Четвертый сезон сериала “Корона” стал, пожалуй, самым ожидаемым. Причина проста: если раньше перед зрителем представали события и персонажи, частично знакомые из истории, но все же весьма отдаленные во времени, то в сейчас мы увидели тех людей, которых воочию лицезрели по телевизору (речь, разумеется, в большей степени о тех зрителях, которым сейчас за тридцать, но даже более молодые люди наверняка хотя бы слышали о трагичной истории принцессы Дианы и о железной леди Маргарет Тэтчер). Сезон представил убойное комбо – обе знаменитые британки сразу. И все же, если смотреть на первые реакции на просмотренный материал, то Диана легко обошла Тэтчер по степени интереса со стороны аудитории.
Это легко понять, ведь история любви принца и принцессы (а также история их ненависти, как показал сериал) – гораздо более удобоваримый контент, чем отслеживание пути жестких революционных реформ премьер-министра и реакции общества и правительства на них. А если добавить то, что авторы решили не утаивать ничего от зрителей по поводу отношений идеальной (на экране) пары, и история эта вышла если не скандальной, то весьма жесткой, то становится ясно, почему интернет буквально взорвался. Судите сами, по телевизионным новостям и газетным заголовкам 90-х мы помним, что хотя в семье принца Уэльского и был разлад, чета супругов представлялась неким эталоном того, как должна выглядеть пара, которая в какой-то перспективе (как выяснилось позже, очень отдаленной) будет править Британией. Леди Ди была совершенством, она участвовала в благотворительности и социальных инициативах, обнимала больных детей, обворожительно улыбалась в камеру, светилась особым светом какой-то совершенно неземной женщины, истинной принцессы. Принц Чарльз никого так не впечатлял, понятное дело, но дополнял общий идеальный портрет семьи. По опросам британцев, они признали Диану третьей в списке 100 великих британцев. Третьей! А ведь в Британии были такие люди как Уинстон Черчилль, Уильям Шекспир, Чарльз Дарвин, Исаак Ньютон, The Beatles, Дэвид Боуи, группа Queen, в конце концов, Маргарет Тэтчер и сама королева Елизавета. Это ли не свидетельство безусловной любви к леди Ди? А потому когда теперь на экране мы видим историю о том, как супруги бесконечно ругались, изменяли друг другу и доставляли позитивные эмоции столь же редко, как редко бывают солнечные дни в Шотландии, идеальная картинка, выстроенная в голове, мгновенно рушится.
Не то чтобы это было каким-то секретом, об изменах супружеской пары было давно известно (в конце концов, они в итоге развелись, а принц Чарльз женился на Камилле Паркер Боулз (да, это в каком-то смысле спойлер, но до пятого сезона вы о нем забудете)), но на расстоянии запоминается лишь самое хорошее, а все неурядицы остаются досадной тенью в прошлом. Когда освежаешь картину произошедшего, рассказанную без прикрас и излишней политкорректности, понимаешь, что твои воспоминания – это лишь красивый фасад, за которым было слишком много ненависти. В связи с этим многие зрители и критики мгновенно стали писать о том, что история подана очень неоднозначно (проще говоря, что все было не так). Поскольку со стопроцентной достоверностью воспроизвести события тех дней не удастся никому, остается лишь положиться на создателя проекта и основного сценариста Питера Моргана. На его счету около двадцати работ в театре, кино и на ТВ об истории Великобритании, а потому в степени проработки материала ему сложно высказывать серьезные претензии. Вполне вероятно, что он общался и с королевской семьей в процессе подготовки сценария (в том числе и на предмет того, каких вопросов касаться нежелательно – и кстати, возможно, что и изначальный отказ от производства шестого сезона был связан именно с этим).
Стоит также отметить, что несмотря на всю показанную подноготную, персонажи (все персонажи) королевской семьи изображаются в исключительно уважительной манере. Это можно отнести и к остальным персонажам, даже к не вполне психически здоровому мужчине, пробравшемуся однажды в спальню королевы Елизаветы в Букингемском дворце. Умение говорить откровенно, но не поливать своих героев грязью – один из многочисленных козырей создателей сериала, о которых мы уже неоднократно писали в обзорах предыдущих сезонов.
Итак, принцесса Диана (Эмма Коррин) и принц Чарльз (Джош О’Коннор) – обычные люди, низвергнутые с пьедестала эталонной семьи. Мы много писали в обзоре второго сезона о том, что это взрослая история, в том числе взрослая история любви. И мы вновь обращаемся к той же формулировке. История любви (да чего уж там, история нелюбви) Чарльза и Дианы наглядно демонстрирует то, что в семье любого уровня (по положению, званию, достатку, происхождению) проблемы всегда остаются те же. Ты можешь не испытывать затруднений в бытовой жизни, жить во дворце и обслуживаться многочисленным вышколенным персоналом, но если в твоей жизни доминирует эгоизм, зависть, ревность и злоба, то финал неизменно будет один – несчастливый брак и расставание (или годы страданий). Почему Чарльз и Диана не могли просто договориться о том, что они живут двумя жизнями – одна, счастливая напоказ, для камер, а вторая – тоже счастливая, но для себя, когда Чарльз живет в свое удовольствие с Камиллой, а Диана также встречается с кем пожелает, сказать сложно. Но очевидно, что будучи эгоистичными и не желая искать компромисс, они загубили любые шансы на сохранение отношений и брака, а позже это привело к трагедии, пусть напрямую и не связанную с их разрывом.
Смотрите легально на MEGOGO
Принцесса Маргарет (Хелена Бонэм Картер), которой на этот досталось необычно мало эфирного времени по сравнению с ее присутствием в предыдущих сезонах, тем не менее, сказала одну из ключевых фраз в этой части сериала: сколько еще семья будет допускать одну и ту же ошибку, и заставлять жениться на нелюбимых, заставляяя расставаться с любимыми? Ей этот вывод дался легче, чем остальным членам королевской семьи, ведь она не единожды становилась жертвой аналогичных обстоятельств. И она выкристаллизовала суть проблемы, решение которой до этого момента в сериале нашел лишь отрекшийся от трона ради любимой женщины герцог Виндзорский, брат короля Георга VI, а позднее, уже в наши дни, принц Гарри и Меган Маркл. Очень многие из тех, кто уже успел просмотреть сезон к этому моменту, заключил для себя (и всего интернета, разумеется), что Гарри и Меган были правы, вырвавшись из гнезда. И если судить по картине того, что представил четвертый сезон, с этими людьми сложно спорить.
А что же Елизавета? Несмотря на некоторую отчужденность в восприятии ситуации, а порой и кажущуюся апатичность и нежелание принимать участие в жизни своей семьи, она в конце концов находит в себе силы говорить о ситуации откровенно и в нескольких фразах расставляет все на свои места. Помните, мы говорили об уважении, с которым показаны все персонажи в “Короне”? Это снова тот случай.
Маргарет Тэтчер не получила столько же внимания от зрителей четвертого сезона, сколько получила леди Ди, и мы вряд ли сможем поступить по-другому – если вы сравните объемы текста по премьер-министру и по принцессе, то вы придете к однозначному выводу, что мы тоже были в большей степени увлечены историей любви, а не экономики и политики. Но “виноваты” в этом не мы (точнее, не в полной мере мы), а создатели сериала: они разумно уделили больше внимания королевской семье, чем политику вне ее (ведь, в конце концов, это сериал “Корона”, а не “Даунинг-стрит, 10”). Благо, про железную леди снято немало фильмов (и явно будет снято еще), а потому для тех, кому Тэтчер в сериале не хватило, есть все шансы глубже погрузиться в тему.
В этом сезоне показан весь срок (довольно долгий) правления Маргарет на посту премьер-министра. Ее непреклонный характер представлен в равной степени с мягким подходом к диалогу, особенно если речь идет о Елизавете и королевской семье. Тэтчер была умным политиком, и одной лишь жесткостью проблемы не решала. Поэтому полноценное отображение сложной человеческой природы сыграло на руку авторам, премьер-министр получилась живой, не одномерной. Моменты неуверенности, злости, даже слезы отчания, когда ее собственная партия обернулась против нее. Если до старта сезона у части аудитории были сомнения по поводу того, что Джиллиан Андерсон – подходящий выбор на роль Тэтчер, то теперь вряд ли они состоятельны. Прямого портретного сходства, разумеется, нет, но ведь не в этом сила актрисы и кастинг на роль. Андерсон копирует характерный наклон шеи железной леди, гример взбивает пышную прическу, костюмер в точности подбирает нужные костюмы, но образ складывается из мимики, интонаций, манеры держаться, манеры вести разговор, особенно с королевой, сдержанных жестов, взгляда. И если это не фотографическое отображение премьер-министра Тэтчер, то это и неважно. Главное, что глядя на экран ты четко понимаешь, что перед тобой та самая железная леди, которая дала бой всему политическому истеблишменту и не согнулась под жесткой критикой населения в ответ на ее реформы (а критиковать было из-за чего, ведь уровень безработицы заметно подскочил, доводя людей до отчания).
Еще одним поводом для претензий стала сюжетная линия с ИРА, которая прибегла к террору для борьбы за независимость Ирландии. Сразу скажем, что ее в кадре не так много, как ожидалось после первого эпизода (весьма трагичного и резкого). И тем не менее, интернет-пространство наполнилось версиями несостыковок того, что было показано в сериале, и того, что происходило в реальной жизни. Оставим дебаты по этому поводу для людей, которые разбираются в материале и отметим лишь, что скорее всего, в пятом сезоне этому будет уделено куда больше внимания – впереди “Соглашение страстной пятницы”, прекращение террора, а затем и расформирование организации.
Также впереди обновление актерского состава сериала, которое происходит каждые два года. Королеву Елизавету сыграет Имельда Стонтон, принца Филиппа, ее супруга Джонатан Прайс, а принцессу Диану – Элизабет Дебики. С сюжетной канвой пятого сезона все более-менее понятно, нас ждет история о разводе принца Чарльза и леди Ди. Главным вопросом, который остается к сезону шестому – расскажут ли создатели об истории принца Гарри и Меган Маркл?
Рецензии на предыдущие сезоны:
Корона, 4 сезон (The Crown, season 4)
2020 год, Великобритания / США
Продюсеры: Стивен Долдри, Эндрю Итон, Роберт Фокс
Режиссеры: Джессика Хобс, Джулиан Джаррольд, Пол Уитингтон, Бенджамин Карон
Сценарий: Питер Морган
В ролях: Оливия Колман, Тобайас Мензис, Хелена Бонэм Картер, Эмма Коррин, Бен Дэниелс, Мэрион Бэйли, Эрин Доэрти, Джош О’Коннор, Эмеральд Феннелл, Чарльз Дэнс, Джиллиан Андерсон
Операторы: Адриано Голдман, Оле Брэтт Биркеланд
Композитор: Руперт Грегсон-Уильямс
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom