Подростковый возраст, пожалуй, самый трудный период в жизни человека. Вокруг все рушится, старые друзья вдруг сменяются новыми, родители становятся чужими, учеба теряет свой смысл, а тело внезапно начинает требовать такого, о чем раньше даже не задумывался. Одиночество приводит к бунтам и судорожным поискам того, чему можно было бы посвятить себя целиком и полностью. Это период жизни, максимально наполненный новыми открытиями, травмами физическими и душевными, а также первыми сильными чувствами. Все то, что в итоге делает нас теми, кто мы есть.
О тинейджерах снято огромное количество фильмов в разных жанрах. В этой статье kinowar.com вспоминает 9 честных и сильных фильмов о том, как живут, любят и ненавидят подростки.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
1. Мамочка (Mommy, 2014, IMDb 8.1)
Диана Депре (Энн Дорваль) в одиночку растит сына Стива (Антуан-Оливье Пилон), страдающего от психического расстройства и “слетающего с катушек” при малейшей провокации, становясь неуправляемым и опасным для окружающих. Одно время он жил в специализированном интернате, но после того, как устроил там пожар, мадам Депре вынуждена была его забрать. Теперь она воспитывает его самостоятельно. Так как характер у нее не из легких, их со Стивом жизнь почти всегда сводится к попыткам перекричать друг друга. Ситуация меняется в момент, когда живущая по соседству бывшая учительница Кайла (Сюзанн Клеман) соглашается помочь молодому человеку с домашними заданиями, что благотворно действует на мать с сыном. Но счастье редко бывает долгим.
Ксавье Долана, снявшего «Мамочку» в 25 лет, часто называют вундеркиндом. Он прославился в 20-летнем возрасте с автобиографической драмой «Я убил свою маму» и снимает кино о том, что хорошо знает. Практически все его работы отмечены кинонаградами, а эта кинолента принесла Приз жюри Каннского кинофестиваля.
«Мамочка» – мощный и трогательный фильм, который заставляет проживать вместе с главными героями то, через что они проходят. Смех в их самые счастливые моменты, слезы в самые мрачные времена, и боязнь того, что будет дальше – все это чувства, которые зритель сполна ощутит на протяжении всей киноленты. Это подводит к одному из самых удивительных аспектов фильма – игре актеров, которая просто великолепна. Три главных героя, изображенные Энн Дорваль, Сюзанной Клеман и Антуаном-Оливье Пилоном здесь неотразимы и по максимуму проживают жизни своих персонажей на экране. Глядя на такое мастерство, забываешь о том, что смотришь фильм.
2. Что-то не так с Кевином (We Need to Talk About Kevin, 2011, IMDb 7.5)
Пока Кевин (Эзра Миллер) сидит в тюрьме за убийство, его мать Ева (Тильда Суинтон) пытается как-то жить дальше. Это нелегко, если учесть, что она потеряла всех, кто был ей дорог. Каждый день соседи заливают ее крыльцо краской, а незнакомцы отвешивают оплеухи на улице. Ева прикладывает невероятные усилия для того, чтобы заставить себя просыпаться каждое утро, и оглядываясь назад, она пытается рассмотреть свою семейную жизнь и понять, что и когда было ею сделано не так. Как же так получилось, что она вырастила такого сына.
Сюжет фильма Линн Рэмси основан на романе Лайонел Шрайвер и сочетает в себе глубокую драму человеческих взаимоотношений и триллер, наполненный тревожной атмосферой, оставляющий после себя ощущение настоящего психического дискомфорта. Истории о «трудных» подростках и их взаимоотношениях с обществом в кинематографе не редкость, но здесь режиссер сделала упор на отношениях матери и сына, все остальное отходит на второй план. Была ли рада Ева рождению ребенка, и имеет ли это значение? Что на самом деле движет Кевином? Фильм пронизывает тема того, что родители ответственны за поступки детей, но это далеко не единственная его составляющая. Отменный сценарий и крепкая режиссура позволяют добиться того эффекта, когда сам зритель, наблюдая за героями, делает выводы. Линн Рэмси в своей картине не разжевывает суть, она лишь подготавливает почву для этого, но конечное восприятие киноленты полностью зависит только от вас самих.
3. Я убил свою маму (J’ai tué ma mère, 2009, IMDb 7.5)
16-летний Юбер (Ксавье Долан) пытается отстоять независимость и собственное достоинство перед матерью, которую он как любит и ненавидит одновременно. В его жизни полно приятных сторон – уроки французского, умная учительница, стихи, любимый бойфренд с его все понимающей матерью. Такой матерью, которой у него самого никогда не было. Его мать (Энн Дорваль) живет в параллельных с ним плоскостях и постоянно отравляет его жизнь. Она то разрешает ему жить отдельно, то встает в позу со словами о том, что об этом и речи быть не может, а вслед за этим собирается и вовсе отправить его в интернат. Но она мать и ее нужно любить. Именно нужно, так как зачастую это само собой не получается.
Когда Ксавье Долан снимал свой отчасти автобиографичный дебютный фильм, ему не было и 20 лет. Но чувства вкуса и таланта ему хватило для того, чтобы создать смелую, красивую, эстетичную и зрелую киноленту о том, что волнует подростка. За счет молодости и личного опыта, картина получилась предельно честной, надрывной и откровенной. Все персонажи в фильме получились яркими и убедительными, а их взаимоотношения – вполне логичными. «Я убил свою маму» полон высказываний об отношениях, о непонимании и о природе любви матери и сына. Ксавье Долан здесь вывернул душу наизнанку, что не может не подкупить смотрящего.
4. Аквариум (Fish Tank, 2009, IMDb 7.3)
Главная героиня фильма, пятнадцатилетняя Мия (Кэти Джарвис) – бунтующий подросток из не очень благополучной семьи. Она отвратительно воспитана и агрессивна. Против чего она бунтует? Да, кажется, против всего: против несвободы, против лжи, против школьной системы, против разгульного образа жизни своей матери. Последнее, правда, с известной долей зависти — у самой Мии личная жизнь явно не складывается. Единственная отдушина девушки — танцы. Мия – самоучка, и только танцуя она может быть собой. За ее агрессивной оболочкой кроется натура сильная, честная и чистая. Это сразу замечает и Коннор (Майкл Фассбендер), очередной любовник матери Мии, которого случайно встречает на кухне девушка, и проникается к нему симпатией.
Андреа Арнольд, режиссер, сняла фильм, в котором мастерски передала психологию девушки-подростка, желающей вырваться во что бы то ни стало из затхлого аквариума жилых британских районов. Это мощно снято и круто сыграно. В киноленте нет нарочито приукрашенных сцен или излишне эмоциональных реплик, и создана она так, что любой зритель, независимо от возраста, пола или социального положения, будет чувствовать себя при просмотре как сосед, случайно заселившийся в эту “дыру”.
5. Дневник баскетболиста (The Basketball Diaries, 1995, IMDb 7.3)
Экранизация автобиографического романа Джима Кэрролла о его свободном падении на дно.
История о четырех друзьях, трое из которых играют в баскетбол. Как и большинство их сверстников, ребята проводят все время вместе, ведут беседы о том, какие они взрослые, прыгают в воду со скалы, дерутся с учениками других школ, иногда употребляют таблетки ради лучших результатов в игре, или нюхают клей, чтобы было веселее вместе. Джим (Леонардо Ди Каприо) в их компании считается умником и ведет дневник, по которому можно отследить процесс усиления наркозависимости и его деградации. Именно от его имени идет рассказ в фильме.
«Дневник баскетболиста» затягивает, и в какой- то момент приходит осознание, что смотреть его больно. Это картина, после которой на душе становится гадко, особенно от осознания того, что снят он по реальным событиям. Более того, если оглянуться, то где-то совсем близко, в соседнем подъезде, эта история с небольшими коррективами происходит снова и снова. Бесконечное количество раз. И здесь уже нет места голливудскому хэппи-энду. Это жестокое и шокирующее кино, после которого остается мрачный осадок, но его стоит увидеть, как минимум из-за гениальной игры молодого Лео Ди Каприо.
6. Девственницы самоубийцы (The Virgin Suicides, 1999, IMDb 7.2)
Полнометражный дебют Софии Копполы снят по одноименному роману Джеффри Евгенидиса.
Американская глубинка, 70-е годы. В семье Лисбон пять дочерей-подростков. После того, как 13-летняя Сесилия совершает самоубийство, ее сестры становятся объектом пристального внимания жителей городка, в особенности соседских парней, которые устраивают за ними настоящую слежку. В попытке оградить дочерей от навязчивого внимания окружающих, родители постепенно прекращают всяческое общение с внешним миром и запрещают девочкам выходить из дома, что влечет за собой трагический конец.
Великолепная драма о пяти девочках подростках, воспитанных в строгости, вере и одиночестве. Одну из них играет Кирстен Данст. Саундтрек у фильма тягучий и будоражащий душу. Фильм эксплуатирует такие темы, как религиозный фанатизм, подростковые самоубийства, травмирующий сексуальный опыт, семейное насилие, но при этом кино не производит впечатления чего-то грубого или грязного. София Коппола работает здесь через мелкие детали и тонкие намеки, а общее настроение ленты – меланхоличное, с привкусом фатальности и… страшной неловкости. Но никакой истеричности или слезовыжималки здесь нет – звучит лишь тихая грусть по чему-то давно утраченному.
7. Детки (Kids, 1995, IMDb 7.1)
Скандальный фильм Ларри Кларка об одном дне из жизни подростков Нью-Йорка середины 90-х, их комплексах и амбициях. Пока Телли (Лео Фицпатрик) стремится переспать с как можно большим числом девственниц, одна из его бывших девушек узнает, что заразилась от него СПИДом.
В фильме можно увидеть еще совсем молодых Хлою Севиньи и Розарио Доусон, которые уже тогда хорошо смогли продемонстрировать свой талант, как и другие ребята, для которых это кино было первой значимой ролью. Ларри Кларк однажды сказал о своей работе: «Я всегда мечтал сделать настоящий фильм о подростках. Я уверен, что ребята, которые посмотрят картину, скажут: «Эй, да это же мы!», а те, кто постарше, вспомнят, какими они были в этом возрасте». За полтора часа фильм затрагивает множество проблем, таких как избиения, гомофобия, фэтшейминг, объективация, накачивание наркотиками, изнасилования. Приятного немного, но зато все очень правдиво.
8. Дискосвиньи (Disco Pigs, 2001, IMDb 6.7)
Этот фильм построен по двум параллельным линиям: одна – олицетворение любви, обласканной главными героями и провозглашенной культом; другая – параноидальная, с большой долей психоза и маниакальным поведением. Даррен (Киллиан Мерфи) и Шинед (Элейн Кэссиди) – лучшие друзья. 17 лет они живут друг для друга, создав собственный мир, в котором он – Свин, а она – Свинка. Их не заботит окружающий мир со всеми его бытовыми проблемами. Им неинтересны сверстники, лишь они есть друг у друга. Свин и Свинка особенные, и так могло бы продолжаться всегда: бесконечное детство, походы в ночные клубы, дневные посиделки на берегу океана, странные разговоры, понятные лишь им двоим, общая мечта… Но ничто не вечно. Время идет, и мы меняемся вместе с ним. Мы взрослеем, становимся лучше или хуже, на смену привычным принципам и идеалам приходят новые, беспощадно занимая в душе и сердце место прежних. Так и должно быть, но согласны ли с этим главные герои?
“Дискосвиньи” поражают своим безумием, страстью и напором. Этот фильм захватывает все ваше внимание с первой минуты и переносит в безумный мир, созданный Свином и Свинкой, Королем и Королевой. Отдельно стоит отметить невероятную игру главных актеров, которые не играли, а по максимуму проживали свои роли. Шок-драма, которая по сути открыла миру актера Киллиана Мерфи, сыгравшего здесь ту же роль, что и в одноименном спектакле, по мотивам которого снята кинолента.
9. Белый парень Рик (White Boy Rick, 2018, IMDb 6.5)
Криминальная драма Яна Деманжа основана на реальных событиях, и рассказывает историю самого молодого осведомителя ФБР в истории США.
Детройт, 1984 год. Отец и сын, оба по имени Рик зарабатывают на жизнь тем, что перепродают огнестрельное оружие. Старший (Мэттью Макконахи) – отец-одиночка, делает это ради детей, которые считают его неудачником. Младший (Ричи Мерритт) — с намерением вырваться из нищеты и стать частью местной преступной группировки, промышляющей торговлей наркотиками на улицах города. Но как только жизнь четырнадцатилетнего Рика начинает налаживаться, его берет в оборот ФБР, угрожая тюремным сроком для папаши в случает отказа от сотрудничества.
Режиссер в своем втором полнометражном фильме рисует противоречивый мир Детройта прошлого, в котором поколения семей обречены на нищету, а члены уличных банд красуются золотыми цепями, сполна осознавая, что их судьба заранее известна: или конкуренты убьют, или попадут в тюрьму. Из этой обыденности и состоит история этого фильма, захватывающая не сильной драмой, а реализмом и актерской работой. Ричи Мерритт в роли Рика очень хорош, но все же главный герой картины – Ричард Верши-старший в превосходном исполнении Мэттью Макконахи, на которого всегда приятно смотреть.
Ира Дробот
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom