Несмотря на претенциозное название, фантастике «Бесконечность» определенно не суждено увековечиться в вечности, в смысле войти в анналы киноистории (и реинкарнировать подобно собственным персонажам, то есть продолжаться в сиквелах или спин-оффах, ей тоже не светит). Режиссер Антуан Фукуа («Тренировочный день», «Уравнитель») снял стерильный компьютерный экшн по настолько пустому сценарию, что после просмотра ни в голове, ни в сердце не остается ровным счетом ничего, абсолютный ноль (или два ноля, раз уж речь о бесконечности), сплошная прискорбная дыра. То есть фильм именно из тех, что влетают в одно ухо/ один глаз и тут же со свистом вылетают из другого, бесцельно и бессмысленно гоняя воздух и не оставляя после себя ни одной хлебной крохи, не говоря уже о каком-то там послевкусии.
Закадровый голос в предисловии рассказывает, что живут среди обычных людей те немногие, что загадочным образом (или по воле господней) помнят все свои прошлые жизни с самого сотворения мира (мы, все остальные, по невежеству своему называем таких людей шизофрениками). Эти немногие зовутся Бесконечными, что со временем раскололись на два противоборствующих лагеря: Верующих (которые верят, что таково предназначение свыше и что реинкарнация – способ сделать человечество лучше) и Нигилистов (которые смертельно устали от вечной жизни и вечного перерождения снова и снова и жаждут разорвать этот нескончаемый цикл переселения душ, уничтожив все сущее на Земле). А сделать они это могут с помощью некоего «яйца», которое деструктурирует каждую нить ДНК на нашей потрепанной, вымотанной, измученной планете.
Все. Предисловие объясняет весь дальнейший сюжет, в котором не будет абсолютно ничего, выходящего за рамки выше сказанного, ни единого словечка, ни единого поворота. Протагонист (Марк Уолберг) и антагонист (Чиветель Эджиофор, который, к слову, старается играть, но раз за разом упирается в тупик полого сюжета и полого антигероя) будут сражаться за яйцо, в котором сокрыта сила, как Иванушка и Кощей Бессмертный. Ну и догадайтесь, кто же в финале победит.
Диалоги в «Бесконечности» звучат примерно так: «Хочешь узнать правду, пойдем со мной. – Ну а чо, пойдем. Мне кота кормить не надо». Или так: «Эван, ты на самом деле не Эван, а Генрих Тредвей. Сейчас мы погрузим тебя в эту специальную жидкость, в которой ты можешь захлебнуться насмерть, и ты все вспомнишь. – (Едва не захлебнулся насмерть) Вот черт, я и впрямь Генрих Тредвей».
Конечно же, «Бесконечность» вызывает ассоциации с «Кредо убийцы» Джастина Курзеля (хотя некоторые западные критики припомнили в контексте «Матрицу»), основанным на небезызвестной серии видеоигр (фильм Фукуа основан на романе Эрика Майкранца). Противостояние верующих и нигилистов – это, по сути, то же противостояние ассасинов и тамплиеров. А погоня за яйцом – это погоня за яблоком (в «Кредо убийцы» с яблока, того самого запретного плода из райского сада, началась история человечества, а в «Бесконечности» яйцом эта история грозит закончиться). Но если в картине с Фассбендером и Котийяр хотя бы были увлекательные погружения в прошлые жизни и прошлые века (и эффектная операторская работа австралийца Адама Аркапоу), то в «Бесконечности» нет даже этого (мимолетный флэшбэк с Уолбергом в образе русского кузнеца не в счет).
Смотрите легально на MEGOGO
Судя по всему, тематически некая похожая конфронтация, аналогично отсылающая к Ветхому Завету, ждет нас в предстоящих многострадальных марвеловских «Вечных». Неизвестно, будет ли там борьба за какой-нибудь съестной артефакт, но точно будет противостояние хороших Вечных и плохих Девиантов, их злобных собратьев, несущих хаос и разрушение. Но, конечно, от постановщицы Хлои Чжао, получившей в этом году «Оскар» за «Землю кочевников», мы ожидаем гораздо большего и даже чего-то из ряда вон… как-никак Marvel умеет и не перестает удивлять в отличие от многих других аттракционных блокбастеров.
Анастасия Лях
Бесконечность (Infinite)
2021 год, США
Продюсеры: Лоренцо Ди Бонавентура, Марк Вахрадян, Джон Зейозирни
Режиссер: Антуан Фукуа
Сценарий: Джон Ли Хэнкок, Иэн Шорр, Эрик Майкранц
В ролях: Марк Уолберг, Чиветел Эджиофор, Софи Куксон, Дилан О’Брайен, Руперт Френд, Джейсон Манцукас, Лиз Карр
Оператор: Мауро Фиоре
Композитор: Гарри Грегсон-Уильямс
Длительность: 106 минут/ 01:46