, руководство решило не продлевать проект на второй сезон.
Впрочем, первый сезон заканчивается на многоточии, из которого вполне можно сделать точку. Так что острым чувством недосказанности тот немногий зритель, что заинтересовался сериалом, не измучился.
Суонк, которую буквально в прошлом году можно было наблюдать в камерной научной фантастике «Я – мать», в телеформат сай-фая вписалась запросто. Она сыграла увлеченного и целеустремленного астронавта Эмму Грин, одного из лучших пилотов НАСА, которая всю свою карьеру стремилась возглавить миссию на Марс. И возглавила. Однако за считанные недели до старта, пребывая на лунной базе, откуда полетит шаттл «Атлас», Эмма сталкивается как минимум с двумя серьезными проблемами. Во-первых, остальные члены международного экипажа (в особенности российский и китайский астронавты) после существенного инцидента на базе начали сомневаться в ее компетентности. Во-вторых, у ее мужа на Земле (в прошлом тоже астронавта) случается инсульт, и, улетая на три года в космос, она должна будет взвалить больного супруга на плечи дочери-подростка.
В сериале также снялись Джош Чарльз, известный по адвокатскому сериалу «Хорошая жена», и Рэй Пантаки из детективного сериала «Марчелла». Для тех зрителей, которые от любого фильма про космические полеты ждут появления инопланетного монстра или как минимум триллера о том, что в космосе что-нибудь непременно если не убьет, то сломает морально или психически, будут разочарованы. В сериале сценариста Эндрю Хиндрейкера, известного по «Грошовым ужасам», лирика существенно преобладает над напряжением. Нет, сюжет постоянно расставляет героям препятствия и закавыки. И поначалу публика, возможно, даже переживает. Но впоследствии зритель входит в стабильный режим: нескладная помеха – складное решение, нескладная помеха – складное решение, нескладная помеха – складное решение… и начинает наблюдать за происходящим чисто механически.
Иногда сюжетные повороты выглядят откровенно нелогичными, если не сказать глупыми. Например, у одного из членов экипажа внезапно начинается лихорадка. Рапортовав «Хьюстон, Хьюстон, у нас проблема», Эмма как командир корабля докладывает экипажу: «В НАСА подняли медкарту, и оказалось…». То есть перед миссией на Марс в НАСА посчитали неважным изучить истории болезней людей (лучших из лучших), отправляющихся в трехлетнее космическое путешествие в точку, где еще не ступала нога человека.
Смотрите легально на MEGOGO
Сентиментальное шоу «Вдали» (в котором, к слову, самым интересным персонажем оказывается вовсе не Эмма, а топорный, упрямый и в то же время чуткий россиянин Миша в исполнении израильского актера украинского происхождения Марка Иванира, надломленный и сложной родной страной, и личной семейной драмой) плохо работает как космический триллер, но гораздо лучше как научно-производственная, семейная и внутриличностная драма. Каждый из членов международной миссии выстраивает три типа отношений (не считая взаимоотношений непосредственно внутри экипажа): отношения с родиной и долгом, отношения с родными (родителями, супругами, детьми) и отношениями с собственными желаниями и мечтами. И практически во всех отношениях наблюдается больший или меньший конфликт.
Собственно, название «Вдали» необязательно читается только буквально: вдали от дома и любимых холод и одиночество в космосе кажутся еще холоднее, и добивает не страх, а расстояние. Вдали – это еще и метафорическая дистанция между тем, как надо, и тем, как хочется.
В одной из сцен, когда на корабле выходит из строя система водоснабжения и возникает риск смерти от обезвоживания, муж Эммы, еще не зная о нововозникшей сложности, шлет ей с Земли аудиозапись шума дождя. С одной стороны, в этом параллелизме, конечно, есть горечь иронии. С другой – наоборот, это что-то вроде образного сокращения дальности, которая неизменно возникает между здесь и там; между тем, что дано, и тем, чего бы нам хотелось. И да, мы, люди, – существа странные: на Земле нам хочется в космос, а в космосе – обратно на Землю.
Анастасия Лях
Вдали (Away)
2020 год, США
Продюсеры: Эллен Фэйри, Эдвард Звик, Джессика Голдберг, Хилари Суонк, Джейсон Катимс, Мэтт Ривз, Дэвид Бойд
Режиссеры: Шарлота Брэндстрем, Бронвен Хьюз, Джет Уилкинсон, Эдвард Звик, Дэвид Бойд
Сценарий: Эллен Фэйри, Джессика Голдберг, Джейсон Катимс, Эндрю Хиндрейкер, Адити Бреннан Капил
В ролях: Хилари Суонк, Ато Эссонда, Марк Иванир, Рэй Пантаки, Вивьен Ву, Джош Чарльз, Талиса Элиана Бэйтмэн, Моник Кернен, Габриэль Роуз, Вина Суд, Брайан Маркинсон, Алессандро Джулиани, Бекс, Майкл Патрик Торнтон, Ирен Тсу
Операторы: Брайан Пирсон, Тимоти Бёртон, Дэвид Бойд
Композитор: Уилл Бейтс